МВФ пытается раскачать цену на нефть - ОПЕК будет непреклонна?
МВФ проанализировал работу ОПЕК за два года и сделал выводы относительно возможного повышения цены на баррель нефти. По оценкам Фонда, чтобы стоимость бочки "черного золота" повысилась к 2020 г. до $75, надо всего-ничего - чтобы Организация стран-экспортеров нефти снизила добычу на 7 млн баррелей в сутки - тогда доля ОПЕК на рынке уменьшится с 42% до 35%. Если же добыча не снизится, то цена барреля к 2020 г. составит, по данным МВФ, $58.
Важно также отметить, что МВФ пришел к выводу - борьба за сохранение доли и "выдавливание" с рынка производителей сланцевой нефти не приведет к балансу на рынке. Поэтому лучше и добычу снизить, и дорогу "сланцу" дать. Но стало уже притчей во языцех, что если МВФ начинает что-то рекомендовать, рассчитывать - жди беды.
Касается ли это ОПЕК и какова будет ситуация на рынке нефти? Об этом в интервью Накануне.RU рассказал директор Фонда энергетической безопасности Сергей Пикин.
Вопрос: МВФ проанализировал стратегию ОПЕК с 2014 г. и пришел к выводу, что если организация снизит свою долю на рынке с 42% до 35%, то к 2020 г. баррель нефти может стоить $75. Как Вы оцениваете перспективы такого предложения?
Сергей Пикин: Я бы не рассматривал это как предложение, это их некая модель, в которую они поместили определенные параметры и с помощью этой модели сделали выводы. Это не является предложением как таковым. Сейчас инвестиции в отрасль падают на сотни миллиардов долларов каждый год – это означает, что деньги не идут в освоение новых месторождений. И надо учесть, что спрос каждый год растет, и растет он как минимум на миллион баррелей в сутки, по прошлому году - почти 1,5 млн баррелей, в этом году прогноз роста спроса - где-то 1,3 млн баррелей.
Это означает, что те месторождения, которые сейчас работают, находятся все-таки либо на пике своего освоения, либо на спадающем уровне, то есть необходимо в любом случае вкладываться, чтобы продолжать дальнейшие разработки.
И сейчас ключевая идея, на которой строится стратегия ОПЕК, и в первую очередь стратегия Саудовской Аравии, состоит в том, чтобы выиграть время, когда инвестиции составят тот уровень, который позволит наращивать предложение такими же темпами, какими растет спрос.
Вопрос: Подобные ситуации уже были раньше?
Сергей Пикин: Что-то похожее было в начале 2000-х годов. Тогда тоже было большое падение инвестиций, и рост спроса превысил рост предложения, после чего цена достаточно быстро вошла в нормальный уровень для стран, которые производят нефть. Но сказать о том, чтобы сейчас ОПЕК готова была снижать свою добычу, снижать долю, – нельзя, страны-участники к этому не готовы. Они понимают, что любое снижение их доли приведет к тому, что увеличится доля в первую очередь добычи сланцевой нефти. Неслучайно появилось недавно заявление одной из норвежских компаний, которая говорила, что большой объем запасов нефти находится в США, на втором месте Россия, на третьем лишь Саудовская Аравия.
И поэтому сейчас любое снижение доли означает, что эта доля уходит "ребятам из-за океана", на рынок сланца. Сейчас мы видим, что больше $50 – это цена, которая уже устраивает этих добытчиков, и они уже начинают увеличивать количество буровых установок. Но пока еще на добыче это не сказывается, мы пока видим по статистике, что добыча падает.
Вопрос: И все же, как Вы оцениваете такие прогнозы – $75 за баррель к 2020 г. при снижении доли до 35%, и $58 за баррель при оставлении текущих показателей?
Сергей Пикин: Я никак не оцениваю это. Это не прогноз, это просто одна из моделей, которая используется такой организацией, как МВФ. Есть масса других моделей, и диапазон колебаний этих показателей разный. У той же норвежской компании, которая оценила запасы США на максимальном уровне, эта стоимость к 2020 г. равна около $100. И масса других возможных сценариев есть. Повторю – это даже не прогнозы – это формулы, в них вносятся определенные параметры, и на их основе получаются значения. Но рынок газа и нефти гораздо сложнее, чем все эти формулы, поэтому все они имеют право на ошибку с вероятностью даже и в 100%.
Вопрос: Интересный момент - МВФ ведь не указывает, какие страны, на каких участках, в какой срок должны бы снизить, по их расчетам, долю добычи. Говорится в целом об ОПЕК, но имеются в виду определенные игроки на рынке?
Сергей Пикин: Вообще, все время если и шла речь о снижении, то это была Саудовская Аравия, потому что у нее самая гибкая технология с точки зрения снижения добычи. Поэтому она как правило и отвечала за снижение добычи нефти. Другие страны даже когда снижали квоты на добычу, они либо поддерживали это меньшим объемом, либо вообще не выполняли эти квоты. В основном все последние годы снижение происходило за счет того, что снижала долю на рынке Саудовская Аравия.
Вопрос: И тут речь идет, по сути, тоже о Саудовской Аравии? Будет ли ОПЕК ориентироваться на эти расчеты?
Сергей Пикин: Ну, это чисто технологическая вещь. Тут не то, чтобы ОПЕК хочет, чтобы Саудовская Аравия снизила долю, но я думаю, что с точки зрения технологий это проще всего сделать Саудовской Аравии, и она это делала. Но сейчас другое время, и все рекомендации или выводы ОПЕК – они абсолютно непригодны в текущей ситуации.
ОПЕК это не примет, на это можно даже не рассчитывать.