Александр Чачия - про несостоявшийся референдум в Абхазии: это может закончиться неконституционно
Недавнее обострение ситуации в Абхазии закончилось "пшиком". Референдум о доверии президенту 10 июля показал "рекордную" явку - менее 2%, в связи с чем был признан несостоявшимся. Это значит, что в республике нет политической стабильности с одной стороны, с другой стороны - не сформировалась ещё политическая культура, что в принципе естественно для всех постсоветских республик. Но тут она вообще в зачаточном состоянии, потому что такие вещи, конечно, не должны происходить.
Ситуация приняла некую комическую окраску. Получилось, что оппозиция требовала от власти проведения плебисцита, чтобы выяснить отношение населения к этой власти. Власть с этим согласилась и назначила день голосования с тем, чтобы население высказало к ней своё отношение. Но затем и оппозиция, и власть призвали население в плебисците не участвовать. В итоге все продемонстрировали политическую незрелость. Оппозиция давит на то, что народ сейчас занят всякого рода обеспечением туристической инфраструктуры, ему сейчас не до выборов и голосований.
Поэтому призывали власти перенести этот референдум на осень. Но тут возникает вопрос. Ведь в туристической сфере заняты не только сторонники оппозиции, которые из-за этого не могли прийти на референдум, но и сторонники Хаджимбы, нынешней власти. Если бы даже пришел 51% голосующих, то это была бы довольно репрезентативная выборка, отражающая настроение людей. Но этого не произошло.
Я думаю, что ни одна из сторон не оказалась готова к проведению такого плебисцита, к результатам голосования. Видимо, на горячую голову было принято это решение с одной стороны, и требование удовлетворения требований с другой, не были просчитаны все возможные ходы. Но во всяком случае, в более выгодном положении сейчас находится действующая власть, потому что она может интерпретировать эту низкую явку тем, что народ доволен и не хочет даже участвовать в выборах, где ставится под сомнение нынешняя власть.
Не знаю, какой аргументацией будет пользоваться оппозиция, но её труднее будет понять. А широкие массы населения как были недовольны существующим положением дел, так и останутся, просто они пока не видят выхода из создавшегося положения, и чтобы было серьёзное движение в стране со сменой власти, нужен признанный большинством населения новый лидер. Нового лидера в Абхазии пока нет. Борьба ведётся в старой колоде. Поэтому у каждого есть свои сформировавшиеся сторонники в течение длительного времени, и борьба ведётся между этими группами - они заняты тем, чтобы перетащить на свою сторону часть сторонников другого лидера. Думаю, что ситуация будет напряжённой, и с октября начнутся попытки опять внести разлад в политическую ситуацию.
Если бы пришли граждане осенью и проголосовали бы за смену власти, тогда у них были бы все козыри, чтобы собирать людей, проводить митинги, требовать отставки власти. Власть бы ссылалась на конституцию, по которой референдум не обязателен к реализации и имеет консультативный характер. Оппозиция бы говорила, что главное здесь не конституция, а воля народа, наши исторические традиции, в соответствии с которыми решение народа главнее, чем любые бюрократические трюки. Вот так бы могла нарастать напряжённость, и в итоге она бы разрядилась неконституционно. Хотя, может быть, действующая власть в лице президента пошла бы на уступку, как в своё время пошёл на уступку Анкваб.
Однако при этом надо учитывать, что действующие демократические политические механизмы не всегда работают в таких республиках. В Абхазии в частности глубоко сидит устоявшаяся многовековая традиция - народный сход решает проблемы. Поэтому часто такие массовые митинги воспринимаются как народный сход. И если он что-то объявил, то надо к этому прислушиваться. На массы очень влияет решения таких многотысячных сборов, это надо учитывать. Именно этим и хотели воспользоваться оппозиционеры. Сейчас ситуация другая. Сегодня человек со своим мнением оказывается у урны, где никто на него не влияет. Поэтому полностью приравнивать референдум к народному сходу тоже было бы неправильно. Но в ментальности такое есть - что народ сказал, то власть обязана делать.
Значительной части общества сейчас не до голосований, на самом деле, потому что лето — это единственный период, когда они могут что-то заработать. Само это событие не является сегодня показателем отношения народа ни к власти, ни к оппозиции, ни к существующему порядку вещей. Просто политические силы затеяли акцию, которая не состоялась. Но сейчас эта напряженность не рассеется - не исключено, что в ближайшее время будет созван так называемый народный сход, где будут выступать люди и требовать проведения референдума осенью, и всё это будет преподноситься как глас народа.
Сложно сказать, как оппозиция сможет транслировать этот накал на широкие массы населения осенью, но факт в том, что примирения, согласования позиций между властью и оппозицией не будет.
Политолог, эксперт по Грузии и Кавказу Александр Чачия специально для Накануне.RU