"В новой конфигурации Госдумы спикером может стать не чиновник, а политический менеджер"
Государственная дума шестого созыва заканчивает свою работу – депутаты разъехались по регионам, в большинстве своем, работая "в полях" на результат сентябрьских выборов. Один из ключевых вопросов, который возникнет после 18 сентября – кто возглавит парламент. За исключением первого "короткого" созыва, спикеры работали по два срока, после чего происходила смена. Сохранится ли тенденция и Сергей Нарышкин продолжит работу во главе Госдумы? В политических кругах обсуждают разные версии, и вчерашняя встреча Владимира Путина с руководителями фракций, на которой он выразил отдельную благодарность спикеру, дает новые сигналы. Подробности – в материале Накануне.RU.
Первый состав Государственной думы РФ оформился по итогам выборов 12 декабря 1993 года и проработал лишь два года. В собрание вошли представители полутора десятков движений и политических сил, 130 независимых депутатов, и какой-то доминирующей партии просто не было – по 64 мандата получили представители ЛДПР и "Выбор России", в который входили "младореформаторы" – Егор Гайдар, Анатолий Чубайс и многие их соратники. Среди лидеров оказались также коммунисты из КПРФ (42 мандата), а были и альтернативные коммунистические партии, а также "Аграрная партия России" (37 мандатов). Один из создателей АПР Иван Рыбкин и стал председателем "пилотной" версии Госдумы. В следующий созыв он уже баллотироваться не стал – его политическая карьера пошла по другому пути. В октябре 1996 года он сменил генерала Александра Лебедя на посту главы Совбеза РФ, а потом работал в правительстве Виктора Черномырдина.
Во втором и третьем созывах российского парламента КПРФ имела самую крупную фракцию, хоть и не обладала абсолютным большинством. Во втором созыве коммунисты провели 157 депутатов, в третьем – 113. Оба раза спикером становился член президиума ЦК КПРФ Геннадий Селезнев. В 2002 году коммунисты приняли решение о том, что Селезнев должен сложить полномочия спикера после пересмотра "пакетного соглашения между фракциями о распределении руководящих постов". Селезнев, однако, партийному решению не подчинился, после чего был исключен из компартии. Чуть позже он организовал собственное движение – "Партию возрождения России", с которой избрался в Госдуму четвертого созыва, но уже не занимал каких-либо руководящих постов.
В 2003 году на выборах четвертого созыва уже конституционное большинство заработала "Единая Россия" – 308 мандатов. Тем не менее, определенная "пестрота" в составе Госдумы присутствовала – были представители 10 партий и 67 независимых кандидатов. Спикером этого созыва стал Борис Грызлов, имевший на тот момент двухлетний опыт работы на посту главы МВД, кроме того, он возглавлял Высший совет партии ЕР. В первый же день работы, Грызлов заявил о том, что в думе не стоит устраивать политические баталии и "отстаивать политические лозунги" – позже эта реплика стала известна как "парламент – не место для дискуссий". В следующем созыве, который проходил уже только по спискам, оформилась конфигурация из четырех парламентских партий, которая действует и сейчас, а "Единая Россия" еще упрочила позиции – 315 мандатов.
В 2011 году после выборов, закончившихся "болотными" протестами, Грызлов отказался в третий раз возглавлять Госдуму – "возглавлять ее больше двух сроков подряд - неправильно". В этот же день он стал членом Совета безопасности России, а через год – председателем наблюдательного совета "Росатома", который и возглавляет до сих пор.
Вместо Грызлова, по предложению фракции "Единой России", спикером стал Сергей Нарышкин, прошедший в Госдуму по списку в Ленинградской области. Последним местом работы Нарышкина была Администрация президента, которую он возглавлял.
"Хотел бы особо поблагодарить спикера парламента за то, что ему удавалось при всех накалах страстей, которые подчас возникали в зале заседаний, все-таки достаточно уверенно вести этот непростой корабль к конечному результату, ради которого мы все с вами и работаем", - отметил на вчерашней встрече с лидерами парламентских партий Владимир Путин.
"Сергей Нарышкин - вполне адекватный деятель, корректный, склонный к диалогу, всегда неизменно респектабельно позиционирующийся, с серьезным административным опытом. При этом, он обладает неплохими способностями как публичный политик, принял успешное участие в праймериз, идет по одномандатному округу. Словом, для политической роли председателя парламента, он, мне кажется, подходит вполне адекватно. Вероятность занять этот пост довольно велика. Я бы не говорил о 100%, но трудно назвать факторы, которые бы этому препятствовали", – прокомментировал Накануне.RU гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.
Нарышкин действительно выступил на праймериз весьма удачно – по одномандатному округу его результат превысил 86%, по общерегиональному списку приблизился к 75%. В результате, он был выдвинут партией и лидером списка и как одномандатник.
"Я бы хотел, конечно, предположить, что Сергей Нарышкин сохранит пост спикера в Госдуме, но логика подсказывает, что, скорее всего, он перейдет на какую-то другую должность, хотя во всяких правилах бывают исключения, и вполне вероятно, что именно Сергей Евгеньевич сохранит пост спикера Госдумы. Во всяком случае, он за все это время доказал, что находится на своем месте, заработав не только внутриполитический, но и международный авторитет", – поделился мнением с Накануне.RU гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
Тем не менее, эксперт считает, что Нарышкин вполне может сменить кресло в силу очень простой причины.
"Владимир Путин часто ротирует людей из своего окружения и ставит их решать новые задачи – это происходит регулярно", – напоминает эксперт.
Есть и другие причины для возможной смены первого лица российского парламента. В отличие от выборов 2011 года, в которых приняли участие семь официально зарегистрированных на тот момент политических партий, нынешний состав депутатского корпуса может серьезно обновиться. Для этого есть ряд причин, как связанных с электоральными настроениями, так и чисто технологических. Электоральные причины таковы, что партий, готовых принять участие в выборах без сбора подписей, стало вдвое больше – 14, не говоря о тех, кто присоединится, преодолев "подписной" барьер.
Уже сейчас многие из этих 14 партий ведут агрессивную и очень жесткую борьбу за кандидатов, надеясь попасть в Госдуму хотя бы за счет одномандатников. Кроме того, внешний фон, вроде Крымской весны, успехов в Сирии т .д. резко снижается, на первый план выходят бытовые проблемы, и реплики председателя партии, типа "денег нет, но вы держитесь" фактически раздают голоса оппозиционным партиям, снижая общий рейтинг "ЕР". Технологические причины связаны с возвратом одномандатных округов и снижением избирательного барьера с 7% до 5%. С учетом этих и многих других менее заметных, но определяющих общий тренд, факторов, состав новой Госдумы становится все менее предсказуемым. Впрочем, как показала встреча с главой государства, лидеры парламентских партий считают, что сумеют сохранить "четырехногую думу".
"Решение по спикеру будет приниматься после выборов, когда станет ясен персональный состав Госдумы, сколько там будет людей, которые не готовы 100% ходить строем, как ходили предыдущие два созыва Госдумы. Нарышкин – чиновник, он идеально подходил для прошлого созыва думы, но не факт, что он подойдет для нового созыва. Поэтому, если для власти выборы пройдут по максимально комфортному сценарию и дума будет примерно копировать предыдущую думу по степени своей пассионарности и самостоятельности, то шансы Нарышкина сохранить пост велики, но этот сценарий маловероятен", – отметил в беседе с Накануне.RU директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
По мнению эксперта, у партии есть серьезные проблемы с рейтингом в больших городах и в отдельных регионах России, а это резко снижает предсказуемость и самого состава Госдумы и, соответственно, фамилии спикера.
"Если дума будет менее управляемой, туда будет нужен в качестве спикера такой политический менеджер – нечто среднее между политиком и бюрократом", – считает политолог.
В этой конфигурации политологи сразу вспоминают фигуру первого замглавы Администрации президента, куратора внутренней политики Вячеслава Володина, который по представлению Дмитрия Медведева на съезде был утвержден в качестве лидера Саратовской региональной группы. И, судя по некоторым аспектам, не намерен относиться к этой работе "спустя рукава". В прессе уже появлялась информация о том, что после утверждения списков "Единой России" он уйдет в отпуск со своего основного места работы.
После ухода Вячеслава Суркова Володин стал настоящим "серым кардиналом" внутренней политики и, фактически, основателем складывающейся политической системы, получившей условное название "володинской весны".
"Вячеслав Володин, судя по всему, идет на выборы с прицелом обкатать ту политическую модель, к созданию которой он имеет непосредственное отношение. Вполне вероятно, он вернется на свои позиции первого замглавы Администрации, с которой он и не уходил", – считает Мухин.
Однако, никто не мешает предположить, что его планы простираются дальше простого тестирования "конкурентных выборов без погони за электоральными рекордами". Володин имеет парламентский опыт, он был депутатом три срока подряд, занимал пост вице-спикера Госдумы, руководящие посты во фракции, а на выборах 2007 года, самых успешных для партии власти, возглавлял предвыборный штаб.
"Вариант его перехода в Госдуму в качестве одного из рабочих сценариев рассматривается. Другого поста для него нет – даже пост вице-спикера стал бы для него ссылкой после нынешнего поста. А причин для ссылки нет, он эффективен. Поэтому здесь только такой вариант – при уходе с поста первого замглавы АП – на пост спикера Госдумы", – предполагает Салин.
Еще один потенциальный кандидат на пост председателя Госдумы, как считают эксперты – нынешний вице-спикер Сергей Неверов. В отличие от Володина, Нарышкина или Грызлова, у него нет такого опыта работы в исполнительной власти, в определенном смысле, он "профессиональный депутат", получавший мандат четыре раза с 1999 года. С другой стороны, у него есть образ "человека из народа", поскольку секретарь генсовета партии почти 20 лет проработал шахтером в Кузбассе.
При этом, несмотря на внедрение партийных новаций - проведение эксперимента с всероссийским праймериз - на фоне своих коллег он выглядит менее эффектно и успешно. Например, в 2011 году уже Неверов возглавлял избирательный штаб партии, и по результатам "Единая Россия" уступила 77 мандатов оппозиции. Более того, избирательный список, в котором он участвовал под вторым номером, показал один из самых низких результатов – 37,2%.
А в рамках предвыборной кампании Неверов ухитряется еще и попадать в публичные скандалы буквально на ровном месте. Последним из них можно назвать историю на молодежном форуме "Территория смыслов", когда девушка, имеющая два высших образования, рассказала о невозможности для молодежи приобрести жилье. Вице-спикер парламента, вместо ответа по существу, заявил ей, что она сделала неправильный выбор при профессиональном определении, если ей пришлось за деньги получать второе высшее образование, а "за глупость надо платить". Между тем, отметим, что и сам Неверов, и многие его однопартийцы, включая тех же Володина и Нарышкина, сами имеют по два диплома о высшем образовании.
Разумеется, в ходе кампании и в зависимости от ее результатов, тренда на выборы 2018 г. и их повестки (будет ли это такой же либерально-монетаристский курс, как сейчас, с цинично-наивным признанием "денег нет", или будет решено "прижать олигархов" и оттранслировать в массы посыл о борьбе за "социальную справедливость") могут проявиться и другие претенденты на спикерское кресло.
Что касается перспектив Сергея Нарышкина, в случае, если его заменят в Госдуме, то это может быть довольно широкий спектр позиций.
"Здесь очень широкий фронт работ, я даже не рискну предположить. С учетом его возраста и репутации, учитывая, что к нему тоже нет претензий, для него найдут какой-то вариант, как минимум первого вице-спикера, но это будет понижение небольшое. Либо какое-то перемещение по горизонтали – необязательно в партии, может быть абсолютно любой пост вплоть до, условно говоря, спецпредставителя президента по стратегическим международным вопросам", – подводит итог Салин.