Евгений Гниломедов: Попытка госпереворота в Турции должна заставить Россию задуматься о рисках работы с Анкарой
В прошедшие выходные весь мир наблюдал за происходящим в Турции, где группа военных предприняла попытку государственного переворота. Действия мятежников проходили по обычному для таких случаев сценарию с перекрытием транспортных магистралей, захватом СМИ и государственных учреждений. Однако по различным причинам действия военных не увенчались успехом, и сейчас уже с полной уверенностью можно констатировать, что, несмотря на сохраняющуюся напряженность, официальные власти сумели взять ситуацию под свой контроль.
В связи с этим возникает вопрос: "Как произошедшее в Турецкой Республике может повлиять на ее внешнюю политику и дальнейшее развитие двусторонних отношений с Российской Федерацией?"
Указанный инцидент существенно не отразится на действиях республики на международной арене. Возможно возникновение трудностей в общении с теми странами, в которых оказались лица, по мнению турецкого правительства, причастные к перевороту. Однако они будут носить временный характер, так как все мировое сообщество выступило с осуждением повстанцев. Что же касается экономических связей Анкары, то общий вектор останется прежним, так как в этой сфере не поменялась ни стратегия, ни партнеры, ни ключевые фигуры в правительстве.
Более того, в данный момент стоит ожидать развития ситуации с нормализацией отношений России и Турции, вызванной извинениями Анкары за сбитый самолет. Известно, что Владимир Путин после попытки силового захвата власти лично общался с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. В ходе разговора была достигнута договоренность о проведении в ближайшее время двусторонней встречи глав государств. Именно она может иметь решающее значение для развития двустороннего сотрудничества, в том числе и в экономической, и в топливно-энергетической сферах. Как известно, после инцидента с российским самолетом были приостановлен ряд крупных проектов, основными среди которых можно назвать строительство газопровода "Турецкий поток" и атомной электростанции "Аккую". При этом, стабильное выполнение сторонами договоренностей и контрактов, связанных с поставками энергоносителей, позволяет надеяться на конструктивный диалог в данной сфере.
Однако не стоит надеяться на быстрое восстановление отношений, так как до сих пор остается ряд принципиальных требований со стороны России, связанных прежде всего с ситуацией со сбитым Су-24, без выполнения которых существенных подвижек ожидать не стоит.
Важное значение для энергетического сотрудничества будет иметь и тот факт, что период конфронтации затянулся. Реализация проектов была остановлена, закупленные материалы перенаправлены на другие стройки, контракты с подрядчиками расторгнуты. Важно и то, что российская сторона предлагала профинансировать указанные выше проекты, но ситуация на рынке существенно изменилась. Компании отрасли из-за резкого снижения стоимости продукции вынуждены оптимизировать расходы и урезать финансирование инвестиционных программ, а ведущие отечественные банки лишились возможности кредитования за рубежом.
Резюмируя, можно говорить о том, что попытка государственного переворота в Турции повлияет на внутриполитические процессы, в то время как внешняя кардинально политика не изменится. Решающую же роль в отношениях двух стран, как и раньше, будет играть разрешение ситуации, связанной с уничтожением нашего самолета. При этом, двустороннее сотрудничество по-прежнему актуально и выгодно как России, так и Турции. Локомотивом сближения должны стать экономическое взаимодействие и совместная работа в области ТЭК. Однако нашему правительству и заинтересованным компаниям стоит более внимательно отнестись к новым реалиям и учесть риски, которые, как показала практика, постоянно возникают в отношениях с Анкарой.
Евгений Гниломёдов, директор Центра перспективного анализа и стратегических исследований, специально для Накануне.RU