Что ждет российское образование при новом министре?
Когда первые впечатления от смены главы Минобрнауки ушли, и фигура нового руководителя ведомства – Ольги Васильевой – несколько "прояснилась", то напугала почти всех. Либералы напуганы тем, что так называемого технократа заменили идеологом, который без злобы отзывается о Сталине. Патриотическую общественность, особенно левую, насторожили слухи о том, что Васильева выступает за масштабное сближение школы и Церкви и поддерживает американские подходы к гражданской войне, когда "герои есть и на Севере, и на Юге". Академическую среду слегка отпугнуло вольное отношение к авторитетным советским историкам, таким как академик Михаил Покровский, школа которого, по ее словам, занималась "беснованием". Довольными остались пока только евразийцы, удивленные любовью министра к русскому 19 веку, к месту и метко она цитирует философа Ильина и слова крымско-татарского патриота России Гаспринского о русском мусульманстве. Что ждет российское образование при новом министре-историке, ведь "история – это политика, опрокинутая в прошлое", как говорил тот самый Покровский? В этом попытался разобраться корреспондент Накануне.RU.
Предмет научных изысканий нового министра образования и науки Ольги Васильевой – возрождение русской традиции и некоторое усиление роли Церкви при Сталине. Уже одного этого стало достаточно, чтобы Юлии Латыниной, например, захотелось извиниться перед Дмитрием Ливановым.
"Мне искренне хочется извиниться перед Ливановым, что несколько раз, когда он делал хорошие дела, я стеснялась открыть рот", - сказала журналистка на радио в своей передаче. Основная претензия либералов - дескать, технократа Ливанова заменили на идеолога - Ольгу Васильеву. Впрочем, других экспертов идеологизированность нового министра не пугает, а даже радует.
"Мы часто путаем технократизм с менеджерианством. Потому что технократ, условно говоря, строит завод и организует производство, а менеджерианец исходит из того, что не нужно разбираться в том, чем ты руководишь, важно знать законы управления, и если ты придумал какую-то схему, то люди по ней и должны жить, потому что ты считаешь, что она разумная. Обычно реальную работу такой подход парализует. А Ливанов не делал идеологических заявлений? Он выступал против закона Димы Яковлева. Он поддерживал идею разрешить ношение хиджабов в русскоязычных регионах в школах. Технократ - тоже же идеолог. Технократическое движение в XX веке показывает это нам вполне", - говорит политолог Сергей Черняховский.
Другое дело, что идеология Васильевой несколько непривычна, мягко говоря. Если опираться на лекцию, которую будущая министр прочитала недавно на летней "Территории смыслов", то можно вычленить и одну из ее идеологем – симпатию к американскому подходу в преподавании истории Гражданской войны: "Герои есть и на Севере, и на Юге".
Такой подход, кажется, хорошо рифмуется с современными тенденциями "белого реванша", установкой памятных плит Шкуро и Маннергейму, памятника Колчаку и героизацией Первой мировой войны как войны "Отечественной". Но тут оценки экспертов сходятся в том, что как политик Васильева - государственник, а как историк отличается строгим академическим подходом.
Историк и педагог Евгений Спицын предполагает, что новая глава Минобрнауки - явно государственник.
"Судя по ее выступлениям и их тематике, она - человек довольно умеренно-консервативных взглядов, в своем выступлении на "Территории смыслов" она сделала реверанс в сторону профессора Боханова. Он известный историк, работал в МГУ, сейчас, к сожалению, заболел, но в постсоветский период он, в основном, посвятил свои работы изучению персоналий русских царей. Например, Александру III", - говорит Евгений Спицын.
Журналист, член СПЧ при президенте России Максим Шевченко, который знает Ольгу Васильеву много лет, говорит, что она всегда старается устраниться от всех идеологических клише как академический ученый, и вполне может абстрагироваться от своих взглядов при решении конкретных и практических задач как министр.
"Ольга Юрьевна историк до мозга костей, которая холодно как врач, пытается разобраться в причинах, которые к нему привели к событи (начать) Я считаю, что ее работы по сталинскому периоду просто блистательны с исторической точки зрения. Масса источников собраны и проработаны. Она прекрасный историк, до мозга костей историк, которая придерживается вне идеологического подхода и так пытается разобраться в подлинных мотивах деятельности исторических персонажей. Холодно как врач констатирует то или иное событие в истории и пытается разобраться в причинах, которые к нему привели. Человеческих, социальных, экономических, моральных, духовных. Все, кто ее критикует пытаются в свою очередь описывать историю с публицистических позиций. Публицистика и история - разные дисциплины", - говорит Максим Шевченко. Тем более, по словам Шевченко, министра должны интересовать на работе оценки деятельности тех или иных исторических персонажей в последнюю очередь.
"Всякий министр хорош не тем, что он любит и каких взглядов придерживается, а то, каким он является чиновником", - говорит Шевченко.
Академизм как основной подход нового министра образования, так или иначе, отметили все эксперты Накануне.RU.
"В своей научной теме она была первопроходцем, и надо спасибо сказать ей за исследования. Ее выводы, конечно, неоднозначны, и существуют в историческом сообществе различные оценки ее подходов, но то, что касается качества ее работ и количества привлеченных документов – тут никаких нареканий быть не может. То, что она могла на тот момент привлечь в качестве источников, она привлекла", - говорит Спицын.
"Она до конца сохраняла связь с высшей школой. Причем она была вовлечена в реальный процесс – была завкафедрой. До сего момента людей, всерьез связанных с высшей школой в руководстве министерства, не было вообще. Если брать заместителей Ливанова, кроме Огородовой, все были менеджерами-авантюристами", - делится своим мнением Черняховский.
По мнению журналиста Максима Шевченко, Васильева по той же теме Гражданской войны демонстрирует довольно сдержанный подход.
"Про Гражданскую войну в России у нее интересный подход. Конечно, есть герои и на той, и на этой стороне. Я, допустим, с увлечением читаю "Дневник белого партизана" Шкуро и с таким же интересом Фурманова "Чапаев". Это все история моей страны, и храбрецы, сражавшиеся за свои идеи, были по обе стороны фронта. Все они, кто не предал страну и сохранил честь, составляют достоинство наших народов. Я отношусь к ним, как к эпическим воинам прошлого. Если у нее такой подход – я его разделяю, а другого я от нее не слышал", - говорит Максим Шевченко.
При этом все эксперты отметили, что, несмотря на то, что Ольга Васильева до своего назначения курировала "патриотизм" и "патриотические мероприятия" в Администрации президента, мягкий курс на "белый реваншизм", который сейчас во властной верхушке проявляется все очевиднее, не стоит связывать с ней. По мнению экспертов, источник его - в Российском военно-историческом обществе при Минкульте, а не в стенах АП.
"Я думаю, тут первую скрипку играли другие люди. "Белогвардейщина" идет от Российского военно-исторического общества, который курирует господин Мединский. Дело в том, что там как раз и окопались все "белогвардейцы", те, кто активно был связан с НТСовцами и издательством "Посев". Есть и такой институт РИСИ, где, например, работает правнук старшего царского повара Петр Мультатули", - говорит Евгений Спицын.
Суждение об Ольге Васильевой как о горячем стороннике элитного религиозного образования стало одним из популярных в сети. "Это назначение крайнего консерватора, выступающего за приоритет религиозного воспитания. Это просто караул", - поделился с "Ведомостями" источник в Минобре.
"Ленин же сказал, чтобы мы взяли из старой школы то лучшее, что в ней было, и отбросили ненужное, я так же выступаю за то, чтобы концепция образования для всех была классической. Я против расслоения общества по имущественно-бюрократическому принципу. Это мерзость, но мы же не возвращаемся в монархическую Россию? Без возврата к сословному обществу невозможно и такое образование", - комментирует Максим Шевченко. По его мнению, возврат к классическому образованию в общеобразовательных школах - как раз то, чего следовало бы желать, а не опасаться.
По его мнению, школа должна ориентироваться на развитие интеллекта ребенка, а не забивание его головы разными сведениями, как происходит сейчас.
Претензий у экспертов Накануне.RU к новому министру образования оказалось немного. Среди них – поддержка Васильевой "Единого учебника истории" для школьников, в том варианте, в каком его подготовили при прежнем руководстве.
"Что мне не очень понятно – ее реверансы в адрес ИКСа (историко-культурного стандарта, - прим. Накануне.RU) - это же полная идеологическая мешанина. Ее поддержка трех учебников, которые якобы выиграли конкурс. Потому что проблема на самом деле не решена – ее просто загнали в угол", - делится Евгений Спицын.
Также эксперты Накануне.RU надеются, что Минобразования при новом "умеренно-консервативном" главе попытается "подморозить" или направить в полезное русло "сколковщину".
"Сколковщину" напрямую курирует руководство правительства, и я не знаю, насколько ее допустят к курированию всего этого. Зато я точно знаю, что в том же МПГУ имени Ленина, а это головной педагогический вуз страны, полностью политику определяет банда "асмоловцев" и "сколковцев", и мне также известно, что Васильева крайне негативно относится к фигуре Семенова (ректор МПГУ им Ленина, возглавил вуз в 2013 году, - прим. Накануне.RU), и к его деятельности" на посту ректора, - считает историк Евгений Спицын.
Причем, по мнению экспертов Накануне.RU, хорошо бы было избавиться от "инновационных" подходов хотя бы в высшей школе.
"Гуманитарные споры о Сталине и Церкви интересует менее одного процента. Ольге Юрьевне придется заниматься не историей отношений Церкви и Сталина или личностью Сталина, ей придется заниматься организацией отраслевых, технологических вузов, которые захирели и пришли в упадок. Поднимать их на должный уровень, чтобы МАИ, МИФИ, Военмех санкт-петербургский, медицинские вузы встали на тот уровень, на котором они были в советское время - вновь стали научными мощными школами, а не выживающими за счет сдачи зданий в аренду", - считает Максим Шевченко.
В сухом остатке - скорее больше положительного, чем отрицательного. Однако, по мнению экспертов, положительные качества нового министра могут как-то "сыграть", только если она действительно будет обладать политической волей и реальными полномочиями.
"Все будет зависеть от того, насколько министр свободен в своих поступках и решениях, насколько далеко она готова идти, готова перетряхнуть кадры, прежде всего, в собственном аппарате. А в целом, я могу пожелать министру крепости духа и поддержки со стороны здоровых сил. Работы у нее действительно непочатый край", - заключает Евгений Спицын.