Китайские солдаты в Сирии – нечто большее, чем имиджевая или гуманитарная операция
Ещё в конце прошлого года Накануне.RU прогнозировало, что Пекин будет до последнего момента оттягивать своё вмешательство в сирийский конфликт, но само вмешательство представлялось неизбежным,так как следует из стратегического курса внешней политики КНР, и к нему подталкивали внутриполитические факторы в Поднебесной.
Это, во-первых, реализация стратегии "Нового Шёлкового пути", которая закладывает цивилизационное противостояние светского Китая и радикального исламизма, а, во-вторых, постепенное становление КНР как мировой державы и следующее из этого превращение в зону китайских интересов бассейна Индийского океана, а также Ближнего и Среднего Востока.
До недавнего времени Китай ограничивался в основном гуманитарной и финансовой помощью режиму Башара Асада. Военные поставки, насколько можно судить, ограничивались автомобилями, стрелковым оружием, ПТУР и артсистемами, причём, зачастую не самыми новыми. Вместе с тем, Китай весной этого года учредил должность спецпосланника в Сирии. Круг его обязанностей точно неизвестен из открытых источников, но расширение дипломатической работы в дополнение к функционировавшему в Дамаске посольству свидетельствовало о повышенном интересе к Сирии со стороны китайского руководства.
Вновь подогрел интерес к этой теме недавний визит в Дамаск представителя МО КНР - адмирала Гуань Юфэя. По сообщению информагентства "Синьхуа", Гуань Юфэй обсудил с министром обороны Сирии, среди прочего, и отправку в эту ближневосточную страну группы китайских военных советников. После этого в Дамаске состоялась также встреча военного чиновника из Поднебесной с российским генералом, детали которой не разглашаются.
Наибольший переполох это известие предсказуемо вызвало на Ближнем Востоке. Ливанский новостной сайт "Аль Масдар аль араби", в частности, представил ситуацию так, будто в сирийском Тартусе уже находится единственный китайский авианосец "Ляонин", а корабль с советниками прошёл Суэцкий канал, и через несколько дней китайцы присоединятся к россиянам, действующим в Латакии. Информация о прибытии в Сирию китайского авианосца появилась и в израильских СМИ.
В исходном сообщении "Синьхуа" упоминалось лишь о том, что китайские инструкторы примут участие в подготовке сирийской армии и гуманитарных операциях. Прямого участия Народно-освободительной армии Китая (НОАК) или ВМС КНР в конфликте не предполагается. Конечно, заявленное в ливанской прессе "наступление китайцев в Латакии совместно с российской пехотой" выглядит совсем фантастичным.
Истина, вероятно, лежит где-то посередине. Так, даже китайская "Global Times" (принято считать это издание самым националистическим в Китае) сообщает, что в круг обязанностей прибывающих инструкторов будет входить обучение сирийских военнослужащих обращению с китайским оружием, таким как снайперские винтовки, противотанковые ракеты и пулемёты. Поэтому вполне вероятно, что в ходе этого обучения военспецы из КНР окажутся вблизи линии фронта. Кроме того, это упоминание можно понимать и так, что вскоре в Сирию ожидается массовая поставка новейших вооружений из Китая.
В отечественных СМИ преимущественно делается акцент на борьбе с уйгурскими сепаратистами, представители которых воюют в составе различных незаконных формирований на территории Сирии. Корреспондент Накануне.RU, ознакомившись с публикациями в китайских СМИ, обнаружил, что там смотрят на происходящее в Сирии под несколько другим углом. Понимание этого поможет лучше понять, как будет действовать сирийский контингент НОАК в ближайшем будущем.
На портале "Соуху цайцзинь" вышла статья под названием "Война близко. Китай отправляет войска в Сирию". Уже три дня она находится в топе самых читаемых в поисковике "Байду", и в ней собраны основные тезисы относительно этого события.
Так, первопричиной вмешательства в ближневосточные дела китайские аналитики считают не охоту за уйгурскими сепаратистами (отметим, что активность последних в Сирии прослеживается как минимум с 2013 года и действуют они в том числе и в Афганистане, куда Китай отправлять войска не собирается), а противостояние с США.
Автор статьи задаётся вопросом, стоит ли распылять мощь вооружённых сил КНР на Ближнем Востоке, когда страна сталкивается с угрозой на своих восточных рубежах? Пентагон разворачивает противоракетные комплексы THAAD в Корее, угрожая стратегическому ракетному ядерному потенциалу Китая. Кроме того, сателлиты США - Япония и Филиппины, пользуясь покровительством Вашингтона, удерживают ряд островов в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. При этом, если у нас говорится об этом лишь как о территориальных спорах, то в Китае называют эти острова не иначе как "оккупированными"; боевые корабли США и их приспешников неоднократно нарушали воздушное пространство и границы территориальных вод КНР. Столкновение с США или их союзниками означает вступление в крупномасштабную войну, но как напоминают авторы, Китай добился огромного прогресса и статуса великой державы во многом потому, что почти 40 лет (после пограничного конфликта с Вьетнамом в 1979) избегал войн с соседями.
Вместе с тем, участие в антитеррористической операции в Сирии способно повысить престиж КНР на международной арене и, как следствие, укрепить его позиции в споре за острова. В качестве аналогии "Соуху цайцзинь" приводит читателям пример России, которая, начав бомбардировки террористов, сумела существенно ослабить изоляцию со стороны Запада.
Кроме того, граждане КНР страдают от действий США и НАТО на территории третьих стран: в 1999 году натовским авиаударом разрушено до основания посольство Китая в югославском Белграде. Трое его сотрудников погибли, более 20 получили ранения. При этом Америка отделалась только извинениями! В 2011 году из-за операции НАТО в Ливии пришлось совершить 182 гражданских и более 40 военных самолето-вылетов для эвакуации китайцев из этой североафриканской страны. Тогда, по счастью, обошлось без жертв, но Пекину пришлось самостоятельно нести все связанные с эвакуацией расходы, а его инвестиции и экономические проекты в Ливии пошли прахом после ударов Североатлантического альянса и последовавшей гражданской войны.
Как отмечают китайские эксперты, присутствие континента НОАК в той или иной стране способно остудить наступательный пыл Пентагона, поэтому отправка военных инструкторов в Сирию – хороший задел на будущее. В ближайшее время экономическая активность и разностороннее присутствие Китая на Ближнем и Среднем Востоке будет только возрастать в ходе реализации стратегии "Одного пояса – одного пути", соответственно, Пекину потребуется защита своих интересов.
Также в статье издания "Соуху цайцзинь" подробно анализируется сообщение агентства "Синьхуа" и выделяются следующие его основные моменты:
1. Контингент военных советников будет ограниченным по масштабу, а кадры для него – тщательно отбираться.
2. Сотрудничество между вооружёнными силами Сирии и КНР имеет давнюю историю, Пекин помогал официальному Дамаску с самого начала гражданской войны и потому отправка инструкторов - это просто очередной шаг в проторенном направлении, а не внезапная отправка китайской армии в чужую страну.
3. Приоритетом действий военных советников станут гуманитарные операции и подготовка кадров сирийских вооружённых сил.
Другую интересную статью на днях опубликовал информационно-аналитический сайт "Пэнпан синьвэнь". В ней автор задается вопросом - почему китайские инструкторы направлены в Сирию именно сейчас?
Первая причина состоит в том, что Пекин начал исходить во внешней политике из собственных интересов (здесь речь идёт об уже упоминавшейся ранее защите китайского присутствия на Ближнем Востоке). Во-вторых, момент является удобным для вмешательства со стратегической точки зрения: сейчас в Сирии идут сражения, способные изменить ход войны, поэтому все вовлечённые в конфликт внешние силы, такие как Россия, Иран или Турция, стремятся закончить их по возможности быстро и в свою пользу. И поэтому участие Китая позволит ему выгодно поучаствовать в послевоенном обустройстве Сирии.
Наиболее интересно, что в качестве третьей причины аналитики "Пэнпан синьвэнь" указывают стратегический союз с Россией. Здесь, опять же, и КНР и РФ подвергаются давлению со стороны США. Россия через НАТО и Евросоюз столкнулась с украинским кризисом у своих границ, а Китай с "восточным разворотом" Обамы сталкивается с политикой сдерживания на своих южных и восточных рубежах. При этом, Вашингтон создаёт "управляемый хаос" и в Сирии. Ближний Восток является ключевым регионом для обеспечения энергобезопасности Поднебесной: до 50% нефти Китай импортирует из Ирака, Ирана и Саудовской Аравии. США после "сланцевой революции" могут компенсировать потери от импорта ближневосточных углеводородов, а перманентная война в Сирии может быть косвенным рычагом давления на Пекин. По данным китайских СМИ, американские спецслужбы вложили в сирийские антиправительственные группировки до 500 млн долларов. Американские инструкторы готовят повстанцев, многие из которых пополняют ряды террористов. Поэтому участие китайских советников в Сирии в сотрудничестве с российскими вооружёнными силами поспособствует уменьшению американского давления на каждую из этих стран, а также будет иметь большое гуманитарное значение.
Таким образом, вмешательство Пекина в войну в Сирии обусловлено стратегическими интересами КНР и его противостоянием с США и представляет собой нечто большее, чем попытку испытать новое оружие или уничтожить уйгурских сепаратистов. Интересно также, что представители высшего руководства Китая не дают никаких комментариев относительно отправки своих военных специалистов в Сирию. Как обычно, китайцы действуют не спеша, осторожно и избегая разглашать подробности. Кроме того, очевидно, что Пекину потребуется военная победа режима Асада и выгодное послевоенное устройство Сирии. А такая победа не обещает быть ни скорой, ни лёгкой. В таком ключе, вполне вероятно развертывание корпуса военных советников до полноценного военного контингента, как это произошло с Ираном и Россией.