Позвольте не согласиться с Сокуровым!
Талант Александра, одного из виднейших мэтров российского кинематографа, заслуживает всяческого уважения, доказывать это, думается, излишне. Однако при всей оригинальности мышления художника с отдельными его постулатами согласиться, мягко говоря, трудно, в частности, с только что озвученными в ходе интервью популярному литовскому интернет-порталу. В Вильнюс он привез свою последнюю ленту под говорящим названием "Франкофония", в которой в очередной раз признается в любви к этой стране и Старому Свету в целом: "без Европы я умру". Вот и в беседе с журналистом он не удержался от почтительных слов о Литве: "она ассоциируется со спокойствием, сдержанностью, с умом..." Обзор событий в Прибалтике - в материале Накануне.RU.
Вернемся к этим словам ниже, а пока скажем, что и в своем раннем творчестве Сокуров также с придыханием воспевал фанатов "Саюдиса" (движение за независимость), причем в главных героях ходил первый руководитель второй республики Витаутас Ландсбергис, возведший изуверский клич "чемодан, вокзал, Россия!" в ранг государственной политики, патологический русо- и россияфоб.
На первых порах этот музыковед, с комфортом "прозябающий" на профессорскую зарплату, бросивший вызов "тюрьме народов" и возглавивший освободительный поход, выглядел даже романтично, но вскоре розовый флер опал – и открылся его истинный облик фашиствующего националиста, который, в частности, утверждал, что 300-тысячная польская диаспора – вовсе не поляки, а полонизированные литовцы, и следует сделать все, чтобы вернуть их в этнолоно матери-родины, то есть запретить им быть теми, кем они себя считают.
Вам это ничего не напоминает? Правильно, все это навеяно практикой решения национального вопроса в гитлеровском рейхе. Спасибо провидению, народ вовремя одумался и отправил "фюрера" в отставку. А вот у мастера то ли руки (скорее, ноги) не дошли до народа, то ли он не посчитал нужным спросить его мнение, но его ода об этом герое так и осталась поделкой, имеющей налет дилетантской журналистики.
Любить Францию или Англию – личный выбор каждого, в том числе и такого признанного художника, как Сокуров, и как-то не поворачивается язык спрашивать: а какие у вас чувства вызывает родина? Но он в этот раз отмолчался, хотя известны его очень даже скептические отзывы о воссоединении России с Крымом и вообще о российской политике. Разумеется, это не значит, что о глубоких симпатиях к отечеству следует трубить на каждом перекрестке, как и однозначно приветствовать все действия властей, но публично унижать ее, своих соотечественников – это, что называется, ниже плинтуса. Те же американцы, оказавшись за рубежом, становятся ярыми патриотами, хотя дома охотно участвуют в массовых протестных движениях.
Вернемся к тексту интервью. После знакомства с ним становится очевидно – модератор не совсем хорошо знает Прибалтику, как историческую, как советскую, так и сегодняшнюю, людей, ее населяющих.. Вот Сокуров утверждает, что здесь "всегда ненавидели русских", поскольку общение с восточной державой никогда не давало ничего хорошего. Тут все неправда, начиная с того, что первые церкви в столице средневекового княжества Литовского, Русского, Жямойтского и прочих земель (таков официальный титул государства) были православными, возведенными самими вождями или их женами, выбираемыми из среды русских князей, вот и жена самого известного Витаутаса Великого происходила оттуда. Культурное, экономическое взаимодействие не прерывалось никогда, а в послевоенные годы именно Советский Союз создал в этом царстве хуторов мощную промышленность.
А взять больших деятелей культуры, только редкий миновал московскую или ленинградскую школы, включая, кстати, и Ландсбергиса, а многие до сих пор работают на российских просторах, достаточно назвать худрука московского театра им. Вахтангова Римаса Туминаса. Нельзя не признать: здесь достаточный процент обиженных советской властью, отнявшей у них родовые усадьбы и лавки, просторные квартиры, но все же не они определяют сознание, менталитет народа. Литва, да вся Прибалтика до сих пор остается одним из привлекательных мест отдыха россиян - ну кто бы поехал туда, где на каждом шагу встречается с проявлением ненависти?
А разве можно принять тезис, что Прибалтика – этакий оазис спокойствия, сдержанности, мудрости? Неужели маэстро не слышал, как в антиросийской истерии закатывается президент Литвы Даля Грибаускайте и весь высший чиновный люд, отрабатывая натовское оружие и миллиардные гранты Евросоюза? А о том, что Литву и ее соседок – сестричек уже оккупировали натовские рейнджеры и готовится база для развертывания еще больших частей? Только в Литве теперь ежегодно планируется 170 военных маневров - практически ни одного дня простоя! Не нужно быть великим стратегом, чтобы сообразить, кого учатся убивать силы быстрого и сверхбыстрого реагирования, пишутся сценарии, снимаются фильмы о Третьей мировой. Прибалтика теперь на огневом рубеже – и не по вине "сибирского медведя".
Опросы, часто здесь проводимые, показывают: превалирует пессимизм, народ не доверяет своим вождям, а других нет, поляна зачищена от недружественных пророссийских сил. На днях вышел интересный разговор с дальнобоем из Латвии, прибывшим на процветающую паромную линию Клайпеда – Киль (Германия). Тамошние выборы, точнее, их итоги у русских вызывают большое подозрение: сколько он знает, все русскоязычные рижане (в Большой Риге проживает более половины населения страны, а в столице более половины родным считают язык Пушкина) голосуют за "Центр согласия" или Русскую партию, а избирком регулярно оповещает, что оппозиционеры опять в меньшинстве: "Все просто: кто платит, тот и заказывает музыку. Ну, еще кто считает бюллетени". А схватить фальсификаторов за руку не получается, так как "оккупанты и агенты Кремля" в госорганы, как правило, не допускаются.
О, это эмоции! – воскликнет иной критик, разделяющий взгляды Сокурова, нужны факты. Есть у нас и факты, скорее цифры анализа, проведенного Всемирным банком, контролируемым джентльменом в звездно-полосатом цилиндре, и уже одно это предполагает тенденциозность выводов. В качестве козырного туза достижений квазиреспублик, находящихся под внешним управлением, он выкладывает ВВП на душу населения: Литва 14 тыс. долларов в минувшем году, Эстония – 17 тыс., Россия – 9 тыс. Литовцы все время удивляются: власти уверяют народ и мировую общественность, что у нас все ОК!, а живем все хуже и хуже, бедность со страшной скоростью переходит в нищету. И, потом, средний ВВП – это как средняя температура в больнице, братьев Нумавичюсов с капиталом более чем в 2 млрд евро приравняли к семье ветерана Йонаса, пенсия которого 200 евро. Вот и по доходам Прибалтика плетется в хвосте Евросоюза: минимальная зарплата в Литве – 380 евро (на ней "сидит" более половины всех работающих), в Латвии – на десяток больше. Также на последних местах по рождаемости: 10 младенцев на 1000 жителей в Латвии и Эстонии, в России почти 14, в Таджикистане 30. А вот по умершим Прибалтика лидирует: Латвия – 14,3 человека на 1000 жителей (второе место вслед за Украиной), далее Литва – 13,7, Россия – 13,1... На первом месте в Европе по алкоголизму, суицидам, потере населения. Простенький подсчет показывает, что даже без учета оттока, прежде всего будущего - молодежи, через пару десятков лет здесь не останется трудоспособных, пенсионеров и инвалидов некому будет кормить, а через полвека край опустеет, вот даже в, казалось бы, процветающей Риге наметился спад числа горожан.
Впрочем, прибалты - большие мастера пускать пыль в глаза: центры столиц выглядят не хуже, чем какой-нибудь Берлин или Осло, умеют тут и встречать дорогих, прежде всего полезных гостей, в шикарных ресторанах, вести приятные беседы, так что не мудрено и купиться, прославленного маэстро можно понять в его, мягко выражаясь, заблуждениях. Хотя нотка сомнения проскакивает и у него: он не считает разумным курс на конфронтацию с Россией, полагает, что выгоднее идти по пути Финляндии: нейтральный статус и взаимовыгодные отношения с соседями, не исключая и восточного. Тут с кинорежиссером невозможно не согласиться.