Пекин претендует на роль Лукашенко в мирном процессе?
Китайская пресса: Си Цзиньпин очень вежливо поздравил Порошенко с днем независимости Украины. Зачем?Предстоящий саммит "двадцатки" в восточнокитайском городе Ханчжоу предсказуемо стал одной из важнейших тем в прессе КНР. В Азии особенно трепетно относятся к вопросам этикета и дипломатического протокола, придавая огромное значение эпизодам, которые не кажутся столь важными на Западе (достаточно вспомнить, например, историю с приглашением на Парад Победы северокорейского лидера Ким Чен Ына, которое в Китае оценили едва ли не как смену внешнеполитической ориентации КНДР). Накануне специализирующийся на новостях из Европы сайт "Силу ван" задался вопросом, какое значение имеет телеграмма председателя КНР Си Цзиньпина, поздравившего Петра Порошенко с двадцатипятилетием независимости Украины в контексте предстоящего саммита, и не являются ли такие поздравления недружественными по отношению к президенту РФ Владимиру Путину? Обзор публикаций китайской прессы - в материале Накануне.RU.
Как отмечает "Силу ван", в своей телеграмме Си Цзиньпин заявил, что КНР стала одним из первых государств, признавших независимость Украины и установивших с ней дипломатические связи. Китай неизменно уважает суверенитет и территориальную целостность Украины, а также право её народа самостоятельно выбирать путь развития своего государства. Кроме того, Си Цзиньпин выразил готовность к сотрудничеству с Порошенко для дальнейшего укрепления китайско-украинских отношений.
При этом активнее всего Украину с днём независимости поздравляли западные лидеры, в частности, американский президент Барак Обама. Между тем, стратегический партнёр КНР – Россия – сейчас поддерживает ополченцев Донбасса, выступающих против правящего в Киеве режима, и контролирует Крым, который украинские власти по-прежнему считают своей территорией.
Зачем же, задаётся вопросом издание, руководству КНР сейчас нужно выражать неожиданные комплименты украинскому руководству?
Дело, вероятно, в том, что прибытия Порошенко вскоре ожидают на саммите G20. Он получил официальное приглашение, но пока неясно, приедет он в Китай или нет. Ожидавшаяся на полях саммита встреча в "нормандском формате" не состоится после провокации украинских силовиков в северном Крыму.
Однако, в любом случае, Ханчжоу остаётся площадкой, где Путин имеет редкую возможность встретиться с Порошенко лично и провести с ним переговоры. Кроме того, несомненно, что вопрос Донбасса в той или иной форме будет подниматься на саммите. Не исключено, как считают в Китае, что после того как "нормандский формат" изжил себя, Пекин может начать играть определённую роль в урегулировании украинского кризиса.
В то же время пока не идёт речи о том, что Китай станет оказывать поддержку России по Украине в обмен на поддержку Москвы по территориальным спорам в Южно-Китайском море. Стороны, проводя политику стратегического партнёрства и имея сходные взгляды по вопросам внешней политики, до сих пор предпочитают не смешивать две эти проблемы.
Есть в поздравительной телеграмме из Пекина и ещё один аспект – заинтересованность Киева в дальнейшем укреплении отношений с КНР. Весной этого года Порошенко встречался с Си Цзиньпином в Вашингтоне и в ходе непродолжительных переговоров приглашал его посетить Украину (как сообщало Накануне.RU, впервые такое приглашение получил премьер Госсовета Ли Кэцян в прошлом году в швейцарском Давосе, однако до сих пор китайские руководители с визитами на Украину не стремятся). В апреле сего года Пекин посетил украинский министр иностранных дел. Он выражал заинтересованность в усилении двусторонних связей и присоединении Киева к системе "Одного пояса – одного пути".
В украинской прессе все чаще можно встретить упоминания о том, что после разрыва торговых связей с Россией самыми перспективными партнерами по товарообороту станут Турция и Китай. По данным "Силу ван", уже по итогам 2016 года КНР может стать важнейшим торговым партнёром Украины. Китай активно скупает, например, продукцию украинского агропромышленного комплекса и технологии, прежде всего оборонные, невостребованные в стране со времён распада СССР. В частности, встречаются упоминания о том, что именно благодаря приобретённым на Украине технологиям, Китай смог в конце 2015 году создать и успешно испытать собственный "ядерный поезд".
Вместе с тем, имеется ряд факторов, серьёзно осложняющих включение Украины в Новый Шёлковый путь: во-первых, основной инфраструктурный проект в этом направлении, согласованный ещё при Януковиче, строительство глубоководного порта в Керчи, оказался замороженным до "окончательного урегулирования вопроса о принадлежности Крыма" (то есть де-факто этот вопрос не зависит от Киева). Во-вторых, отсутствуют сухопутные пути, ведущие из Китая на Украину в обход России, что может затруднить транзит из-за проблем между Киевом и Москвой. Проект транспортного сообщения в обход территории РФ через Казахстан, страны Закавказья, Каспийское и Чёрное моря, столкнулся с рядом технических трудностей и, похоже, оказался нежизнеспособным. В-третьих, Украина, отказавшись от участия в Таможенном союзе и не сумев полноценно интегрироваться в ЕС, имеет собственное законодательство, регулирующее транзитные перевозки, налогообложение и прохождение грузов через таможню. Поэтому Киеву будет сложнее использовать свою близость к Восточной Европе, чем, например, Минску. И это только технические моменты, не учитывающие рисков, связанных с политической нестабильностью правящего на Украине режима и тлеющей на востоке страны гражданской войны.
Интересно, что в прошлом году Китай стал основным внешнеэкономическим партнёром другой постсоветской страны, вставшей на путь евроинтеграции – Грузии, хотя и в этом случае речь не идёт о сколь-нибудь серьёзной замене прежних торговых связей с Россией. Не исключено, что из-за спада товарооборота с другими партнёрами у Украины первое место в этом году займёт КНР.
Несложно заметить, что сотрудничество с Киевом представляется для Пекина интересным, но не первоочередным. Отсюда – и уровень дипломатической поддержки. Если к юбилейному Дню Победы Си Цзиньпин приехал в Россию (а также в Казахстан и Белоруссию) лично и в рамках визита, помимо церемониальных мероприятий, заключил ряд важных двусторонних договорённостей, то на четверть века украинской незалежности ограничился телеграммой с дежурными благопожеланиями. Никто из высшего руководства Китая (ни председатель, ни премьер, ни даже министр иностранных дел) в Киев не прибыли. Объяснять, в каких именно границах КНР уважает суверенитет и территориальную целостность Украины, тоже никто не стал. Обошел руководитель Китая стороной и вопрос работы компаний из Поднебесной на территории Крыма.
Таким образом, за поздравительной телеграммой стоит прежде всего желание Пекина на максимально высоком уровне провести саммит в Ханчжоу, но не какая-то смена внешнеполитических приоритетов в сторону Киева и в ущерб Москве.