"Спроса нет": в вымирании отечественного автопрома виновата политика Центробанка?
Отечественный автопром бьет тревогу. Вчера в Тольятти из-за невыплаты зарплаты сотрудники "АвтоВАЗагрегата" перекрыли федеральную трассу, а сегодня суд признал завод банкротом и ввел на нем конкурсное производство. Завтра свое недовольство низкой заработной платой планируют выразить работники "Ульяновского автомобильного завода" (УАЗ). По мнению экспертов, беды российского автомобилестроения связаны прежде всего с низкой покупательной способностью. Подробности – в материале Накануне.RU.
Вчера движение на федеральной трассе М-5 "Урал" на время прекратилось: из-за акции протеста, на которую вышли порядка 80 работников "АвтоВАЗагрегата", образовалась многокилометровая пробка. Недовольные сотрудники держали транспаранты со словами: "Козлов, отдай наши деньги!" и "Козлов, верни рабочие места! Наши дети хотят кушать!".
Виктор Козлов является гендиректором ОАО "АвтоВАЗагрегат". Он фигурант четырех уголовных дел, в том числе по фактам невыплаты заработной платы, мошенничества в особо крупном размере и налоговых правонарушений.
Проблемы у предприятия начались с лета прошлого года. В августе из-за отказа тольяттинского завода поставлять сидения по договору были прекращены переговоры о покупке "АвтоВАЗагрегата" "АвтоВАЗом", позднее на предприятии была введена процедура внешнего наблюдения.
В марте 2016 г. руководству удалось погасить долг по зарплате перед работниками в размере 123 млн руб., по данным прокуратуры, осталось вернуть еще 34 млн и около 30 млн – дочерним предприятиям. Поставщики завода потребовали признать его банкротом, что и сделал сегодня Арбитражный суд Самарской области.
"Признать должника банкротом и открыть конкурсное производство", — говорится в документах, опубликованных на сайте суда.
Напомним, что завод выпускал сидения, глушители, каталитические нейтрализаторы отработавших газов и трубок тормозной и топливной систем, а также изделия из проволоки и катанки. Теперь около 2 тыс. сотрудников остались без работы.
Волна протеста докатилась и до близлежащего Ульяновска, где работает основанный в 1941 г. "Ульяновский автомобильный завод" (УАЗ), выпускающий внедорожники, легкие грузовики и микроавтобусы.
Как стало известно Накануне.RU, завтра работники УАЗа выйдут на сход у проходной, чтобы заявить о своем недовольстве, как они говорят, "низкими зарплатами, нехваткой сверхурочных и компенсаций за вредные условия труда, увольнениями людей с профзаболеваниями и неподходящей для работы спецодеждой". Работники надеются, что на встречу придет дирекция УАЗа и мэр города.
Сотрудники рассказали, что неделю назад уже собирались у проходной, тогда к сотне разгневанных граждан вышел мэр Ульяновска Сергей Панчин.
Градоначальник рассказал, что власти активно помогают дирекции завода реализовывать продукцию - для городских нужд заказывают именно "УАЗы". Но когда рабочие возразили, что на их зарплатах это не отражается, мэр сослался на то, что завод – это все же частная собственность.
"Тогда мэр все-таки обещал, что направит дирекции завода обращение, в котором от имени городских властей поставит вопрос об индексации зарплаты и о том, что директор должен встретиться с заводским коллективом, выслушать претензии рабочих и пойти на диалог. Мэр обещал, что доведет до сведения рабочих "УАЗа" и свое обращение, и то, что ему ответят", - рассказали работники.
Отчитается ли градоначальник о своем диалоге с руководством завода, станет известно уже завтра. Получить комментарий в пресс-службе предприятия к моменту публикации не удалось - телефоны сотрудников не отвечали.
Причина бедственного положения отечественного автопрома – в отсутствии спроса, уверены эксперты.
"Сейчас не только заводы в бедственном положении. Сейчас у населения нет покупательной способности. Это основная причина. Когда будет покупательная способность, тогда состояние улучшится, а пока ее не будет, так отрасль и будет "кувыркаться". Так как машины не потребляются, заводы делают меньше машин, соответственно, они сокращают зарплаты – работники меньше получают денег", - пояснил Накануне.RU зампредседателя комитета по предпринимательству в автомобильной сфере Торгово-промышленной палаты РФ Александр Ковригин.
Тяжелее всего приходится производителям легковых автомобилей. У "КамАЗа", например, дела не так плохи, отмечает эксперт.
"КамАЗ" продолжает работать, там, кстати, дела получше идут, как ни странно. "КамАЗы" берут, поэтому там меньше проблем, чем в легковом автомобилестроении. А "АвтоВАЗагрегат" уже в принципе обанкротился. Губернатор Самарской области Меркушкин должен был поддержать заводы, чтобы работники не выходили с акциями и не перекрывали трассу", - добавил Ковригин.
Проблемы отечественного автопрома и других отраслей производства в России начинаются с политики Центробанка, считает независимый экономист-аналитик Александр Одинцов.
"Сейчас тенденции такие, что в стране все сжимается. Даже несмотря на то, что проведена девальвация, процессы импортозамещения не идут активно из-за того, что внутренний спрос по-прежнему ограничен. А это, в свою очередь, упирается в денежную политику Банка России. Конечно, у российских производителей имеются определенные проблемы, не только у производителей автомобилей. Если вспомнить 1999-2000 гг., то там тенденция была совершенно другая. В это время была произведена девальвация, и при этом денежная масса росла, и поэтому был спрос на российский товар. Таким образом, все упирается, на мой взгляд, в денежную политику Банка России. Маловероятно, что он пойдет по пути стимулирования внутреннего спроса. У него задача сейчас одна – низкая инфляция, он будет эту инфляцию доводить до самого минимального уровня. Но откуда будет спрос на автомобили, когда ситуация с занятостью и с экономикой довольно непростая?" – прокомментировал Накануне.RU Александр Одинцов.