Теракт в Бишкеке: необходимо спасать овец после того, как хлев разрушился
Взгляд из КитаяАтака террориста-смертника, произошедшая во вторник близ посольства КНР в Киргизии, по ряду причин стала событием из ряда вон выходящим. Как передаёт корреспондент Накануне.RU, на эксклюзивном видео, полученном киргизскими журналистами, видно, что взрыв был очень мощным и разрушительным.
По информации, опубликованной в китайских СМИ, МИД КНР потрясён и резко осуждает теракт. Китайская сторона намерена провести работу с киргизскими партнерами с целью выяснения причин произошедшего и обнаружения причастных. Официальный представитель МИД КНР отметила, что внешнеполитическое ведомство незамедлительно запустило механизм экстренного реагирования на ЧП, не став при этом уточнять, о каких именно мероприятиях идёт речь.
По сравнению с реакцией МИДа КНР, СМИ и высшее руководство в целом отреагировали на теракт в Бишкеке довольно сдержанно. Первые лица государства пока что хранят молчание. Весь день, прошедший после взрыва у китайского посольства, интернет-издания Поднебесной приводили информацию о нём со ссылкой на зарубежные, прежде всего киргизские или российские источники. До сих пор нет даже ясности о пострадавших гражданах КНР - кое-где говорится об одном работнике посольства, тогда как на других сайтах сообщается, что все трое раненых в результате взрыва являются местными жителями.
Хотя китайские СМИ довольно лаконичны в описаниях подробностей теракта в Бишкеке, само событие породило обширную дискуссию относительно вопросов обеспечения безопасности дипломатических представительств КНР за рубежом. Так, сайт "Фэнхуан синьвэнь" опубликовал интервью с бывшим дипломатом Ван Госянем, работавшим на Ближнем Востоке. Она озаглавлена так: "Теракт в Бишкеке: необходимо спасать овец после того, как хлев разрушился". Ван Госянь напомнил изданию о том, что посольства, особенно в нестабильных странах, часто становятся мишенями террористов. Наиболее кровопролитным нападением стала атака на посольство США в Кении в 1998 году. Периодически атакам подвергаются и китайские посольства. В то же время, по словам Вана, посольства КНР, в которых ему доводилось работать, включая те, что находятся в Сирии и Афганистане, представляют собой обычные здания, построенные по гражданским проектам и крайне слабо защищённые от террористической угрозы.
Ван Госянь считает такое положение дел недопустимым. Он предлагает переоборудовать посольства в наиболее опасных регионах так, как это сделали, например, США в Кабуле: снести старые здания и построить новые, специально приспособленные для отражения возможных атак, а также разместить в них подразделения специальных сил вооружённой полиции. Кроме того, по его мнению, необходимо включение лиц, ответственных за безопасность, и в сам штат дипломатических представительств. Также все сотрудники посольств должны проходить инструктаж и подготовку на случай возможных террористических атак, так как, не выходя за пределы хорошо охраняемых зданий, они не смогут эффективно выполнять свою работу.
Отметим, что граждане КНР, находящиеся за пределами страны, иногда становятся объектами нападения террористов. Наиболее резонансным был теракт в августе прошлого года в Таиланде, когда взрыв произошёл близ активно посещаемого китайскими туристами места. Тогда, как и сейчас в Бишкеке, никто не взял на себя официальной ответственности за нападение. Точно так же вместе с правоохранительными органами Таиланда к расследованию происшествия подключились и китайские спецслужбы, но до сих пор раскрыть преступление не удалось.
Интересно, что неоднократно китайцы (в том числе и дипломаты) подвергались нападениям и в самой Киргизии. Двое дипломатов из КНР были убиты в этой среднеазиатской республике в 2000 году, а в июне 2002 года сотрудник посольства КНР в Бишкеке был расстрелян вместе со своим водителем прямо у ворот диппредставительства. В марте 2003 года был обстрелян шедший из Бишкека к китайской границе автобус, в результате чего погибли около 20 граждан КНР. Эти наиболее резонансные террористические атаки произошли хоть и достаточно давно, однако в последнее время значительно активизировалось бандподполье в соседнем Казахстане, а осенью 2015 года зафиксирован рост напряжённости в сопредельном с Кыргызстаном Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР.