Россия 1917-1992-2017. Возможно ли преодоление раскола, или Когда мы усвоим уроки истории?
Александр ОдинцовМы пытаемся построить справедливое общество и экономику, но совершив круг, вернулись в состояние 100 летней давности. Как писал Георг Гегель: "История повторяется до тех пор, пока люди не усвоят уроки, которые они должны извлечь из истории". Для чего мы плутали столько времени? Какие уроки должны были вынести?
Надо быть честными и уметь признавать свои ошибки. Иначе теряется обратная связь между результатами и содержанием: общественный прогресс становится невозможным. Широко известны следующие высказывания Франклина Рузвельта: "Страна нуждается … в смелом, постоянном экспериментировании… Избери дорогу и попытайся пройти по ней. Если она не верна, признай это честно и постарайся пройти по другой… Но прежде всего не будь пассивным… Не стоит ждать от миллионов нуждающихся вечного молчаливого терпения". "Можно обманывать немногих длительное время, можно обманывать многих недолго, но нельзя обманывать всех всегда".
Урок, который мы должны освоить - путь либерального капитализма неприемлем для России, хотя он наиболее выгоден правящим классам с точки зрения сиюминутного обогащения. Исторически он несет обострение социальных противоречий, подчинение Западу и ослабление государства. Такими были реформы Александра II, Николая II, Керенского, Горбачева, Ельцина. Сейчас идем по тому же пути, маскируя его патриотической риторикой, все более упираясь в экономический тупик.
Только сильное государство способно укреплять Россию (Иван Грозный, Петр I, Александр III, Иосиф Сталин). Только великие усилия (жертва) дают достойный плод. Сейчас у нас нет целей, нет национальной идеи, страна расслаблена, регионы пустеют, – но нет никаких достойных результатов. Иван Ильин: "Россия при ее объеме и составе не будет существовать под слабой государственной властью, чем бы эта слабость ни вызывалась: безволием правителя, противодействием партий или международной зависимостью. Русская государственная власть или будет сильной, или ее не будет вовсе. Но эта власть должна быть … ответственной и творческой; с дальнозоркой, большой идеей, с чистыми руками и с жертвенным служением".
Наши элиты со времен крепостного права имеют паразитический характер, только сильные и самоотверженные руководители страны могли заставить их работать не на себя, а на страну. Нынешняя политика вседозволенности и обогащения элит вне всякой отдачи от их деятельности разрушает государство с самого основания. Валентин Распутин: "… процентов на восемьдесят теперешняя деятельность тянет ко дну, развращает и начальников, и подчиненных, обедняет страну и народ, создает атмосферу всеобщего надувательства и беззакония… Огромное это "чертово колесо", обдирая своими гигантскими лопастями Россию от начала и до конца, крутится безостановочно со все нарастающим аппетитом".
В социалистическом прошлом, в СССР, ставшим высшей точкой русской цивилизации и ее экономики, хотя и допустившем ряд роковых ошибок, имелось крайне важное экономическое наследие: промышленное развитие, развитие науки и образования, свободная эмиссия рубля, отказ от внутреннего обращения золота и доллара, элементы планирования, импортозамещение. Эти принципы давали нам в лучшее время огромное конкурентное преимущество перед Западом: безкризисность и непрерывность развития, 100% занятость, концентрацию всех ресурсов в руках общества. В СССР были реализованы предложения наших дореволюцоннных экономистов Сергея Шарапова, Александра Нечволодова и многих других. Не использовать его сейчас, когда страна находится в глубочайшем системном историческом кризисе, подобному смутному времени, было бы преступлением перед русской цивилизацией.
Из выступления Маргарет Тетчер в 1991 г.: "Советский Союз – это страна, представляющая серьезную угрозу для западного мира … Благодаря плановой экономике и своеобразному сочетанию моральных и материальных стимулов Советскому Союзу удалось достичь высоких экономических показателей. Процент прироста ВНП примерно в 2 раза выше, чем в наших странах".
Раскол нации 1917 и 1992: два лагеря
К глубокому сожалению, события 1917 г., а до этого – крепостное право, затем события 1992 г. незримо поделили страну на два лагеря: белых и красных.
Вспомним фильм "Адмирал". Авторы показали прекрасные образы людей, которые бескомпромиссно пытались спасти Россию под лозунгом: "За веру, царя и отечество". Но ей противостояла другая идея, нашедшая подавляющую поддержку у русского народа "свобода, равенство, братство", "землю крестьянам, фабрики – рабочим". Жажда справедливости победила консервативные ценности. В необъятной России не нашлось ни одного региона, где белое движение смогло бы закрепиться (см. примеры две Кореи, две Германии, два Китая).
И тот и другой лозунг вполне понятен. Так почему революция расколола нацию на два лагеря, и раскол этот сохраняется во многом поныне? Что заставило людей одной национальности, воспитанных в одной культуре, убивать друг друга сотнями тысяч, проявляя бессмысленную жестокость? Чем для коммунистов были плохи богачи, священнослужители, офицеры – они же были такими же людьми?
Ответ простой – крепостничество, паразитизм элит, глухота верхушки по отношению к проблемам народа.
И второе - идея, которая была отражением не формальных, а близких духу христианских ценностей, в которых был воспитан русский народ. Наш великий философ Иван Ильин писал: "Православие … дало русскому народу … глубокое чувство совести, мечту о праведности и святости, верное осязание греха, дар обновляющего покаяния, идею аскетического очищения, острое чувство "правды" и "кривды", добра и зла… Отсюда же столь характерный для русского народа дух милосердия и всенародного, бессословного и сверхнационального братства, сочувствие к бедному, слабому, больному, угнетенному… Абсолютная справедливость неосуществима; но у всех граждан должна быть живая уверенность, что справедливость ищется искренно, всенародно и правительственно". Ему вторит Николай Бердяев: "В русском народе заложена жажда социальной правды, но допускаются средства осуществления этой правды, не похожие на эту цель".
Старый строй был приговорен Судьбой
Развиваясь по старому пути, Россия не смогла бы провести индустриализацию и победить Германию во второй мировой войне.
Все нынешние факторы – экономический застой, рецессия экономики, деградация регионов, низкие цены на нефть, конфликт с Западом, также свидетельствуют о таком же историческом "суде". Совершив виток, мы снова вернулись на 100 лет назад, упершись в полный тупик.
Итак, в 1917 г. проиграли "белые", а в 1991 г.– "красные". Сейчас к первым относятся слои, выигравшие в результате реформ 90-ых годов, сторонники рынка, а ко вторым – те слои, которые стоят за усилие роли государства в экономике, национальный суверенитет и социальную справедливость. Судя по результатам социальных опросов, вторых у нас большинство. По данным опроса Левада-центра, за плановую экономику высказались 52 % опрошенных, а за экономическую модель на основе частной собственности и рынка - 26%. Со времен декабрьской девальвации рубля 2014 г. число россиян уверенных, что их семья проиграла в результате реформ 90-х стремительно растет, достигая более 50%. Растут антизападные и антиевропейские настроения - 59% считает, что мы не "европейская страна".
Совершенно очевидно, что самая большая социальная база в нынешней ситуации у КПРФ, а не у партии власти. Именно поэтому у нас появились многочисленные партии-дублеры с красными и коммунистическими названиями, а ряд партий фактически используют часть предложений КПРФ в своей программе. Политика либерализма ведет к обнищанию населения и огромной поляризации между доходами бедных и богатых. Собственно, аналогичная картина была и в Царской России, что и привело к социальному взрыву.
Чтобы провести реформы нам необходимо левое нелиберальное правительство, подобное Правительству Евгения Примакова, которое заложило базу роста на все 2000-е годы; но его приходу препятствует не только управляемая демократия.
На прошлых выборах в ряде случаев в некоторых православных храмах агитировали за партию власти. Возможно, это было отражение личных отношений и личных позиций священства. Но некоторые православные, будучи согласными с программой КПРФ, не могут голосовать за нее в силу ее атеистического прошлого.
Возможно, победа над нынешним губительным курсом невозможна без мира или хотя бы нейтралитета левых и Церкви?
Многие представители Церкви и духовенства прекрасно понимают всю губительность либеральной экономической системы и критикуют ее. Существует множество православных интернет - ресурсов, на которых эта позиция находит отражение. Как считает Протоиерей Всеволод Чаплин, экс-глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества: "Если мы будем пытаться замолчать какие-то проблемы, мы можем отложить катастрофу на год или на два, но этим мы сделаем ее неизбежной".
В настоящий момент официальная Церковь не указывает явно на наши стратегические просчеты, в т.ч. имеющие нравственный характер, безусловно критикуя явные язвы; несмотря на то, что тупик либерализма просматривается все ярче и ярче. Экономические последствия рукотворного кризиса "новой реальности" уже ощутила и сама Церковь (падение доходов, потеря средств в ряде банков).
Приведем отрывок из протокола встречи представителей Церкви и КПРФ в 2010 г.: "…некоторые священнослужители допускают в своих публичных выступлениях и в средствах массовой информации неуместные и вызывающие протест, в том числе и верующих, высказывания и оценки советского периода истории России. Они не признают достижений СССР, видя в политике его руководства только недостатки и ошибки… тенденциозные, не соответствующие реальным историческим фактам… оценки советского периода нашей отечественной истории особенно вредны сейчас, когда нарастает угроза развала Российской Федерации, а народ продолжает вымирать. Оскудевает уже не только деревня, но и малые города, являющиеся тем стержнем, на котором держится Россия. Социальное расслоение продолжает увеличиваться, сегодня разница между самыми богатыми и самыми бедными – двадцатикратная (хотя для безопасности страны этот показатель не должен превышать десяти).".
Возможен ли мир между левыми и Церковью?
Ответ дать крайне сложно. Безумную войну коммунистов с Церковью на полное уничтожение забыть сложно. Но после формально закрепленного перемирия Церкви и большевиков в лице Сталина, отношения относительно наладились.
Вот некоторая статистика о числе храмов в России: в 1907 – 51 413, 1939 – действующих храмов 200-300 (!!!), 1945 – 10 243, 1952 – 13 740, 1965 – 7 551, 2013 - 33 489.
Важно, что урегулирование отношений Власти и Церкви дало СССР духовную возможность снять разделение по при коммунист vs верующий. Всем известно огромное материальное участие членов Церкви в деле войны: собирались средства, покупались вооружения. Церковь молилась за власть и армию.
Снова обратимся к протоколу встречи представителей Церкви и КПРФ. "…необходимо забыть старые обиды и работать вместе по спасению России. Так поступила Церковь в военные годы, когда после встречи высших православных иерархов с Иосифом Сталиным, она вместе с народом, партией и государством внесла свой вклад в дело победы над врагом… сегодня Церковь и компартию пытаются столкнуть лбами, но это не идет на пользу никому". Добавить здесь нечего - все абсолютно верно. Вспомним, что объединение всех слоев общества, т.е. преодоление раскола – является важнейшей задачей Церкви.
Нельзя идеализировать отношения Церкви и Сталина, но факты говорят о многом. Приведем цитату из речи патриарха Алексия I на похоронах Сталина: "Ни один вопрос, с которым бы мы к нему не обращались, не был им отвергнут, он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством".
Процесс нормализации был нахраписто сломан, когда пришел Хрущев.
В пику наследия Иосифа Сталина, Хрущев оголтело и бестолково организовал новую волну гонений на Церковь, нанеся ей колоссальный урон (см.данные о числе храмов).
Отношения Церкви и Власти
Как говорил Апостол Павел (Послание к Римлянам 13:1-2): "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению".
Симфония Власти и Церкви состоит в том, что Церковь благословляет начинания власти и указывает ей на ее духовные просчеты.
В "Основах социальной концепции РПЦ", в разделе III. Церковь и государство говорится: "Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии… Однако, как правило, государство сознает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм — тех самых, которые необходимы и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви" .
Нравственны ли, набившие оскомину, явления нашей рыночной экономики: казнокрадство, распил бюджета, коррупция, оборотни в погонах, уход от налогов, схемы обналички и перевода средств за границу, фирмы "ромашки", фиктивные директора, бессмысленное казино финансовых рынков, свободное обращение доллара и евро, пустота жизни, телевидения, злоупотребления чиновников, рэкет, криминал, порнография, крышевание наркодиллеров, лидерство России по абортам, пьянство, СПИД, серая безысходность регионов страны, моногородов, нищета, бедность, вымирание страны?
Нынешний строй, основанный на господстве иностранного предпринимательства и капитала, делает невозможной созидательную экономическую деятельность русского народа. Но человек создан по образу и подобию Божьему, и главная особенность Творца – творчество. "И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое". [Откровение святого Иоанна Богослова, 21:5]. Система противоречит природе человека, не давая ему возможность реализации, она безнравственна, поэтому русский народ вымирает.
Сейчас Россия де-факто, как и до революции, экономически - сырьевая колония Запада, тогда как СССР был промышленной страной, обладавший уникальными технологиями.
Импорт товаров и услуг с 1992 по 2014 г. вырос почти в 7.5 раз с 57.9 до 429.1 $ млрд.(!). После девальвации импорт товаров снизился и за 2015 г. составил 192,9 млрд.долл. Нетрудно оценить, что такой объем сейчас вытесняет из экономики России около 16 млн. рабочих мест. Для сравнения Президент ставил задачу создать к 2020 г. около 25 млн. модернизированных рабочих мест. Объем импорта – 40 % внутреннего рынка, а экспорт в основном сырьевой: рост экономики в таких условиях технически невозможен. Как гласит библейская мудрость: "Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя — чужому народу" [Книга пророка Варуха, 4,3].
За 2015 год число "официальных" бедняков (т.е. имеющих доходы ниже прожиточного минимума) выросло примерно на 3 млн человек до 19 млн., около 60-70 % из них - семьи с детьми. Реально, согласно оценкам ИС РАН, общая численность бедных россиян составляет почти треть населения.
По данным ВЦИОМ, число семей, которые, покупая еду, не могут купить новую одежду, увеличилось за 2015 год с 22 до 39%. Содержать детей могут 25% российских семей, 50% — с трудом, 25% — не в состоянии.
С 1990 г. мы потеряли 23 тыс. населённых пунктов, население сократилось на 5,6 млн человек (в мирное время!). Для сравнения: в 1941-1945 гг. СССР потерял более 70 тыс. деревень, 1710 городов и поселков. Эта тенденция остановилась в 2010 г. за счет миграции, без учета которой население продолжает сокращаться. Около 200 наших городов потеряли 25% населения.
В "Основах социальной концепции РПЦ", в главе I. Основные богословские положения говорится: "Церковь связана с миром по своей человеческой, тварной природе… Ее целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира. Церковь призвана действовать в мире по образу Христа, свидетельствовать о Нем и Его Царстве… Помощь страждущим есть в полном смысле помощь Самому Христу, и с исполнением этой заповеди связана вечная судьба всякого человека (Мф. 25. 31-46)… Жизнь в Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям… Исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь, но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира."
Получается, что правильный и порядочный государственный строй желаем и более того, будет одобрен Церковью. В случае обратного –неизбежно будут противоречия . Идеальный экономический строй , конечно, недостижим, "идеальное общество" невозможно, несовершенные люди не могут создать совершенное государство (это признавали и коммунисты), но СТРЕМЛЕНИЕ К ИДЕАЛУ - и есть главная задача.
Бердяев считал, что "государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, что помешать ей окончательно превратиться в ад".
Поэтому верующему ясно - концепция коммунизма, как варианта рая на земле, не будет иметь решения. Любая земная система будет несовершенна в силу априорного несовершенства (греховности) людей. Нынешний строй это прекрасно показывает.
Но стремиться к идеалу все равно нужно!
Приведем мнение архимандрита Тихона (Шевкунова), сейчас епископа, 2013 г.: "В чем были пафос и громадная сила … социалистической затеи в России?... Была поставлена цель – устремление в общество всеобщей справедливости, счастья, равенства… Мы так обожглись на коммунистическом варианте этой вечной идеи …, что сейчас боимся ее даже артикулировать. … Цели этой достигнуть невозможно, но стремиться к ней должно каждое здоровое и благородное общество".
Церковь, государство и общество тесно взаимосвязаны. Если государство и общество деградируют, это неизбежно отразится и на Церкви. Достаточно посмотреть последний период истории Царской России, революцию и период 30-х, примирение Церкви и государства - 1942 – 45 г.г. и эпоху Хрущева-Брежнева. Крушение Византии (см. фильм архимандрита (ныне – епископа) Тихона (Шевкунова) - "Гибель империи. Византийский урок") началось с ослабления государства, потом захватило Церковь, что и привело к окончательной гибели империи.
Такой авторитетный философ (признанный и Церковью) как Николай Бердяев, частично признавал критику Карла Маркса в части социальной роли Церкви и говорит о ее творческом преодолении. "Приспособление к структуре общества и к господствующим в нем силам искажало христианство в истории и вызывало вражду…. Для того, чтобы христианство могло влиять на процессы, происходящие в мире, и просветлять тьму мира, оно должно быть независимо от этих процессов и этой тьмы, возвышаться над социальными отношениями людей, в которых порождаются все новые и новые формы рабства… Христианство из собственной глубины должно благословить социальное переустройство общества, а не восставать против этого переустройства во имя сохранения связи со старым обществом, несправедливым и совсем не христианским. Дело христианства не бояться социального движения в мире, не бесцельно бороться против него, а одухотворять его, стараться излечивать его от примешивающихся к нему ядов, от яда ненависти. Таково единственное верное отношение к коммунизму, который есть самое серьезное явление современного мира. Нужно перестать с ним внешне бороться …, нужно стремиться к его внутренней трансформации."
"Мир корчится от тоски и муки, и представители христианской истины не всегда дают удовлетворительный ответ на вопрошания людей мира, мира во тьме. Иногда ответы, которые даются, звучат издевательством над страданиями и мучениями людей. Иногда мучающиеся во тьме бывают лучше тех, которые сознают себя носителями света. Христианская правда заключается в том, что нужно принять на себя ответственность за человеческие муки. Безбожие, существующее в мире, не есть только предмет обличения и осуждения христиан, но в гораздо большей степени есть хороший повод для покаяния в собственном грехе".
Бердяев пишет о том, что для христианства важно не только личное спасение (хотя и самое важное) но и общественное созидание. "Современный мир и современный человек раздавлены между двумя течениями, жаждой творчества новых ценностей и новой жизни при отрицании того, что человек есть творческий свободный дух, и консервативным христианством, которое отрицает творчество человека и направляет его духовные силы исключительно на покаяние в грехе и на спасение. В этом центральная точка духовного и социального кризиса. И кризис этот прежде всего требует изменения сознания. Новое всегда нарождалось от изменения сознания".
"Борьба христианских церквей и христианских группировок против идущего на мир социализма или коммунизма есть самое плохое, что может произойти. Нужен не страх коммунизма и не антикоммунистический фронт…, а христианизация и спиритуализация коммунизма, при признании в нем положительной социальной правды…"
По мысли Бердяева, неся правду не только в личном, но и говоря о социальных проблемах, христианство могло бы способствовать преодолению нынешнего общественно-экономического кризиса. Ибо в основе этого кризиса лежит не что иное, как нарушение евангельских заповедей. Так кто, как не Церковь должна указать на это по примеру Спасителя, который снес столы менял в Храме?
Приведем мнение патриарха Московского и всея Руси Кирилла, высказанное им в 2009 г., которое вызвало целый шквал от "либеральной общественности": "Постмодернистская цивилизация так и представляет себе соотношение между добром и злом: нет добра и зла, а есть плюрализм мнений. А если нет различий между добром и злом, что это такое? А это - Апокалипсис. В либеральной философии вообще нет идеи греха, нет различия между грехом и святостью, на самом деле это означает отсутствие "различия между правдой и ложью".
Выступая в 2012 г. на заседании Изборского клуба архимандрит (ныне епископ) Тихон (Шевкунов) отметил: "…сказать, что у нас полностью исполняется статья 13 Конституции РФ, гласящая, что в России отсутствует официальная идеология, было бы очень большим преувеличением. Потому что вульгарная либеральная идеология совершенно очевидно главенствует в обществе, во всех сферах нашей жизни и распространяется практически всеми средствами массовой информации. … люди в нашем Отечестве всё еще по-настоящему стремятся к добру, стремятся к справедливости, стремятся любить друг друга. Но мы видим, что этого становится всё меньше и меньше, и меньше даже по сравнению с тоталитарным Советским Союзом. Последние двадцать лет в нашей стране безостановочно работает мощнейшая пропагандистская машина, которая стремится изменить то, что сейчас называют "ментальностью народа", стремится сделать людей совершенно другими. Многие традиционные институты нашего общества, включая институт семьи, подверглись жесточайшим информационным репрессиям… Совершенно ясно, что бесконечно или даже долго так продолжаться не может, что надо эту ситуацию менять… С этим соглашались даже во всех официальных кабинетах, где мне приходилось бывать, но практического движения не было никакого… несмотря на все неудачи и разочарования, мы должны продолжать делать свое дело, не забывать, что Карфаген должен быть разрушен, а на его месте будет стоять – да, Третий Рим."
Либерализм призывает всех к максимальной свободе, индивидуализму, к минимизации государства и налогов. Либерализм раскалывает общество, увеличивая разрыв в доходах и снимая социальную ответственность с элит. А задача Церкви, как и государства в сплочении общества. Либерализм поощряет личный успех и конкуренцию между членами общества. Обогащайся каждый как может! А где кооперация, поддержка друг друга? Упование на платное образование, медицинское обслуживание - путь к общественному расколу и деградации. Пример США, где система здравоохранения дорога, не является общедоступной и хуже европейской, качество человеческого капитала и уровень образованности снижается. Крупный капитал не хочет нести издержки развития страны, поддержания качества человеческого капитала, он хочет минимизировать налоги. Уплата налогов – социальная ответственность бизнеса.
Что на эту тему пишут современные классики капитализма? Фридрих фон Хаек честно признается : "…до сегодняшнего дня развитие цивилизации сопровождалось последовательным сокращением … правил, из которых состоит наш моральный кодекс…, мы пришли к морали, в рамках которой индивид может действовать по своему усмотрению… Это фундамент, и на нем строится вся философия индивидуализма". Ведущие современные либеральные экономисты Кэмпбелл Макдонелл и Стэнли Брю, авторы одного из популярнейших учебников, пишут: "Рыночная система это бесстрастный механизм. Она не имеет совести, не приспосабливается к моральным нормам".
Современный капитализм соответствует идеологии протестантизма, где мерилом избранности перед Богом служит личный успех. Концептуально и левые, и Церковь одинаково негативно относятся к либерализму.
Духовная миссия Церкви и общественные процессы
Интересно пророчество, которое приписывают преподобному Серафиму Вырицкому: "Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, с одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой - настанет царство лжи и зла". Возможно, здесь речь идет о "последних временах", но мы помним, как росло число храмов в Царской России, а духовного роста не было, был отход от веры и чем это закончилось?
Как свидетельствует история и Священное Писание, народ отдается в руки своих врагов, когда он теряет свои духовные корни.
Особенно сильно духовное падение было обозначено перед революцией, люди обращались к материализму. Они получили то, что хотели – "справедливость", но без Бога.
Церковь утратила былой авторитет в обществе, увлекшемся материализмом и социализмом. Вопрос почему - достаточно прост. Христианство того времени не смогло дать ответы на социальные запросы общества и воспринималось радикалами в соответствии с доктриной Карла Маркса как "приспешницы" власти, покрывающей несправедливый социальный строй.
Как писал русский философ, богослов, православный священник, известный экономист, прот. Сергей Булгаков: "Капитализм есть организованный эгоизм, который сознательно и принципиально отрицает подчиненность хозяйства высшим началам нравственности и религии; он есть служение мамону…. Никогда еще в жизни не проповедовалось и проводилось в жизни такое безбожное, беспринципное служение золотому тельцу, такая похоть и корысть, как ныне… мы должны, не обинуясь, сказать, что социализм прав в своей критике капитализма. В этом смысле надо прямо и решительно признать всю правду социализма".
Николай Бердяев писал: "И нужно потерять совесть, чтобы считать более соответствующим христианству капитализм".
К глубокому сожалению, цитата Булгакова и Бердяева описывает и безнравственность нынешней экономической системы, абсолютно очевидное с точки зрения порядка, существовавшего в формально безбожном СССР, который де факто был по своей духовной сути "Святой Русью".
Далее: "Но в социализме, самом по себе, рассматриваемом как совокупность мер социальной политики, нет ничего, что бы не соответствовало христианской морали. Поэтому самая мысль о "христианском социализме" не имеет в себе ничего противоречивого. Принципиально христианский социализм вполне возможен".
Поиск правды – у каждого своя?
Формально Церковь вне политики. Но власть рассматривает Церковь как союзника. Перед прошлыми выборами в ряде приходов имелась агитация в поддержку правящей партии. В результате это ничего не дало – никаких достижений со стороны правящей партии нет.
Лозунг со времен роковой предвыборной компании Бориса Ельцина 1996 г., когда нас массированно пугали коммунизмом "Голосуй или проиграешь" оказался удивительно живучим. Только каждый раз, следуя ему и голосуя "правильно" или еще хуже - не ходя на выборы (что автоматически означает, что вы согласны со всем и ваш голос может быть использован "как надо") мы проигрываем с каждым годом все больше и больше. Жертва нормальна, когда есть действие, когда его нет, она бессмысленна. Но если позиция переменится, начнется притеснение Церкви.
Сейчас каждый ищет свою правду, а нужно искать правду Божью, т.е. истину. В рамках борьбы между либералами и левыми идет колоссальное искажение реальной картины, которую представлял собой СССР и Царская Россия. СССР изображается как концлагерь, нет критического анализа тупика Царской России. Царская Россия – как некая мировая житница, которая могла всех догнать и перегнать (со ссылкой на мнение француза Э.Тери). У нас снято множество фильмов про ужасы СССР, но я не видел ни одного фильма про аграрный и долговой тупик Царской России. В СССР, даже несмотря на гражданскую войну и репрессии, население страны не сокращалось, затем устойчиво росло, а сейчас сократилось, как после большой войны.
Почему ни белое движение, ни сами репрессии не привели к слому коммунистического режима ?
Потому что жизнь для простого народа в Царской России была крайне сложна, а коммунисты дали народу работу, бесплатное образование, медицину, кусок хлеба, показали цель и дали чувство собственного достоинства. В СССР не было никакой ностальгии по старым временам.
Условия использования левых идей в новой экономике.
Могут ли новые коммунисты пойти старым путем? Нынешнее общество не примет притеснение Церкви, хотя и у нас таких "рачителей" по-прежнему можно найти достаточно. При каких условиях возможен синтез левых идей и рыночной экономики? Отказ от догматизма; признание ошибок коммунистов в части непримиримости, ведения классовой войны, репрессий, войны против Церкви; атеизма, отрицания роли частной собственности, рынка.Если левые официально признали бы свои ошибки и предложили бы концепцию смешанной рыночной экономики без всякого догматизма, это могло бы стать базой нового витка развития страны.
Можно услышать прославление дореволюционных меценатов, купцов. Цитируется трогательная переписка высших слоев общества.
При этом никто не вспоминает крестьянскую жизнь! Действительно, меценаты делали благое дело, строили богадельни, школы, храмы и т.д. Но при этом они пользовались своим положением в системе, которая позволяла им извлекать сверхвыгоду, как нынешним нефтяным королям и владельцам торговой недвижимости. При социализме таких людей не было, но вместе с тем в обществе не было и нищеты. Никто не голодал, все получили возможность учиться и работать.
И меценатов не стало. Не нужны.
И какая система более выгодна обществу?
Исторический синтез: рынок и наследие СССР
Считается, что в 1992 г. мы вернулись к точке до 1917 г, т.е. социализм рассматривается как некая аберрация, которая доказала свою несостоятельность и рухнула. В этом есть как доля правды, так и недооценки нашего прошлого и не понимания будущего. Кто думал в 1985 г, что через семь лет у нас не будет всемогущего СССР и мы вползем в капитализм ? Часы нынешней системы "оттикали" свое.
Но есть другая реальность: за 25 лет реформ мы опять упираемся в тот тупик, который вызвал революции 1917 г. И это намного более страшная тенденция, на которую нельзя закрывать глаза никому их тех, кто несет ответственность за судьбу Российского государства. Моя точка зрения заключается в том, что у социализма, несмотря на его многие ошибки, было очень много правильного. Господь, как Творец истории зря не делает (или попускает) ничего.
Во-первых, СССР – это высшая историческая точка развития русской цивилизации, ее мирового доминирования как империи N2 (место, которое ныне занял Китай), во-вторых, еще раз подчеркну – Царская Россия не смогла бы выиграть вторую мировую войну с Германией. Все происходившее с нами было зря? Нет. И то, что происходит сейчас, это просто прекрасный повод, чтобы отречься от нынешней экономической политики и построить новое, более совершенное общество, используя как текущий опыт, так и опыт СССР. Возрождать в чистом виде экономику СССР смысла нет, однако, много полезного взять стоит.
Третий закон диалектики "Отрицание отрицания" по Фридриху Энгельсу отражает цикличность исторического процесса через спиралевидную форму. Исходя из этого закона, социализм был отрицанием западничества, либерализма и периферийного сырьевого капитализма, а также чрезмерной свободы наших элит. Реформы 1992 г. были отрицанием господства государственной формы собственности, атеизма, мы получили : рынок и православие. Но вернули себе все худшие элементы предыдущего, пройденного исторического этапа периферийной сырьевой экономики, элиты лишились ответственности перед обществом и приватизировали государство. Исходя из законов диалектики, в силу огромного числа внутренних противоречий и триады диалектики "тезис —антитезис —синтез", нынешняя экономическая система исторически обречена, следующая система будет синтезом лучшего из наследия СССР и рыночной экономики.
Вновь обратимся к Бердяеву: "Какие бы изменения ни происходили в советской России, а наверное будет много изменений, можно быть уверенным, что русский народ не вернется к капиталистическому строю, хотя бы смягченному, к формам частной собственности, господствующим на Западе. И тут скажутся не только завоевания революции, но и власть прошлого, традиций прошлого… Русскому народу в безмерно большей степени свойствен общинный дух, чем народам Запада. В течение всего XIX века русская мысль в наиболее влиятельных своих течениях была окрашена социалистически, употребляя это слово в широком смысле. Тут также есть традиция прошлого". Ошибался ли Бердяев? История покажет.
Выводы
Стране нужен Новый Курс - не разъединяющий, а объединяющий всех людей, не разрушающий, а созидающий, дающий людям смысл, а не лишающий его. Одно из важнейших достижений Франклина Рузвельта было в том, что он вернул нации надежду, показал цель, и смог сплотить все слои общества. Его творческой воле подчинились даже самые крайне правые и богатые, не смотря на то, что они считали его социалистом. Четырехкратный Президент США говорил: "Новый курс, стремится сцементировать все наше общество, богатых и бедных, в добровольное братство свободных граждан, сплоченных воедино и стремящихся к общему благу для всех".
Вспомним, что писал Победоносцев императору Александру III: "…час страшный и время не терпит. Или теперь спасать Россию… или никогда. Если будут Вам петь прежние песни…что надо… продолжать в либеральном направлении …— о, ради Бога, не верьте … Это будет гибель, гибель России и Ваша: это ясно для меня, как день… один только и есть верный… путь —… начать … борьбу… Весь народ ждет … и, как только почует державную волю, … все оживится, и в воздухе посвежеет… Новую политику надобно заявить немедленно и решительно".
И наконец, процитируем Александра II: "Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу".