Экстремизм, наркотики, педофилия - что стоит за "Pokemon Riot" в Екатеринбурге?
Милость к падшим или все-таки - что заслужил, то и получи?"Я привлек внимание миллионов людей и абсолютно доволен результатом", – восклицал екатеринбургский видеоблогер Руслан Соколовский (до смены фамилии - Сайбабталов), просматривая федеральную ленту новостей. Во второй половине августа о провокации 21-летнего молодого человека, которая заключалась в ловле покемонов в Храме-на-Крови, написали местные и федеральные СМИ.
Но радость была недолгой. Протест против законов, защищающих церковь, совершен, но как только выходкой заинтересовались силовики, самоуверенный Сайбабталов, поумерив пыл и гордость, начал собирать деньги на адвоката и просить политического убежища в других странах.
Вероятно, безуспешно. Полицейские арестовали "ловца покемонов" якобы после приема наркотиков вместе с несовершеннолетней пассией, а на следующий день суд отправил его в СИЗО на два месяца, дабы тот не успел скрыть следы преступлений. А скрывать было что: помимо многочисленных оскорбительных видеороликов в интернете, у Руслана оказалась подпольная типография, где он печатает журналы а-ля "Шарли Эбдо". Между тем, многим молодой провокатор по-прежнему представляется всего лишь нашкодившим сорванцом.
В частности Екатеринбургской епархии, которая готова взять, видимо, неверующего ни во что Руслана на перевоспитание, и мэру города Евгению Ройзману, затевающему вразумительные разговоры с "непутевым блогером".
Около миллиона просмотров набрал фатальный видеоролик Сайбабталова под названием "Ловим покемонов в церкви", который и привлек внимание силовиков. На нем запечатлено, как молодой человек, находясь в Храме-на-Крови (том самом, построенном на месте убийства царской семьи) играет в популярную игру на своем смартфоне, а в завершение напевает матерные слова на манер православных песен. Все это парень решил сделать "в протест" статьям УК РФ, защищающим свободу совести и вероисповедания.
Сайбабталова впечатлил сюжет на телеканале "Россия-24", в котором было сказано о наказании за ловлю покемонов. Как такового закона о запрете на игру "Pokemon GO" в стране нет, но никто не отменял наказания за проникновение в чужое жилище, воспрепятствование осуществлению избирательных прав, незаконное пересечение границы и, наконец, за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих. Как раз эти уголовные статьи (139, 141, 322 и 148) могут совершить увлеченные ловлей покемонов игроманы. Это предупреждение с экрана дерзкий екатеринбуржец принял за вызов.
"Все удалось на славу! Я словил нескольких покемонов в церкви, мне все понравилось, мне никто не мешал. Но я не словил, к сожалению, самого редкого покемона, которого можно там добыть – Иисуса. Но что поделать. Поговаривают, что его совсем не существует, поэтому я ничуть не удивлен", - поделился с подписчиками Сайбабталов, представляющийся Соколовским.
Молниеносно видео появилось в местных и федеральных СМИ. Журналисты не ограничились тиражированием новости о выходке блогера, но некоторые попросили оценить ее полицию и следственный комитет.
"Если бы кто-то спросил лично меня – не как полицейского и пресс-секретаря ГУ областного МВД, а как гражданина, то я бы ответил, что не на три года, согласно законодательству, надо отправлять на тюремные нары таких покемонистов, а минимум на пять, а то и больше, чтобы другим неповадно было богохульствовать в святых местах. Уверен, что этот чудак, причисляющий себя к охотникам на покемонов, вряд ли бы сделал то же самое на месте захоронения своих родных и близких. А сейчас он поглумился на месте расстрела целой семьи, в том числе детей", - сказал пресс-секретарь главного управления МВД Валерий Горелых.
Осознав, что безнаказанным он не останется, Руслан поспешил оправдаться. "Я сделал это из протеста. Я увидел, как по ТВ говорят о том, что если ты походишь со своим смартфоном по общественному месту, тебя посадят или сделают штраф полмиллиона рублей. Для меня это чушь несусветная, поэтому я решил протестовать. Я решил показать своим примером, что это ненормально: мы не должны жить в стране, где нас связывают по рукам и ногам из-за каких-то сектантов. Я привлек внимание миллионов людей и абсолютно доволен результатом", - сказал блогер, заодно прокомментировав слова Горелых в том духе, что родные и близкие - "это всего лишь сгнившие куски трупов".
Но ловля покемонов оказалась лишь вершиной айсберга всей обширной деятельности Сайбабталова, ранее он публиковал десятки видео, а также журналы, критикующие российское общество и православных верующих.
Причем, думать, что это такой отмороженный, но эпатирующий общество мальчик - одиночка никак не приходится.
В типографии Руслана работают четыре человека. Все они трудятся над созданием аналога французского издания "Шарли Эбдо", скандально известного своими карикатурами на религиозную тематику. Блогер не отрицает своей симпатии к европейским карикатуристам, напротив, открыто признается в том, что копирует их стиль. На сайте Сайбабталова даже предлагаются кружки, футболки и чехлы для телефона с иллюстрациями из журнала.
И видео, и журналы в настоящее время проверяют следователи в рамках заведенного уголовного дела по двум статьям – 282 "Возбуждение ненависти либо вражды" и 148 "Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий".
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе следственного комитета России по Свердловской области, уголовное дело было возбуждено на основании материалов "Центра Э" – центра по противодействию экстремизму областного главка полиции, сотрудники которого проводили первоначальные мероприятия по размещенным на видеохостинге "YouTube" и в одной из социальных сетей видеофайлам.
Следователи в очередной раз напомнили сочувствующим Сайбабталову, что не ловля покемонов в храме сама по себе стала основанием для уголовного преследования.
"Предметом проверки был не факт нахождения обвиняемого с мобильным устройством в помещении храма, а именно само содержание размещенных по этому поводу видеофайлов в сети интернет (в частности, именно то, каким образом обвиняемый описал свои похождения в храме). Подобным образом в уголовном деле фигурируют и другие видеофайлы, также размещенные от имени этого же блогера в разное время в 2016 г. Экспертной оценке специалистов в области лингвистики, религиоведения и психологии были подвергнуты три видеофайла, в двух из которых эксперты однозначно усмотрели признаки экстремизма, то есть возбуждения ненависти либо вражды, а также унижения человеческого достоинства по признакам отношения к религии. При этом в каждом из двух указанных файлов автор видеороликов крайне оскорбительно (в том числе с применением нецензурной лексики) высказался в адрес приверженцев двух крупнейших мировых религий, представители которых составляют большую часть населения Российской Федерации. В третьем видеофайле, после размещения которого в сети интернет его автор получил широкую известность, эксперты усмотрели признаки нарушения права на свободу совести и вероисповеданий. В ролике обвиняемый изображен использующим популярное приложение для смартфонов внутри храма, при этом видеоролик сопровождается ироничными комментариями, с использованием нецензурной лексики, а также содержит оскорбительные высказывания по отношению к символам одной из мировых религий", - сообщили следователи.
Поскольку преступление по статье 282 относится к преступлениям средней тяжести, избрание обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу законно и призвано защитить общественные отношения, на которые, по данным следствия, посягнул обвиняемый.
Ловец покемонов искал политического убежища
Кроме того, достаточно проблематично было заключить Руслана под домашний арест: дома у молодого человека, по сути, и нет. Молодой человек периодически меняет жилье и увлекается наркотиками.
"Подозрения вызвала и личность обвиняемого, который не имеет постоянного места жительства и регистрации, является уроженцем другого города, нигде не трудоустроен и фактически не учится, а до момента его задержания проживал в арендованной квартире в Екатеринбурге. В связи с чем, достаточно проблематичным является вопрос избрания в отношении данного лица домашнего ареста или подписки о невыезде. Также, по данным следствия, обвиняемый вел антиобщественный образ жизни, связанный с употреблением наркотических средств (на это, в частности, указывали результаты проведенного по месту проживания обвиняемого обыска, в ходе которого обнаружено наркотическое средство, вес которого не достаточен для инициирования процедуры уголовного преследования, но негативно характеризует личность молодого человека)", - добавил старший помощник руководителя следственного управления СК России по Свердловской области по взаимодействию со средствами массовой информации Александр Шульга.
В конце концов, решение о заключении блогера под стражу было вызвано тем, что он продолжил создание видеофайлов, зная, что относительно его деятельности уже ведется проверка. В настоящее время следователи проводят обыски по нескольким адресам – по месту жительства Руслана и в офисе, где монтировались видеоролики и издавался журнал.
Подпольная типография
"На предмет наличия экстремистских высказываний пристально будут проверены (в том числе посредством проведения соответствующих судебных экспертиз) не только видеоролики, автором которых является обвиняемый, но и выпускавшийся им журнал, основной тематикой которого как раз и были публикации негативного характера по вопросам религии. Любой злоумышленник, который имеет своей целью посягательство на основы конституционного строя и безопасности государства, должен осознавать, что за совершенные им деяния его ожидает суровое наказание", - добавил Шульга.
Но слышать и слушать правоохранителей либеральная общественность, естественно, не торопится. Уже сформировался внушительный штаб общественной поддержки ловца покемонов в храме на месте убийства царской семьи. Среди сочувствующих оказались в основном скандально известные личности, такие как оппозиционер Алексей Навальный, Pussy Riot, примеру которых, по стопам которых, по-видимому, пошел уральский блогер, или мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, назвавший решение суда "дикостью". Но, что наиболее странно, к либеральной тусовке столицы Среднего Урала каким-то неестественным образом примкнули и весьма себе серьезные служители РПЦ. Например, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
Ройзман попросил поддержки у митрополита Кирилла, и тот - странная лояльность - заявил, что готов взять молодого человека на поруки и привлечь его к благотворительности.
Хотя, на самом деле, странностей особых нет. Дела обязывают. Их в последнее время - общих дел екатеринбургской митрополии и мэрии - немало. Речь, конечно, не о духовности, и ни разу ни о благотворительности. Речь о возведении церковных строений в городе-миллионнике и о переименовании улиц. Напомним, митрополит и городские власти активно сотрудничали и сотрудничают по переименованию улицы Толмачева в Царскую на том отрезке, где находится храм, и по другим вопросам.
И владыка митрополит Кирилл, видимо, внял указаниям.
Вступился.
Правда, заметим, что, по неофициальным данным уральских информагентств, никакие не доносы СМИ стали толчком, побудившим правоохранителей заметить то, что ловец покемонов упорно демонстрировал в Рунете, а вполне себе официальное заявление из той самой митрополии.
И как понять в таком случае позицию уральских священнослужителей? Милость к падшим проявляется после того, как по подсказке из церковных кругов силовики наконец-то активизируются, появляется "падший" и милость к нему можно общественно и резонансно проявить?
В столице понятие милосердия понимают по-другому. "Я вижу прямую аналогию с Pussy Riot: люди сознательно шли на скандал, не раскаиваются в своих противозаконных действиях. Если бы человек случайно что-то сделал и он раскаивается, то на первый раз ему, скорее всего, выпишут штраф или условный срок. А в этом случае человек шел на реальный срок, туда ему и дорога. Можно разными способами в тюрьму сесть", - поделился своим мнением с Накануне.RU религиовед, доцент Московского государственного лингвистического университета, исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ Роман Силантьев.
Аналогичного мнения придерживается экс-зам главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин. По его словам, история с Сайбабталовым начала очередную кампанию "дрессировки церкви".
"Церковь убеждают "простить и поддержать бедного подростка", ловившего покемонов в храме - а на самом деле великовозрастного политманипулятора и, если верить сообщениям, наркомана и соблазнителя несовершеннолетних. Какое-либо милосердие и ходатайство в этом случае уместны только тогда, когда этот наглый политпровокатор признает свою неправоту и раскается. Ну и еще раз надо напомнить лжехристианам: у вас перевернутая логика и двойные стандарты. Святыни важнее человека - не зря за них шли в бой и на мученичество, хотя могли бы сохранить жизнь свою и чужую. Покусившись на святыни, этот субъект, с настоящей христианской точки зрения, совершил нечто гораздо более тяжкое, чем убийство. И относиться к нему и к тем, кто его оправдывает, нужно более жестко, чем к человекоубийцам - Гитлеру и ему подобным. Призывы в этом случае к милосердию без покаяния - особенно на фоне отсутствия призыва хранить неприкосновенность святынь - это глубины сатанинские", - отметил Чаплин.
В разговоре с Накануне.RU протоиерей сказал, что сама по себе ловля покемонов в храме – это некультурно, ведь это мешает таинствам богослужения. Но в данном случае важно понимать, что молодого человека судят не за игру, а за оскорбительное поведение, которое блогер позволил себе по отношению к церкви и верующим.
Чаплин уверен, что верующие ждут от Руслана покаяния. Митрополит Кирилл предложил ему поработать в службе милосердия, "помочь старикам, инвалидам, детям увидеть жизнь с другой стороны".
Как сообщил член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Дмитрий Калинин, Сайбабталов-Соколовский сказал, что "ему было бы интересно заняться чем-то новым". Вероятно, это следует расценивать как снисходительное согласие.
Не опасаются ли служители церкви возможной работы с воинствующим блогером, выяснить не удалось. Представители екатеринбургской епархии пока отказываются от комментариев.
"Официальная информация об этих обстоятельствах будет в ближайшие часы опубликована на сайте епархии, там будет изложено все, что мы хотим сказать. Я считаю, что лучше прочитать официальное сообщение полностью, его осознать и на него опираться, чем домыслами, догадками и предположениями сейчас вас дезинформировать", - сообщил Накануне.RU епископ Евгений (Алексей Кульберг). Но за весь день сообщение так и не появилось.
Видимо, служители церкви считают, что окажутся в силах сделать из дерзкого блогера, не признающего, как он сам утверждает, ничего святого, скромного, интеллигентного молодого человека без помощи исправительной госсистемы.
Кстати, интеллигентным и милым его запомнили в родной школе. Оказывается, что ни о каком "Соколовском" – экстремисте, наркомане и педофиле – в образовательном учреждении Шадринска не слышали. Там его знают именно как Руслана Сайбабталова – положительного, активного ученика.
"Абсолютно адекватный молодой человек, помню, что он активно участвовал в дебатах, когда был страшеклассником, – рассказала Накануне.RU директор средней общеобразовательной школы №4 Шадринска Лариса Шуплецова. - Никаких негативных проявлений за ним не наблюдалось".
Новость о том, что Руслана судят за экстремизм, оскорбление чувств верующих, а также подозревают в наркомании и педофилии, потрясла руководство школы.
"Пусть следователи проведут следствие, бывает, что это действительно с каким-то подтекстом делается, а ,может быть, просто необдуманно. Многие дети, бывает, встревают в такие дела… Он был адекватен. Никаких конфликтов никогда не возникало. С учителями он всегда был скромен, вежлив, тактичен, я бы даже сказала, что он вел себя по-джентльменски. В его образе присутствовала установка: "Я сам знаю себе цену". Но ничего плохого об этом молодом человеке нельзя сказать", - добавила Шуплецова.
По словам директора, Сайбабталов активно участвовал в областных мероприятиях, никаких проблем с наркотиками за время учебы в школе не имел. "У него была неблагополучная семья, подробностей не могу сказать, пить – не пили, и на учете не стояли, но в нашем понимании семья была неблагополучная. Нас поражало то, что несмотря на неблагополучных родителей, Руслан, наоборот, был положительным. Можно сказать, не того поля ягода", - заключила руководитель шадринской школы.
О том, что ныне скандальный блогер не был бунтарем со школы, свидетельствует и то, что в 2012 г. он вошел в список 100 лучших выпускников года. Его даже пригласили на прием к губернатору Курганской области Олегу Богомолову за наградой "Ими гордится Зауралье".
Сможет "покемоновский бунтарь" Сайбабталов начать новую жизнь при помощи так сладострастно унижаемой им из-за угла церкви, памятуя о былой прилежности, либо для этого понадобятся пять лет лишения свободы, покажет время.