Володин и политологи дали прогноз на выборы
Накануне выборов в Госдуму первый замглавы Администрации президента Вячеслав Володин провел очередную встречу с политологами, на которой опроверг данные "Левада-центра", признанного недавно иностранным агентом, о том, что рейтинг "Единой России" снизился с 39% до 31%. На этой же встрече обнаружилась, наверное, главная интрига нынешней парламентской кампании. Как оказалось, партия Владимира Жириновского впервые в новейшей истории может вырваться на второе место, обогнав коммунистов. Что характерно, в Кремле прогнозируют такой исход гонки, несмотря на то, что вот уже два месяца подряд правительство будто бы специально мобилизует "красный" электорат, раз в неделю выпуская заявления в духе "денег нет, а вам хорошего настроения" или призывая учителей идти в бизнес. Политолог, генеральный директор Аналитического центра "Московский Регион" Алексей Чадаев, побывавший на этой встрече, рассказал в интервью Накануне.RU, чем, по его мнению, объясняются такие тенденции.
Вопрос: Встреча первого замглавы кремлевской администрации Вячеслава Володина и политологов принесла несколько сюрпризов. Во-первых, было озвучено, что рейтинг "Единой России", вопреки опросам иностранного агента "Левада-центра", не упал. Во-вторых, самое удивительное, прогноз о том, что ЛДПР может занять второе место, победив КПРФ - вот уж тут точно, вопреки всем опросам, а не только "Левада-центра". Как Вы можете это прокомментировать?
Алексей Чадаев: У "Единой России" социология действительно демонстрирует результат на 4-5% выше, чем осенью 2011 года, когда до окончания избирательной кампании в Госдуму оставалась неделя. Принципиальное отличие нынешней ситуации от той - нет общей тенденции по стране. Где-то рейтинг "ЕР" падает, где-то стоит, где-то растет. Связано это с тем, что локомотивом этой кампании стали кампании одномандатников: где-то они двигают партию вперед, где-то, наоборот, "топят", а где-то никак не влияют. С этим же связана и бледность непарламентских партий. Если уж рейтинги федеральных брендов держатся, как правило, на активных кампаниях одномандатников, то недумские партии, по понятным причинам, оказались далеко в хвосте. Сильных одномандатников у них практически нет.
Вопрос: Как же нет, у "Родины" довольно широкая линейка известных личностей, например?
Алексей Чадаев: А много у нее сильных одномандатных кандидатов? Надо же хотя бы 50 человек, чтобы получить хоть какой-то эффект. У "Родины" есть определенный шанс перепрыгнуть через трехпроцентный барьер, но 5% они не получат. На них играет то, что они - первый номер в избирательном бюллетене, кроме того, есть несколько региональных центров, где партия успешно и активно работает.
А против "Родины" работает то, что патриотическую аудиторию, которая не хочет голосовать на "ЕР", просто сметает к себе ЛДПР. Все, кто хочет сказать: "Да, Крым наш! Но "Единую Россию" мы не любим", они, скорее, предпочитают Жириновского.
Вопрос: Как-то не верится в успехи ЛДПР, если честно, как давно электорат "ЕР" стал кочевать к импульсивному Жириновскому, у которого нередко заявления прямо противоречат одно другому?
Алексей Чадаев: Зря не верится. ЛДПР в этой кампании интересна тем, что это теперь не только Жириновский. У либерал-демократов есть некоторое количество ярких одномандатников, которые "рвут танцполы" на своих территориях.
Вопрос: Рейтинг КПРФ падает на фоне сворачивания социалки и демонстративной риторики "денег нет, а вы держитесь", так, получается?
Алексей Чадаев: КПРФ потеряла просто целую платформу. Долгое время именно они же были монополистами, собиравшими голоса оппозиционной патриотики. Коммунистов, как ни странно, подкосил "Крымнаш", после него все вокруг стали патриотами, очень сложно сделать уникальное предложение и выделиться. Темы социалки и борьбы за права обездоленных и трудящихся, с одной стороны, перехватила "Единая Россия", а с другой стороны - "Справедливая Россия".
Если продолжать следить за социологией, то окажется, что ЛДПР и КПРФ идут "голова в голову". Однако, гипотеза о том, что ЛДПР может выйти на второе место, основана на том, что традиционно предвыборная социология давала ЛДПР меньше, чем они набирали по факту. Многие из тех, кто ставил на выборах галочку за либеральных демократов, не говорил об этом, отвечая на вопросы социологов. С 1993 года и по сей день такой феномен наблюдается, поэтому можно предполагать, что и в 2016 году он останется.
У КПРФ, тем не менее, низовая, полевая сеть поддержки все же сильнее, чем у ЛДПР. Так что, может быть и так, что КПРФ сохранит за собой позицию второй партии. Речь, разумеется, идет о голосовании по партийным спискам, с одномандатниками картина иная. У ЛДПР есть некоторое количество одномандатников, которые могут пройти (двое-трое), у КПРФ проходных кандидатов, конечно, больше. Поэтому может получиться, что по спискам ЛДПР получит второе место, но коммунисты отыграют свое в одномандатных округах.
В целом же мы просто наблюдаем результат того, что даже списочные составы партий "тянут" кампании одномандатников.
Похожие проблемы - у "Справедливой России". Они так долго болтались в зоне между 3% и 5%, что было непонятно, пройдут они в Госдуму или нет. Сейчас становится ясно, что, скорее всего, они сформируют фракцию в парламенте. Одномандатники "СР" имеют ресурс, но имеют и кучу проблем: большие антирейтинги, проблемы с властью, законом или с имиджем. "Справедливая Россия" долго была партией, куда шли элитарии с ресурсом, находившиеся в конфликте с системой. Зато они серьезно вкладывались в свои избирательные кампании.
Вопрос: Просто уж очень внезапно, после встречи с Володиным, появилась тема по поводу ЛДПР, которая займет второе место, сразу появился прогноз по "Справедливой России", которая, скорее всего, все-таки проходит в Госдуму. Хотя буквально несколько дней назад прогнозы были совершенно иные - традиционные для "либерал-демократов" и довольно печальные для "эсеров". Ощущение возникает, что уважаемые люди, политические зубры из системной оппозиции просто получили определенную поддержку, потому что оставлять их без мандата в новом созыве не комильфо.
Алексей Чадаев: Нет, с прогнозами тут связи нет никакой. ЛДПР и "Справедливая Россия" реально серьезно вложились в эту кампанию, и это надо признать. В регионах это, кстати, достаточно заметно. Можно судить по кухне политтехнологов. Политтехнологическая братия толпой повалила на подряды в обе эти партии. По сей день бегают рекрутеры по столицам и ищут технологов для усиления на последние дни. В отличие от "ЕР", кстати, которая политтехнологов использует по минимуму. В "Единой России" строго следуют володинской установке, что "лучший технолог – сам кандидат", ищут опору в региональных исполкомах и активистах.
Вопрос: А, может, это происходит потому, что немало статусных оппозиционеров, уважаемых людей могут не попасть в парламент?
Алексей Чадаев: Надо быть очень смелым, чтобы пойти на откровенную манипуляцию социологией ради статусных оппозиционеров.
Вопрос: Хочется спросить о политтехнологической кухне, если уж Вы о ней упомянули. Эта кампания удивляет количеством интернет-мемов по поводу выборов. Что Вы можете сказать о качестве агитации?
Алексей Чадаев: Проблема этих выборов в том, что одномандатники, которые играют ключевую роль теперь, - совершенно "новый зверь". Не очень даже понятно, кто они, "про что" они, зачем они нужны. Административная и политическая система с трудом привыкает, что одномандатники есть вообще. Зато избиратели сделали для себя однозначный вывод, что депутат-одномандатник - это именно тот человек, который вкрутит лампочку, наконец, и забор покрасит.
У меня на руках сейчас база из 10 тысяч наказов избирателей по разным округам. Устойчивое первое место занимают вопросы благоустройства, затем дороги, переулки, внутриквартальные проезды, а третье место – ЖКХ. Только после этого идут вопросы образования и здравоохранения. Сами кандидаты "идут чесом" по дворам, причем, занимается этим даже радикальная оппозиция. Например, профессор Зубов, который на встречах с жителями Центрального округа Москвы долго рассказывает им про международное положение и почему "Сталин хуже Гитлера", а потом у тех, кто в процессе не разошелся, начинают спрашивать о наболевшем.
Вопрос: А плакаты, растяжки, лозунги, временами такие смешные и странные, над которыми смеется весь Рунет, они откуда берутся?
Алексей Чадаев: Ни у одной партии, включая "Единую Россию", не работает система "сшивки" кампаний. Если бы какая-то отдельная партийная структура занималась согласованием агитационных материалов и заявлений, то картина была бы иная. Сейчас же каждый изгаляется как может, снабжая часто нас разнообразными мемами для коллекций.
Вопрос: Предвыборные дебаты на телеканалах уже растащили на отдельные ролики и мемы, что Вы можете сказать о них?
Алексей Чадаев: Дебаты - отстой. Никто их не смотрит, никому они неинтересны. Темы повестки дебатов перпендикулярны тому, что по-настоящему волнует избирателя. Этот институт нам еще предстоит приводить в божеский вид, видимо, в следующем электоральном цикле.
В интернете работают команды ботов и платных троллей, которые форсят различные видео. Но внимания к этому мало даже в интернете, который традиционно более политизирован. Такое происходит хотя бы потому, что не очень понятно, как мнение пусть даже очень уважаемого человека, из какой-либо думской партии, может повлиять на состояние дел в обсуждаемой теме. Уж точно, по тем вопросам, которые обсуждаются на дебатах, решения принимаются не в Госдуме.
Вопрос: Каков, в итоге, Ваш прогноз на предстоящие 18 сентября выборы?
Алексей Чадаев: Я думаю, по партийным спискам "Единая Россия" наберет 42-43% голосов, ЛДПР, как и КПРФ, получит в районе 15-17%, 7% получит "Справедливая Россия". Если смотреть на одномандатные округа, бросается в глаза, что в 17 округах "ЕР" просто нет, и там, кстати, идет довольно острая борьба, результат которой непредсказуем. Такое решение, кстати, может позволить сохранить в Думе некоторых уважаемых людей, статусных оппозиционеров, которые иначе могли бы проиграть. Интересно, что волшебным образом другие оппозиционеры, менее статусные, вдруг не согласились с автоматическим проходом думских тяжеловесов на округах, без кандидатов "Единой России" там сейчас все очень лихо. Таким образом, мне кажется, в дополнение к 17 округам, где "Единая Россия" не выдвинула депутатов, еще будет 20 округов, где "Единая Россия" может проиграть. Примерно 40 округов, где ситуация неоднозначная. В остальных же все более-менее понятно.