"Демонтаж ФСКН, ФМС и атака на руководство СК - возможно, звенья одной цепи"
Журналисты сообщили о возможном уходе официального представителя Следственного комитета Владимира Маркина. Вслед появилась информация, что и его начальник Александр Бастрыкин также может покинуть свой пост после выборов. Политологи давно ждали громких отставок по всей вертикали власти, и слухи о громких перестановках в Следственном комитете не удивили, особенно после скандальных уголовных дел против высокопоставленных силовиков в ведомстве. Однако, несмотря на предсказуемость "отставки" Бастрыкина, вопросов остается немало.
Долгие годы считалось, что Кремль избегает концентрации влияния в каком-либо одном ведомстве. Так объяснялся, например, провал идеи Бастрыкина о создании российского аналога ФБР – ведомства, замыкавшего на себе все следственные функции. Теперь же сам Бастрыкин может уйти в отставку, и если уход главы Следственного комитета не состоится, то уже сама массированная атака в СМИ на него показательна. Значит ли это, что Кремль пересмотрел свою позицию по передаче всей силовой власти в одно-два места, в данном случае в ФСБ и Нацгвардию?
Другой вопрос - является ли совпадением то, что в очередной раз жертвой конкуренции силовых ведомств может стать руководитель, известный государственническими инициативами? Напомним, что Бастрыкин высказывался за введение смертной казни, за юридический суверенитет России, в том числе от наднациональных органов, неоднократно обрушивался на педофилов. К слову, глава упраздненного недавно ФСКН Виктор Иванов также отличался резкими и заметными прогосударственными высказываниями. Он обвинял иностранные спецслужбы в отравлениях россиян спайсами, а Фонд Сороса - в лоббировании идеи легализации наркотиков в России.
Главное же, что, пожалуй, интересно сейчас, являются ли громкие уголовные дела следствием серьезной и системной борьбы с коррупцией, признаком перестройки системы для мобилизации или мы наблюдаем просто войну силовых кланов?
Депутат Госдумы Вячеслав Тетекин полагает, что устранение сразу нескольких ведомств подряд – звенья одной цепи, власть действительно консолидирует силовую составляющую. Об этом он рассказал в интервью Накануне.RU.
Вопрос: Появилась информация о вероятной отставке официального представителя СКР РФ Владимира Маркина, начались "утечки" в СМИ о том, что после выборов уйдет в отставку глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, что Вы об этом думаете?
Вячеслав Тетекин: Власть обеспокоена состоянием правоохранительной системы. Причин тут несколько. Первая состоит в том, что они не выполняют свою основную функцию – борьба с преступностью, в том числе с коррупцией. Коррупция разрастается на глазах, суммы взяток становятся выше, чиновников, берущих взятки, больше. Коррупция уже угрожает экономической безопасности страны. Самое интересно тут, что воровать-то тоже уже нечего. Снижение бюджетных доходов налицо, пирог для коррупционеров уменьшается. Денег в казне не хватает уже на самое необходимое - на поддержание социальной стабильности. Дело не в том, что власти внезапно решили бороться с коррупцией, потому что коррупция - нехорошо, а в том, что воровство уже угрожает политической стабильности. Власть не может наскрести несчастные 200 миллиардов на единовременную выплату пенсионерам по 5 тысяч рублей. "Денег нет", как известно. А тем временем тонна денег лежит у одного из правоохранителей.
Второй момент – власти нужна консолидация силовых органов на случай возникновения народного недовольства: перетряска их, усушка. Но практика показывает, что реформы только дестабилизируют правоохранительные органы. Лихорадочные движения власти говорят нам, что есть беспокойство власти, и она не сможет контролировать правоохранителей в ситуации крупных политических пертурбаций.
Третий момент – сигнал коррупционерам в самих правоохранительных органах о том, что карающая десница органов обязательно доберется и до вас. Только вот последнее уже давно никого не пугает. Много раз они все это слышали, но ничего не произошло, вот они ничего и не боятся.
Рыба гниет с головы. Чистить правоохранителей – чистить хвост. Чистить надо же с головы. Это имитация бурной деятельности, попытка прижучить мелких коррупционеров, в надежде, что это напугает еще более мелких, в надежде наполнить госбюджет – так проблему не решить.
Вопрос: Мелких? У полковника Захарченко дома якобы нашли несколько тонн денег, разве это мелко?
Вячеслав Тетекин: Захарченко - явно не главный, просто сторож. Дядька, который стоит с дубиной у двери. Тонны американских долларов – не собственность обычного полковника. Если посмотреть на фотографию, видно достаточно аскетическое лицо человека, явно не избалованного большими деньгами. Никакая взятка не может быть размером в 8 миллиардов рублей. Это категорически исключено – чьи-то деньги, которые вместо банка кто-то дал на хранение. Интересно, кто завез туда эти деньги, из каких подвалов и банковских сейфов они были вывезены? А самый главный вопрос: почему это вообще стало возможным?
Вопрос: Кстати, почему в деле Захарченко как будто специально в ежедневном режиме находят и находят все новые суммы?Это раздражает народ или наоборот радует, как Вы думаете?
Вячеслав Тетекин: Не мог полковник наворовать тонну долларов. Категорически исключено. Ручеек информации, который просачивается по поводу дел Захарченко, та система, частью которой является полковник Захарченко – разветвленная и законспирированная. Такие люди умеют маскироваться и скрываться. Непростое дело - вскрыть всю схему. Я не вижу тут злого умысла в таком формате раскрытия информации, методы определяются самими масштабами дела, масштабами самой схемы, частью которой был полковник Захарченко. Масштаб таков, что распутывать эти узелки придется еще долго.
Вопрос: Все происходит во время выборов, разве для власти это удачный пиар?
Вячеслав Тетекин: Конечно, нет, даже если они попытаются сказать, что вот, дескать, мы боремся с коррупцией, им справедливо ответят: где вы были раньше и почему ловят мелких сошек? Ведь при всей масштабности схемы Захарченко, очевидно, что не он в ней главный.
Вопрос: Почему получается так, что в основном удар приходится на глав ведомств, которые выступали с государственническими инициативами? Может, это какое-то табу у силовиков? Каждый должен заниматься своей работой?
Вячеслав Тетекин: Силовой блок – весь довольно патриотичен. Сказать о нем, что там тоже засели либералы явные, как, допустим, в правительстве, нельзя. Силовой блок, армия, госбезопасность, полиция и прокуратура – в большей степени государственники. Я бы не стал говорить, что происходит выдавливание патриотического компонента из силового блока. Во-вторых, те, кто ушел в отставку, все равно не пропадут, останутся где-то на поверхности. Это не репрессии против патриотических силовиков. Кстати, обратите внимание на предыдущие кадровые решения. Даже таких провалившихся губернаторов как Меняйло, в Севастополе, вместо того, чтобы совсем убрать, отправили полпредом в Сибирь.