Аджар Куртов: Турция для нас - и не друг, и не враг?
Отношения России и Турции за год претерпели не одну метаморфозу. Теперь, кажется, сотрудничество снова налаживается – обсуждается отмена виз, возобновляются переговоры по "Турецкому потоку". Однако, с другой стороны, Эрдоган продолжает вести себя не очень дружественно – не раз СМИ сообщали о том, что он обещал поддерживать Порошенко в его нападках на Крым, совместно с США проводит операцию "Щит Евфрата", которую осуждает сирийский МИД. Так кто же Турция для нас? "Партнер", "противник", "не друг и не враг"? Своим экспертным мнением с Накануне.RU поделился историк, политолог, главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" Аджар Куртов:
- Прежде всего, мы должны понимать, что Россия сейчас проходит очень сложный период в своей внешней политике. Любая страна заинтересована в том, чтобы у нее росло число доброжелательно настроенных к ней соседей, и не только соседей. Конечно, лучше, чтобы это были не просто доброжелатели, а союзники, стратегические партнеры. В общем, терминология лукавая, но она отражает разную степень взаимодействия между государствами, и с этой точки зрения мы вынуждены признать, что у нас не все в порядке с внешней политикой. Число государств, которые хорошо оценивают российскую внешнюю политику, несильно увеличивается за последние годы, а вот число недоброжелателей, причем которые яростно оппонируют Кремлю, - наоборот, растет. И в этом контексте, конечно, можно выбирать разную линию поведения: можно быть абсолютно уверенным в своей правоте, закрыться от внешнего мира, считать, что мы правы всегда и во всем; другой вариант – более гибкий – находить возможности даже в сложных условиях путем дипломатии для перетягивания на свою сторону каких-то других государств.
В данном случае Турция – это сложный сосед, который имеет свои отличные от России воззрения, отличные от России национальные интересы. В известном смысле мы конкуренты – и геополитически, и экономически, были конкурентами и военными, и это не нужно никогда забывать и сбрасывать со счетов.
Но это не значит, что в условиях конкуренции нужно всегда рассматривать Турцию через прицел винтовки, исключительно только как врага. Наоборот, если есть возможность воспользоваться ситуацией и пусть не полностью, но улучшить отношения и внести какой-то разлад в ряды наших противников и недоброжелателей – почему бы этим не воспользоваться? Мне кажется, что именно такая логика, помимо каких-то других обстоятельств, прежде всего, экономического плана, и была в основе последних решений, принимаемых руководством России.
Да, Турция – член Североатлантического альянса; да, там очень сильное влияние США; да, это страна, которая имеет свои воззрения на регион Причерноморья, и поэтому у нее отличные от России оценки и действия и по крымским татарам, и по Украине, и по другим государствам бывшего Советского Союза, таким как Грузия. Но, тем не менее, ситуация позволяет сблизиться на экономическом треке, воспользовавшись охлаждением отношений Турции с США. Почему бы этим не воспользоваться? Может быть, в будущем из этого получится что-то более весомое, чем это видится в настоящее время.
Чисто экономические задачи перед Россией состоят в том, что наполнение бюджета оказывается под вопросом, соответственно, выполнение социальных программ - тоже под вопросом. Поэтому власти должны искать какие-то новые источники доходов. И таким источником может стать продажа нашего природного газа по новым маршрутам. Маршрут, по которому сейчас достигнуты договоренности, вроде, помогает решению этой проблемы. Хотя тоже очень больших иллюзий питать не стоит – все-таки нужно напомнить, что и раньше были попытки проложить по дну Черного моря и нефтепроводы, и трубопроводы, и не всегда эти попытки заканчивались удачно. Скажем, нефтепровод Бургас-Александруполис так и не был построен. Тут Турция, вроде бы, ни при чем, за исключением того, что трудности в черноморских проливах создавала она.
А сейчас могут быть проложены две нитки - первая рассчитана на потребности самой Турции в российском природном газе. Но даже это выгодно в том плане, что мы получаем возможность отказаться от прокачки газа через территорию Украины. По понятным причинам, это может быть выгодно России и выгодно Турции. Вторая нитка рассчитана на более далекую перспективу – чтобы потом газ попадал в страны Южной Европы. А вот тут проблемы есть, потому что как Европейская комиссия создавала препятствия, так и продолжает.
И есть проблемы с экономическими отношениями другого порядка – например, было заявлено, что Россия будет достраивать АЭС "Аккую". При этом мы будем делать это на свой риск – все финансовые и материальные риски будет нести только наша сторона. Это крайне выгодно было для Турции, но оставляет вопросы – насколько нужен России такой вариант взаимодействия? Плюс к этому остаются нерешенными проблемы, которые нас разделяют по Сирии. Все-таки Турция не собирается идти навстречу России и солидаризироваться с ее позицией. Конечно, ожидать, что Турция тут будет выступать нашим военным союзником, явно не приходится. Однако после того, как Турция получила большую серию террористических актов с большим количеством погибших – все-таки политика начала меняться даже на сирийском направлении.
В итоге, пока важно решить те проблемы, по которым у нас с Турцией разногласий нет. Не забывая, что это для нас сложный сосед. Это не союзник, но я и не скажу, что это "стратегический партнер".
Наши либералы часто упрекают нынешний режим и систему хозяйствования в том, что якобы тут государственный капитализм. Но если бы это было так – мы бы решали проблемы быстро. У нас как раз нет ни нормального государственного капитализма, ни какой-то другой системы, мы находимся до сих пор на какой-то переходной стадии, связанной с разрухой. И это обстоятельство - когда в российском руководстве есть разные группировки, которые по-разному смотрят на принципиальные вопросы развития, когда значительная часть финансово-экономического блока отдана сторонниками либеральных течений – приводит к тому, что дуализм в российской власти отрицательно влияет и на внешнюю политику. Формально все на словах "за" – и чтобы Россия была сильной, и чтобы мы двигались вперед, давали отпор супостатам.
Но чтобы давать эффективный отпор, нужно, чтобы тылы были хорошими, а вот с этим дело плохо, и исправить это, к сожалению, в ближайшее время вряд ли удастся. Поэтому это тоже влияет на то, что мы и с Турцией вынуждены вести себя так, что эта линия не выглядит последовательной и истинно патриотичной. Она запутана зигзагами, маневрами, но главное, чтобы мы не заигрались, всегда помнили, что Турция – сложный сосед, и есть моменты, которые нас разделяли и будут разделять.