"Ситуация в Сирии очень напоминает Карибский кризис"
Россия пока все делает правильно, считает военный эксперт Анатолий ЦыганокЗапад начал новое дипломатическое наступление на Россию – Сирия теперь ставится нам в вину. ЕС объявил, что военная операция ВКС РФ намеренно нацелена на больницы и инфраструктуру. Более того, "цивилизованное сообщество" намерено приравнять такие атаки к военным преступлениям.
"С начала наступления режима и его союзников, в частности, России, интенсивность и масштабы воздушных бомбардировок восточного Алеппо являются явно непропорциональными. Намеренные обстрелы больниц, медицинского персонала, школ и ключевой инфраструктуры, а также использование баррельных бомб, кассетных бомб, химического оружия являются катастрофической эскалацией конфликта, привели к многочисленным жертвам среди гражданского населения, включая женщин и детей, и могут быть приравнены к военным преступлениям", - говорится в итоговом заявлении глав МИД стран ЕС по Сирии.
И это говорят те, кого в Сирию вообще не звали и у кого нет доказательств для подобных заявлений. Более того, российское руководство неоднократно заявляло, что все авиаудары по террористам наносятся только после многократной проверки данных и согласования действий, чтобы исключить угрозы для мирных жителей. Это же подтверждала и сирийская сторона. Но ведь "цивилизованное сообщество" лучше знает, как обстоят дела, и кого надо винить. Такая ситуация говорит только о том, что мы все делаем правильно – об этом в беседе с Накануне.RU рассказал директор Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.
Вопрос: Евросоюз может призвать "Сирию и ее союзников" предстать перед Международным уголовным судом, уже обвиняет Россию в намеренных атаках больниц и инфраструктуры в Алеппо. На Ваш взгляд, может такой суд состояться?
Анатолий Цыганок: Международный суд, который предлагают страны Запада, Россия не признает, это во-первых. Во-вторых, уже идут разговоры о том, что МИД РФ должен создать международный суд не на Западе, а либо в Китае, либо в Индии. В этом контексте я более, чем уверен, что международный суд должны проводить вообще страны Азии, Африки, Латинской Америки. Мотивация очевидна – международный суд, который находится на Западе, решает проблемы только западных стран. Ведь надо помнить, что, когда шла бомбардировка Югославии, Россия предлагала разобрать действия Америки в международном суде. Ничего не получилось. Пять лет назад, когда была интервенция НАТО в Ливию, Россия тоже предлагала в Совете Безопасности ООН разобрать действия НАТО как международной структуры, которая нарушает все договоренности и проводит разгром Ливии. Тоже кончилось ничем.
Нынешняя ситуация – очень жесткая, она обостряется не только в политике, но и в юриспруденции. Вполне допускаю, что разговоры о своем международном суде идут в рамках БРИКС, в рамках ШОС, и они будут принимать решение в своих собственных интересах. Думаю, Запад прислушается и отступит.
Вопрос: А как бы Вы оценили ситуацию в Алеппо, в Сирии в целом?
Анатолий Цыганок: В Алеппо речь идет уже о том, что Запад выводит оттуда террористов. Две недели назад помощник Генсека ООН предложил вывести всю оппозицию из района. В настоящее время, насколько я понимаю, уже несколько дней выводят не только оппозицию, но и боевиков, террористы покидают Алеппо.
По большому счету, думаю, что в ноябре-декабре решится проблема Алеппо. По крайней мере, должна решиться до пыльных бурь – они начинаются где-то в январе. Как решится этот вопрос – сказать сложно, потому что вокруг Алеппо слишком много дезинформации. В Италии, Франции, Германии, в западных СМИ совершенно по-другому расставлены акценты. Ведь самое главное – расставить акценты, как посмотреть на эту ситуацию, как представить "умеренную оппозицию" – бандит или не бандит.
Вопрос: Как изменилась ситуация за последнее время?
Анатолий Цыганок: Понятно, что за последние полгода изменилась не только ситуация в Сирии, но и мировая ситуация. Естественно, Россия преследует свои цели, не обращая внимания на Запад, и национальные интересы и стремления России, естественно, не совпадают с западными. Это понятно.
В 90-е годы Россия и Запад пытались найти какое-то взаимопонимание. У нас считали, что в какой-то степени Запад прислушается и поможет, но на самом деле получилось все наоборот – Россия подписывает все соглашения, а Запад плюет на них. Это главная проблема.
Когда решался вопрос об объединении двух Германий, то четыре министра иностранных дел подписали соглашение, где указывалось, что НАТО не будет расширяться ни в сторону Германии, ни к Польше, ни к Прибалтике. Но все генсеки НАТО постоянно говорят, что не было этого соглашения, хотя есть стенограмма заседания, когда подписывался документ.
Говорить о том, что Россия во всем виновата – это норма для Запада. У нас есть проблемы, но Запад делает все для того, чтобы ситуация у России была еще хуже.
Вопрос: Запад что-то пугает? Или просто что-то не нравится?
Анатолий Цыганок: Наша страна сейчас действительно имеет свою огневую мощь, и когда главнокомандующий, начальник американских штабов постоянно говорит о том, что война неминуема – складывается интересная ситуация. В Америке никогда не было боевых действий, откровенно говоря, все боевые действия у них были в гражданской войне. Но за последние 100 лет Россия воевала во многих войнах, сейчас проводит успешную операцию в Сирии, поэтому грозить ей – это неумно. Но это все прозвучало однозначно - они грозят нам. В этом смысле в Алеппо, я считаю, делается все правильно. Наше командование исключает риск для мирных жителей, но Западу разве это интересно?
Вопрос: Поддерживаете ли Вы такую точку зрения, что мы в Сирии сейчас впервые со времен Карибского кризиса оказались очень близки к прямому военному столкновению между Россией и США?
Анатолий Цыганок: Да, более того, я считаю, что ситуация оборачивается не в нашу сторону. Генеральный штаб очень грамотно использовал дислокацию сил на территорию Сирии. В течение трех месяцев шла переброска техники, и только за три дня до начала боевых действий, что самое интересное, разведка Израиля сказала, что у нас там есть самолеты.
Другой момент – сравнение ситуации с 1962 г., когда было примерно то же самое – Генштаб провел операцию "Анадырь" и перебросил крылатые ракеты на Кубу, была примерно такая же ситуация по напряженности. В 1962 г. мы подставили ракеты к Штатам, после чего американцы были вынуждены "Першинги" убрать из Европы и Турции. Теперь точно такая же ситуация получается с нами.
У нас база должна быть на Кубе, там сохраняется радиоцентр, который в советские времена давал всю информацию о Западе. Венесуэла разрешила заходить нашим кораблям и делать посадку на аэродромах. США раньше все сводили к "коммунистической угрозе", но за это они потеряли Латинскую Америку, а там уже строят аналог социализма, грубо говоря. Во-вторых, как действовали американцы - так начинает действовать и командование в России – база в Сирии, в Тартусе, возможно когда-то будет в Египте, в Камрани. С этими странами сложная ситуация, но тем не менее. Теперь же некоторые страны Азии предлагают использовать их базы. Мотивация простая – будут базы, будет и какой-то заработок для них.
Вопрос: Что сейчас необходимо делать нашей стране?
Анатолий Цыганок: Я считаю, что России нужно больше обращать внимание на Сирию в Совете Безопасности и предлагать какие-то пути решения. Хотя Франция и Англия, все страны Запада категорически против тех резолюций, которая предлагает Российская Федерация по Сирии. Ну, это естественно.
Ситуация, в которой сейчас сходятся силы, сама по себе очень интересна – Европа и Запад четко дали понять, что их недружелюбные действия – это попытка надавить на Россию. Но получается наоборот – чем больше баз НАТО образуется у границ России, тем больше Россия развивается и улучшается в военном отношении. Западу это не нравится, и ситуация в Сирии это лишний раз доказывает.