Алексей Конторович: Строительство судов сейсморазведки в Арктике - первый шаг к изучению основных будущих ресурсов нефти и газа
Президент одобрил строительство двух судов для сейсморазведки на шельфах Арктики за 15 млрд руб. Вице-премьер Александр Хлопонин, по данным СМИ, описал текущую ситуацию как критическую - нынешние мощности позволяют полностью обеспечить объемы сейсмических работ в формате 2D до 2018 г., но в формате 3D мощностей хватает только на 20%. В мире не загружены работой около 70% таких судов, и их использование могло бы быть дешевле, но из-за санкций доступ к покупке или аренде их закрыт для России.
Однако морской геологоразведкой Россия начала заниматься не вчера, и не в "тучные нулевые". В 1972 г. была создана морская геологоразведочная экспедиция – советская научно-производственная организация, которая изучала геологическое строение шельфа и акватории Мирового океана. В разные годы экспедиция обладала до 16 научно-исследовательскими судами, в том числе и легендарным ледоколом "Красин". Экспедиция работает и по сей день, именно на ее суда в 2013 г. было совершено нападение активистов "Greenpeace" в Баренцевом море.
Сейчас количество парка сократилось, в работе - только пять научно-исследовательских кораблей: "Николай Трубятчинский", "Геолог Дмитрий Наливкин", "Профессор Куренцов", "Геофизик" и "Федор Ковров". Однако этого количества недостаточно, и два новых судна - это только начало, считает академик, председатель научного совета РАН по геологии и разработке нефтяных, газовых и угольных месторождений Алексей Конторович. Его экспертное мнение - специально для Накануне.RU:
- Для освоения как Арктики, так и любых дальневосточных и арктических акваторий, нам надо, в первую очередь, проводить сейсморазведку. И ее всегда проводили и проводят на судах соответствующего класса. И если такое решение президентом принято, то это будет очень большой прорыв в освоении наших шельфов. Это то, что нужно было делать в первую очередь. Можно только приветствовать это решение.
Сегодня тех судов, что есть, недостаточно. Они имеются в определённой мере и в Арктике, и "Роснефть" проводила до начала санкций достаточно большой объём сейсмических работ, особенно в дальневосточных морях в больших объёмах, и "Газпром" проводил работы на шельфах российских морей. На данный момент у нас много задач в Охотском море.
И это очень важно - мы связываем с этими регионами и с этими акваториями основные будущие ресурсы нефти и газа России. А первый шаг к их изучению - это сейсмика.
Я думаю, что для региональных работ, для первого шага, учитывая, что часть судов нужного класса уже есть, этих новых кораблей будет достаточно, но в перспективе такой флот придётся, конечно, существенно увеличить. Это дорогостоящие суда, потому что они должны быть оснащены по современным требованиям и запросам, и, вероятно, для нового проекта это должны быть суда ледового класса.
Если говорить о технологиях 2D и 3D, то это будут одни и те же суда, но инфраструктура для проведения сейсморазведочных работ будет немного разная. Можно проводить сейсмику вдоль отдельных линий в двух направлениях, это метод 2D. А 3D - когда намечается разведка по квадратной очень плотной сетке, проводится огромное количество сейсморазведочных работ, и тогда детальность построения сейсмических карт повышается, соответственно резко снижаются риски при геологическом бурении, которое во много раз дороже исследований. Это азбука сейсморазведки.
На первом этапе, пока будут проводиться региональные работы, надо делать сейсморазведку 2D. Но как только мы зацепимся за хорошие районы, и нужно будет ставить скважины, надо будет проводить 3D сейсморазведку. И это сочетание правильное. Без 3D ни одна серьёзная компания сейчас работы не ведёт.
Если Путин лично курирует вопрос и дал добро на следующий день после внесения предложения, то это означает, на мой взгляд, что государство и лично президент придаёт огромное значение подготовке новой сырьевой базы в Арктике. Это указывает на то, что государство уделяет огромное внимание долгосрочному развитию нефтегазового комплекса страны.