Члены ОПЕК "заморозят" разногласия. Рынок ждет дорогую нефть
Страны-члены ОПЕК и Россия в очередной раз подтвердили серьезность своих намерений в отношении ограничения добычи нефти. Встреча в Вене состоится 28-29 октября и все основные производители готовы "заморозить" или даже сократить объемы добычи углеводородов. На этот раз обсуждение проходило без спешки в разных форматах, единодушия достигли даже политические оппоненты – Саудовская Аравия и Иран. Соглашение не хочет подписывать только Ирак, он попросил льгот у ОПЕК из-за борьбы с "Исламским государством" (запрещено в России) и пока никто из коллег не высказался против. С ростом добычи в Ираке готовы смириться даже саудиты, которых внутренние проблемы – нарастающий дефицит бюджета и угроза внутренней нестабильности на этом фоне – волнуют больше, чем собственные амбиции на мировой арене.
Эксперты сходятся во мнении, что решение о заморозке будет принято. Хотя некоторые члены ОПЕК, оказавшись в патовой ситуации, настаивают на сокращении квот (Венесуэла предложила сократить их на 500 тыс. баррелей в сутки), компромиссом может стать именно ограничение добычи на текущем уровне. Помимо Венесуэлы, критической можно назвать ситуацию в Алжире - разрыв в бюджете страны увеличивается. На крайние меры пошла и Саудовская Аравия, напомним, страна планировала продать акции государственной нефтяной компании Saudi Aramco, чего при нынешних ценах на энергоносители делать нельзя, а также впервые разместила облигации на внешнем рынке для финансирования дефицита. Россия к "заморозке" добычи готова давно, в ней власти видят не только возможность получить дополнительные доходы бюджета (а в его основу заложены $40 за баррель), но и стабилизировать инвестиции нефтяных компаний. Они, напомним, сокращаются в 2017 г., недофинансирование отрасли наблюдалось и в 2016 г.
Цель соглашения о "заморозке" - вывести цены на уровень $55 за баррель. Если соглашение подписать в ноябре, то отметка будет достигнута в следующем месяце, прогнозирует экономист Дмитрий Абзалов. Однако для того, чтобы получить сверхдоходы от дорогой нефти, у производителей будет не так много времени.
"В декабре ФРС с большой долей вероятности повысит ставку, это будет означать автоматическое падение цен на нефть. Во-первых, это взаимозаменяемые активы, и спекулятивный капитал пойдет в американские ценные бумаги и уйдет из нефти. Во-вторых, стоимость нефти номинирована в долларах, поэтому укрепление доллара приводит к автоматическому снижению цены на нефть в долларах", - объясняет причины Дмитрий Абзалов.
Стоимость "черного золота" на фоне решения ФРС может опуститься до $45 за баррель, однако спрос уже сильно снизился и в будущем будет стагнировать или расти. По этой причине после того, как спекулянты отыграют новости из США, стоимость нефти шагнет за $50.
Но не только ФРС повлияет на эффект от соглашения в Вене, если таковое будет заключено. Другим сдерживающим фактором являются сланцевые проекты, отмечает аналитик ГК ТeleTrade Михаил Поддубский: "Рост нефтяных цен может быть использован сланцевыми североамериканскими производителями для хеджирования будущих поставок и восстановления собственной добычи". Он предполагает, что рост цен выше $53-55 за баррель в среднесрочной перспективе даже при принятии решения о сокращении добычи на 0,5-1 млн баррелей в сутки маловероятен.
Из-за короткого периода высоких цен страны ОПЕК могут нарушить соглашение о сокращении добычи. Картель не следует собственным правилам уже сейчас, практически ежемесячно отчеты ОПЕК свидетельствуют о том, что реальная добыча превышает установленные квоты, опасаются аналитики рынка.
Ирак нарастил добычу до уровня в 4,55 млн баррелей в сутки в марте 2016 г. и 4,7 млн баррелей в сентябре. Предоставление особых условий для Ирака не станет угрозой для возможного соглашения картеля и не нарушит расклад сил на мировом рынке, считает директор Центра перспективного анализа и стратегических исследований Евгений Гниломедов.
"Значительная часть государства занята террористами, контролирующими добычу на своих территориях, и курдской автономией, практически не подчиняющейся правительству. В этих условиях страна вряд ли сможет воспользоваться особым статусом и резко увеличить выработку, которая и так уже доведена до максимума. Для достижения общего решения о заморозке при сохранении заявленных требований со стороны Ирака ОПЕК вполне может пойти на уступки, чтобы не провоцировать дополнительные разногласия внутри организации. При этом уступки будут незначительными во избежание аналогичных требований от других государств", - рассказал он Накануне.RU.
Отметим, что на встречу 28-29 октября, помимо России, приглашены более мелкие производители нефти, в их числе Казахстан, Азербайджан, Бахрейн, Норвегия, Боливия, Канада, Колумбия. В подтверждение слов Саудовской Аравии США в этом списке не оказалось, хотя отдельные члены ОПЕК, например, Венесуэла, видят Штаты в числе участников нового нефтяного альянса.
О том, что ОПЕК потеряла рычаги управления рынком, эксперты говорят с начала турбулентности, члены организации не исполняют собственных решений и не могут выработать единой стратегии. Включение в переговорные процессы стран, не участвующих в организации, в первую очередь, России, говорит о подготовке к созданию нового, работающего альянса. Основными игроками в нем могут стать Россия и Саудовская Аравия, считает аналитик по нефти и газу Виктор Стреков:
"Безусловно, в новом картеле должны присутствовать Саудовская Аравия и Россия, но несмотря на первые уступки по ограничению добычи, Саудовская Аравия не захочет быть на вторых ролях в альянсе. Как и Россия, в свое время не присоединившаяся к ОПЕК. Объединению мешают сложные отношения с США – еще одним потенциальным участником "ОПЕК-2", нельзя отрицать, что при текущем уровне добычи страна может влиять на рынок не только за счет спекулятивных технологий".