Константин Бабкин: Центробанк проводит политику колониальных держав
Пора перестать действовать "кавалерийскими методами"В ближайшие годы денежно-кредитная политика Центробанка будет оставаться умеренно-жесткой. Этот курс провозглашается в "Основных направлениях деятельности ЦБ на 2017-2019 гг.". Пока Эльвира Набиуллина "борется с инфляцией", не решаются многие другие важные проблемы - остаются высокими процентные ставки, а кредиты - дорогими, реальная экономика оказывается без денег, а, значит, увядает промышленность. Но "альтернативные подходы" есть, их и обсудили участники Совета ТПП РФ по промышленной политике и конкурентоспособности экономики. Его председатель Константин Бабкин в интервью Накануне.RU рассказал, к чему приводят действия Центробанка сегодня, и как, по мнению производственников, должна выглядеть эффективная финансовая политика.
Вопрос: Константин Анатольевич, 28 октября состоится заседание совета директоров ЦБ. Можно ли ожидать решения о снижении ключевой ставки? И, на Ваш взгляд, насколько изменилась ситуация для экономики с того момента, как ставка "зафиксировалась" на уровне 10%?
Константин Бабкин: Условия для снижения ставки есть, я бы ее и в два раза снизил, но ожидать этого, увы, не приходится. Уже были высказывания главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной о том, что до конца года ставку снижать не планируется. И об этом свидетельствует вся политика Центробанка, в том числе и документ Банка России, в котором главной целью его работы ставится так называемая "борьба с инфляцией". На 13 страницах крупного доклада 150 раз встречается слово "инфляция" и лишь 14 раз - "производство".
Глядя на то, как расставлены приоритеты, я не ожидаю решения о снижении ставки. Да, раньше она была с 18% постепенно снижена до 10%, но обе эти ставки носят запретительный характер для кредитования. Помню, когда четыре года назад я сравнивал для президента условия производства в России и Канаде, ставка у нас была 5,5%, и она тоже наносила серьезный ущерб. Выплаты банкирам были самой дорогой статьей для России, подрывающей рентабельность российского производства. Сейчас ставка в два раза выше. Конечно, это лучше, чем 18%, но отличие непринципиальное.
Вопрос: А какая ставка может обеспечить нормальное развитие российской экономики?
Константин Бабкин: Считаю, что и нулевая процентная ставка России не противопоказана. Она применяется во многих странах мира, а в некоторых действует отрицательная ставка. Очевидно, что радикальное снижение процентной ставки сегодня назрело в РФ.
Вопрос: На заседании много говорилось о проблеме санации банков. Чем чреват повальный отзыв лицензий у кредитных организаций?
Константин Бабкин: Такая деятельность сеет непредсказуемость, неопределенность, подрывает доверие людей к банковскому сектору, ведет к его монополизации. Это, в свою очередь, приводит к более дорогим кредитам, а снижение кредитования тормозит развитие экономики. Это порождает многие другие проблемы - сокращение количества рабочих мест, социальные трудности.
Вопрос: Сегодня обсуждается идея, что Центробанк обязан обеспечить контроль над санацией банков в России. Это значит, что регулятор будет иметь право на создание своей управляющей компании. Как это оцениваете?
Константин Бабкин: Может быть, это правильно, по крайней мере, это лучше, чем просто отзывать лицензии, ликвидируя банки. Но это не решение проблемы. В нормальной экономике как: если банк не исполняет свои обязательства, то подается заявление в суд, затем, при необходимости, устанавливается банкротство, а не просто "пришли - отозвали лицензии" и посадили своих людей в администрацию. Это вредный механизм. Вопрос в том, как управляющая компания будет действовать - кавалерийскими методами - лихо, экстремально, махать шашкой, либо действовать по закону, выявлять проблемы, помогать банкам оживляться, наказывать виновных, лоббировать ту или иную отрасль, чтобы она смогла вернуть кредиты.
Вопрос: Какие еще действия Центробанка, по Вашему мнению, вредны?
Константин Бабкин: Центробанк проводит консервативную денежную политику. Объем золотовалютных резервов у нас был выше, чем объем денежной массы в реальной экономике. Это политика колониальных держав… Обоснованный размер резервов должен исчисляться в "трехмесячном импорте страны плюс затраты на годовое обслуживание внешнего долга".
То, что у нас крайне сжатая денежная масса, - это сознательная политика, которую заложил в свое время экс-министр финансов Алексей Кудрин. Другие страны имеют денежную массу по отношению к ВВП гораздо большую, чем наша. Это ведет к торможению нашей экономики. Уровень кредитования в России гораздо ниже, чем в других развитых странах или у наших коллег по БРИКС. От этой политики страдает и сельское хозяйство.
Вопрос: Центробанк намерен перейти к "инвестиционно-инновационной модели" экономического роста. Это заложено в "Основных направлениях" деятельности Банка России. Это ли не свет в конце тоннеля? Вроде бы, звучит обнадеживающе?
Константин Бабкин: Развитие страны при этой политике Центробанка - дорогих кредитах, сжатой денежной массе, массированном выводе денег за рубеж - невозможно. Можно "формулировать" байки про инновационное развитие и одновременно делать вещи, которые тормозят и запрещают это развитие. Лучше стране от этого не становится.
И вместе с тем, я обрадован тем, что мы обсуждали на Совете ТПП. Уровень дискуссии был качественный. Я с разных сторон, от коллег по ТПП РФ, руководителей предприятий, получил подтверждение тем идеям, которые озвучил в своем докладе. К сожалению, представители Центробанка не смогли прийти, сослались на то, что у них "неделя тишины" перед принятием решения об изменении процентных ставок. Мы с этим оправданием сталкиваемся не первый раз. Тем не менее все предложения будем оформлять в виде правильной экономической стратегии страны и направлять руководству государства.