Что означает готовность ДНР провести местные выборы в 2017 году?
В украинском кризисе на фоне наступившего политического затишья после встречи глав "нормандской четверки" в Берлине, когда все стороны взяли паузу для разработки "дорожной карты" выполнения Минских соглашений, несколько заметных заявлений было сделано из Донецка. Главным из них стало заявление о том, что местные выборы в ДНР в любом случае состоятся в 2017 году. Об этом сказал глава ДНР Александр Захарченко, и это означает, что в Донбассе, спустя месяц после праймериз, сделали важный ход в длительной партии под названием "Украинский кризис". Подробности – в материале Накануне.RU.
4 ноября, во вторую годовщину своей инаугурации, Захарченко провел "Прямой разговор" с жителями ДНР, в ходе которого озвучил несколько важных вещей. Как отмечало ранее Накануне.RU, праймериз действительно были сигналом для Украины, и Захарченко косвенно это признал.
"Для чего проводились праймериз? Мы обкатали технологию, проверили свои силы. Как вам известно, на минских встречах нас постоянно обвиняют в том, что мы ничего не можем провести самостоятельно, выдвигаются требования обеспечить безопасность. Но мы показали, что в состоянии обеспечить безопасность, показали, что в состоянии самостоятельно, без помощи каких-либо сил, провести выборы", - подчеркнул глава ДНР.
Напомним, что решение о самостоятельном выполнении "Минска-2" было принято еще летом 2015 года, но меньше, чем за две недели до проведения выборов, после экстренной встречи в Париже, было решено перенести их. Вероятно, Россия получила какие-то гарантии от Германии и Франции. Пока со стороны России не было реакции на слова Захарченко, но в пользу поддержки говорят слова президента России Владимира Путина об "окончательных договоренностях" по выполнению Минских соглашений, которые должны легализовать ДНР и ЛНР как признанные политические субъекты, пусть и называющиеся "отдельными районами" бывших областей Украины.
Кроме того, Захарченко озвучил еще одно предложение – или вывести из "нормандского формата" Украину, или включить туда ДНР и ЛНР. Сейчас он не является полноценным, так как в нем не участвует одна из сторон конфликта.
"Мы предложили следующее. Либо вывести Украину из "нормандской четверки", и тогда это просто будет группа посредников – Россия, Франция, Германия - либо ввести в нее нас, тогда будут две стороны конфликта и три посредника. К моему большому удовлетворению, я услышал слова Владимира Путина на Валдайском форуме, который подтвердил мою правоту. Думаю, в ближайшее время вопрос станет ребром, и до конца года мы увидим развязку этого события", - сказал глава ДНР.
Что это – заявление о намерениях или намек на решение России действительно поставить вопрос ребром? Непонятно, на какие именно слова Путина ссылался Захарченко, но включение ДНР и ЛНР в "нормандский формат" с помощью Европы действительно стало бы прорывом, после которого Киев уже не смог бы уклоняться от диалога с Донбассом. Определяющей в этом является позиция США, которая прояснится только после президентских выборов.
Пока все остается в прежнем состоянии, но политическую независимость республик от Украины (об экономической вести речь пока все же невозможно) Россия сомнению не подвергает, являясь гарантом сохранения Донбасса как стороны конфликта. Так, без поддержки России не могло быть принято решение об отказе выплачивать долги украинским банкам. А Захарченко сказал об этом ясно.
"Если вам звонят и требуют заплатить долг – относитесь к этому спокойно. В случае появления таких людей разрешаю забирать их автотранспорт, чтоб они не уехали (шутка). Ну, а если серьезно, если такие случаи возникают, незамедлительно обращайтесь в любые ближайшие органы – в прокуратуру, МВД, МГБ. Этих людей будут ловить и сажать. Уважаемые земляки, мы простили Украине наши долги!" - сказал глава ДНР. Такая позиция, конечно, связана с тем, что Украина ничуть не стремится политически урегулировать конфликт, доставляя России немало хлопот.
Более того, советник украинского президента Владимир Горбулин вообще заявил, что Минские соглашения могут быть пересмотрены. Он разразился статьей в газете в стиле украинской дипломатии, так ничего и не написав по существу, но напустив туману (уже научившись у Европы).
"Последняя встреча "нормандской четверки", заявления ее участников и попытка вернуть Минский процесс в конструктивное русло – все это говорит о намерении еще раз накануне 2017 года вдохнуть новую жизнь в "Минск-2". Причем попытка накануне серьезных трансформаций... Безусловно, нам нужны заготовки на случай согласия сторон пересмотреть (скорее – уточнить) "Минск-2" и выйти на новый формат договоренностей. Необязательно это будет выглядеть радикально, но подготовиться к такому развитию событий нужно… В политическом смысле дойти до тупика "Минска-2" означает вовсе не упереться в стену – это означает увидеть, что за ней тоже есть пространство для решений. Но чтобы идти к новым возможностям политического урегулирования, требуется все же пройти этот путь до конца", – написал Горбулин.
Усмотреть в этом словоблудии какие-то конкретные планы Украины очень тяжело, кроме одного – Киев не настроен по-настоящему решать конфликт в Донбассе.
А вот признания украинского замминистра по вопросам "временно оккупированных территорий" и внутренне-перемещенных лиц Георгия Туки вызывают интерес. По его словам, Киев совершил "колоссальную ошибку" в Донбассе, начав блокаду. Правда, по украинской традиции он свалил вину на предыдущее правительство – конкретно на Арсения Яценюка.
"Когда вводится так называемая бытовая блокада, за короткий период на оккупированной территории резко падает уровень жизни, и у населения стремительно вырастает недоверие к новой власти. В этот момент метрополия должна ослабить давление и одновременно вбрасывать позыв: вы – наши, мы – ваши, мы – одно целое. Нам рекомендовали, но мы не сделали. В результате мы получили рублевую зону с 90% российских товаров и еще своей гривной спонсируем промышленность страны-агрессора", - посетовал Тука.
В результате через 2,5 года после начала войны политическое урегулирование конфликта так и не состоялось, но государственность ДНР и ЛНР – уже состоявшийся факт. К концу 2016 года должна проясниться позиция Европы по готовности легализовать ее в 2017 году.