Улюкаев - не конечная цель. Начнется атака на "покровителей" министра
Несмотря на то, что задержание министра экономического развития России Алексея Улюкаева связан с приватизацией акций "Башнефти", сделка вряд ли будет отменена, считает президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. В интервью Накануне.RU он рассказал о связи громкого разоблачения министра-либерала с продолжением программы приватизации и об истинных причинах, которые, возможно, спровоцировали задержание Улюкаева.
Вопрос: Если Минэкономразвития дало свое разрешение на покупку "Роснефтью" "Башнефти" за взятку, то может ли приватизация госпакета компании быть пересмотрена?
Константин Симонов: Сомневаюсь, что сделка с "Башнефтью" будет отменена. Среди потенциальных интересантов я не вижу каких-то оперативных действий и даже намеков на желание отменить итоги истории с "Башнефтью". СК сразу заявил, что не расследует саму сделку, а расследует только личность Улюкаева и получение взятки. "Роснефть" заявила, что все было на законных основаниях. Интрига в чем: получается, что Улюкаев пытался продать то ли согласие, то ли завышение цены на актив. И история эта, скорее, в пользу "Роснефти", потому что в трактовке Следственного комитета выходит, что "Роснефть" заставили дать взятку.
Вопрос: СКР сажал олигархов и губернаторов, но случаев с ночными задержаниями министров современная история не помнит. На Ваш взгляд, причина именно в этой взятке?
Константин Симонов: Я думаю, что это, безусловно, продолжение аппаратных войн, которые вызвала история с "Башнефтью". Продажа компании - это серьезный тест для политической системы, и еще непонятно, как она его пройдет. Мне лично кажется, что эта история может быть связана со следующей сделкой - с приватизацией самой "Роснефти". Либеральный блок Правительства проиграл Сечину борьбу за "Башнефть", и сейчас грядет следующая сделка - 19,5% акций "Роснефти". Правительство намерено взять реванш по этой сделке и тут по нему наносят тяжелейший удар. Я думаю, что при помощи задержания Улюкаева "Роснефть" может попытаться "выбить" для себя какие-то льготные условия покупки 19,5% своих же акций. Сейчас возникает вопрос,что будет с Правительством, у нас действующих министров не арестовывали. Обратите внимание, что говорят о том, что Улюкаев звонил каким-то загадочным покровителям. Кому он может звонить? Я вижу у него только одного начальника, кроме президента.
Вопрос: То есть под удар попадает тот самый либеральный блок?
Константин Симонов: Наверняка будет раскручиваться тема "либералы в Правительстве - воры". И на нее удачно ложится арест Белых, потому что можно поднять тему "либералы - воры" на всех уровнях власти. Я уверен, начнется мощнейшая атака на Медведева, финансово-экономический блок Правительства. Это история, которая явно будет раскручена против кабмина. Улюкаев - явно не конечная цель. В его аресте много странного. Я с трудом представляю, как Улюкаев вымогал деньги у "Роснефти".
Известен стиль работы "Роснефти", Улюкаев человек абсолютно из другого лагеря. Причем, он вымогал $2 млн за сделку в 600 млрд руб. Для нас с вами 2 млн - космическая сумма, но для него это не те деньги, ради которых стоит ввязываться в странную историю. В расследовании пока много неясного. К тому же в последнее время следственные органы привыкли нам все показывать в интернете. Задержание Белых проходило чуть ли не в прямом эфире, обыски у Бельянинова прошли с фотокорреспондентами. Очень хотелось бы посмотреть материалы, раз у нас органы стали такими публичными. Почему происходило ночью, почему рассказали об этом в 2 часа ночи?
Идет явная игра на повышение ставок, мы имеем тяжелейший политический кризис и абсолютно беспрецедентное решение, последствия которого до конца не просчитаны даже теми, кто это начинал.
Впорос: Такое усиление "Роснефти" - плюс или минус для продожения программы приватизации?
Константин Симонов: Я большой противник концентрации нефтяных активов в руках одной компании, никакой экономической логики в этом нет. Когда "Башнефть", единственный ВИНК в отрасли, имевший показатель роста более 10%, передали в руки крупной нефтяной компании, ее эффективное управление становится под вопросом. Никакого синергетического эффекта нет. У ЛУКОЙЛа есть порт Варандей, понятные экспортные вопросы, но для чего нужно было соединять "Башнефть" и "Роснефть"? Сейчас даже обсуждается вариант поглощения "Транснефти", что уже вообще невообразимо. Почему еще приватизация "Башнефти" стала ударом по либеральному блоку Правительства: они говорили о том, что "Башнефть" даст бюджету денег, но денег бюджет не получил - из одного кармана государство их переложило в другой. Второе, о чем говорили сторонники приватизации - об улучшении управления отраслью. Но что мы видим: уволили весь топ-менеджмент, компания обезглавлена. Улюкаев громче всех говорил об этих вещах и вместе с его арестом дискредитируется вся философия приватизации. Поэтому мы видим не просто задержание Улюкаева, а попытку дискредитировать взгляд на судьбу государственных активов.