Паслера на них нет? Свердловскую область накрывает валом хозяйственных проблем
Реформа свердловского правительства должна была сделать систему управления более эффективной. По крайней мере, именно такие цели заявлялись при увольнении премьера Дениса Паслера и объявлении новой структуры кабмина. Конкретных "проколов" премьера за время работы при этом названо не было, но наблюдатели понимали - за отставкой стоит намерение бывшего серого кардинала мэрии Владимира Тунгусова укрепиться в областной власти самому и устранить в преддверии выборов губернатора 2017 г. потенциальных конкурентов Евгения Куйвашева. Реформа прошла, еще и министры не все расселись по кабинетам, а наступившая внезапно и мощно зима обозначила вопрос: политическая целесообразность момента не нанесла ли ущерб той самой эффективности хозяйственного управления? Морозы в Екатеринбурге вызвали "блэкауты", в регионе примерзли целые поселки, плюс грядущие увольнения на заводах никому оптимизма не добавляют. Пока ни в одну из "горячих точек" губернатор не приезжал – на повестке формирование бюджета, встречи в Москве по губернаторским выборам, будущему "Ельцин-центра".
Из резиденции то и дело просачиваются новости: губернатор и его правая рука Владимир Тунгусов часто бывают в столице, проводят встречи с кураторами внутренней политики, уже якобы состоялась встреча с первым замглавы АП Сергеем Кириенко, а потом в Кремле их принимал на заседании попечительского совета "ЕЦ" руководитель администрации Антон Вайно. Политологи при этом твердят, что властная вертикаль укрепляется (Куйвашев лично возглавил кабмин, тогда как раньше эти должности на Среднем Урале были разделены), а губернаторская команда делает ставку на безальтернативные выборы в 2017 г., естественно, с присутствием в списке пусть и оппозиционных, но либо неизбираемых, либо управляемых кандидатов. Для того, надо полагать, и нужны встречи в Кремле.
Но в это время говорить о единой крепкой хозяйской руке в области не приходится. Собственно, каждая по отдельности проблема не может быть названа кризисом, грозящим социальными взрывами или ставящим под удар политическую устойчивость. Но в совокупности нерешенные вопросы смотрятся как свидетельство, мягко говоря, разбалансировки управления. Возможно, это вызвано переходным периодом, а возможно - самой новой конструкцией власти. И если раньше губернатор мог делегировать решение проблем в территориях Денису Паслеру и с него же и спрашивать, то сейчас прослеживается некая растерянность и замедленность реакции.
На каждый очаг недовольства "желтый дом" реагирует, но с запозданием, доходит до того, что в проблемные территории выезжают не министры или главы управленческих округов, а... депутаты от "ЕР", которые с места рапортуют: "В Багдаде все спокойно!"
Так, например, произошло с замерзающим поселком Бродово. В городе, где 35 лет было централизованное отопление и его вдруг не стало из-за... оптимизации - была построена новая газовая котельная, а вот людей к отоплению вовремя подключить забыли не смогли. Температура в домах жителей еле-еле поднимается до 18 градусов в относительно теплую погоду (при наличии отопления и трех электрических конвекторов!), в школе - плюс 10-12 градусов, для посещения детсадов родителям советуют снабжать детей дополнительным комплектом теплой одежды. Уже скоро декабрь, но из 92 квартир подключены 24. А приехавший с инспекцией депутат от "ЕР" Алексей Балыбердин заявляет: "Ситуация стабилизируется!"
И это не единственный подмерзающий муниципалитет. Жители Конево почувствовали себя "опять как в блокадном Ленинграде". Проблемы с отоплением в селе возникли еше минувшей зимой: люди выходили на митинг, в ситуации разбиралась прокуратура. По данным местных жителей, ни одна из новых газовых котельных так и не была запущена, а старая угольная котельная, которая и в прошлом году не справлялась с нагрузкой, пока работает из последних сил.
Кстати, вопрос застарелый и вполне мог бы быть адресован тому же Паслеру - бывшему топ-менеджеру "ГАЗЭКСа", а затем премьеру свердловского кабмина. Но Паслер ушел, а проблема осталась и теперь уже, как и в других болевых точках - реагировать, действовать придется самому губернатору. На данный момент региональные власти эти поселки как бы не замечают, а если замечают, то широкой общественности об этом не докладывают.
Зато федеральные СМИ , как известно, весь негатив регионов улавливают. И обожают вносить в повестку новости "городов и весей" только тогда, когда речь идет о чем-нибудь ярко проблемном. По крайней мере, столичные журналисты с энтузиазмом рассказывали о коммунальном апокалипсисе в крупных районах Екатеринбурга. 15 ноября в разгар сильных морозов (и якобы из-за них) без электричества остались Эльмаш и Уралмаш. Специалисты выяснили, что причиной отключения линий электропередачи стал обрыв грозотроса, который произошел из-за... резкого понижения температуры "окружающего воздуха". Минус 30 - конечно, низкая температура, но не аномальная для Урала. Ситуация же на Эльмаше и вовсе осложнялась отсутствием тепла в домах. Естественно, к разбору полетов постфактум, как всегда, подключалась прокуратура, коммунальщики отдувались, раздавая комментарии, и только региональные чиновники в ситуацию особо не вмешивались. Так-то, может, и правда никто особо на самом верху не заметит, тем более, что морозы пока миновали, а следующие еще только не наступили...
Эльмаш, архивное фото
90-ми повеяло от новостей о якобы "рейдерском захвате" Артемовского машиностроительного завода. Жители Свердловской области, как будто, вернулись во время Эдуарда Росселя - переделы активов, старые фамилии из 90-х и начала 2000-х, люди с криминальным прошлым, вдруг проявившиеся в ситуации. В повестке Среднего Урала давно не возникало подобных сюжетов, но главное, что давно в регионе не оказывались под угрозой закрытия целые заводы - к тому же модернизированные и имеющие заказы на годы вперед. 3 февраля 2017 г. машзавод "Вентпром" может прекратить свою работу и порядка 500 сотрудников останутся без средств к существованию.
А тут еще и неуместная активность подрастративших былой задор, но все еще имеющих доступ к главной фигуре, фронтовиков. На "строительные полуфабрикаты" Свердловской области - недостроенные роддом и детские сады - обратила внимание Владимира Путина со войственной ей напористостью активистка ОНФ.
"С вами не могу не согласиться, нужно усилить контроль и ответственность, но надо понять, в каком виде. Давайте подумаем… Есть вещи чисто объективного характера, но когда мы сталкиваемся с массовыми явлениями подобного недостроя, то это уже по-другому называется", - прокомментировал глава государства на "Форуме действий" ОНФ выступление главы регионального исполкома движения Жанны Рябцевой.
Чуть раньше проблемы свердловского здравоохранения оказались в фокусе внимания все тех федеральных телеканалов, а потом и чиновников. Из-за ситуации с заболеваемостью ВИЧ в Свердловскую область выезжала проверка Минздрава РФ, проблема обсуждалась на площадке Общественной палаты РФ, а 22 ноября с инспекцией в Екатеринбург приехала глава Роспотребнадзора Анна Попова.
"О ситуации с ВИЧ в стране знают все органы власти. В УрФО она такая же, как по стране в целом, но есть кое-где усиление. Охват обследуемого населения составляет 30%. Но кто это? Люди из групп риска составляют среди них меньшинство. В группе "прочие" 60% тех, кто обследуется. Наша задача на 2017 год – увеличить удельный вес среди обследуемых людей из групп риска. Сегодня мы тратим большие деньги на обследование тех, кто в группы риска не входят", - отметила Анна Попова.
Совет увеличить удельный вес обследуемых, наверное, актуален. Но к первому чтению проекта свердловского бюджета 2017 года денег на ВИЧ заложено в шесть раз меньше, чем в нынешнем. Финансирование сокращается с 1 млрд 200 млн до 200 млн.
А как же борьба с эпидемией?
Как сообщало Накануне.RU, 1 ноября на пресс-конференции замначальника управления горздрава Екатеринбурга Татьяна Савинова заявила: "Мы уже давно вышли в Екатеринбурге в генерализованную стадию распространения, эпидемия ВИЧ-инфекции. Эта стадия считается, когда поражено свыше 1% населения". По ее словам, только по официальной статистике ВИЧ-инфицированным является каждый 50-ый житель Екатеринбурга.
Кроме того, Анна Попова обратила внимание на неблагополучную ситуацию в корью на Среднем Урале. "Принято решение увеличить возрастной ценз в Национальном календаре прививок против кори с 35 до 55 лет. Прошу учесть это при планировании вакцинации населения против кори на 2017 год. Данное решение уже вступило в силу и его надо учитывать", - сказала она. Это ж сколько прививок и , соответственно, вакцин понадобится? И опять же - за счет чего?
По данным источников Накануне.RU, приезд в уральскую столицу главы Роспотребнадзора, как и недавнее рассмотрение проблемы ВИЧ Минздравом России и Общественной палатой РФ, говорит о том, что сфера свердловского здравоохранения точно попала в фокус внимания федерального центра. Пока в них разобираются. То, что региональному здравоохранению, как бы это помягче выразиться - ну, скажем, не везет - в регионе говорят давно. Теперь вот появился новый министр здравоохранения области. И, если от ушедшего Аркадия Белявского серьезных ожиданий не было (до этого он возглавлял больницу в ХМАО), то нынешний глава областного минздрава Игорь Трофимов работал начальником управления Росздравнадзора - ведомства, которое как раз должно контролировать дела в этой сфере. Как говорится, поживем - увидим, что изменится.
Есть и локальные, если можно тут думать о какой-то градации, проблемы в муниципалитетах. В Верхней Пышме митингуют против генерального плана и великокняжеского правления, жители Красноуральска через суд добиваются отставки главы города и сити-менеджера, в Невьянске продолжается безвластие, схожие проблемы в Дегтярске, где несколько месяцев не могут провести конкурс по выбору главы, там же не утихают страсти по поводу возможного строительства якобы вредных для экологии производств, а жители Новоуральска протестуют против строительства кремниевого завода, в городах есть большие проблемы с реализацией программы капремонтов, на что обращает внимание полпред, а главу профильного фонда не могут назначить уже год.
Прослеживается какой-то накапливающийся ком нерешенных вопросов.
На этом пока не угрожающем, но уже точно не прибавляющем оптимизма жителям фоне странновато смотрятся некоторые властные инициативы. Трудно ожидать, что свердловчан можно отвлечь от насущных проблем тем, что в Екатеринбурге в акватории городского пруда построят "храм-на-воде" высотой больше 60 м, в 2018 г. регион будет принимать делегации в связи со 100-летием расстрела царской семьи, когда "Ельцин-центр" - по-прежнему "наше все". Добавит ли радости уральцам, что губернаторскую команду принимают в Москве, а Сергей Кириенко - "наш человек" (работал ведь в "Росатоме", хорошо знает регион)?
С масштабными проектами область, кстати, познакомилась еще во времена мишаринской команды. Правда, большой замах тогда (а это были сытные и денежные времена) не перешел в эффективный удар, зато скандалов было множество - и финансовых, и иных. Просто напомним - Урал как опорный край державы и федеральной власти превратился в просто "регион-середнячок", "Экспо-2020" Екатеринбург так и не заполучил, а эйфория от ЧМ-2018 сменилась на апатию из-за дважды реконструированного (и со второй попытки - фактически разрушенного Центрального стадиона), под четыре матча с заоблачными ценами на билеты.
В принципе большие проекты никак не противоречат интересам свердловчан, но при этом жители живут и работают не от проекта к проекту, а каждый день. И зима наступает на Урале каждый год. И в магазин люди ходят часто, а потому цены сравнивают постоянно. Увлечь большими возможностями, некими туристическо-экспозиционными перспективами, конечно, пытаться стоит, но в перспективу люди смотрят с интересом, когда сегодняшний день не слишком напрягает бесконечными нерешенными хозяйственными вопросами.
И если раньше - при разделении ответственности между губернатором и премьером - вполне можно было смотреть на властную структуру как некое разделение ответственности: губернатор - и лоббист, генератор больших идей и вообще - государев человек, а премьер всегда на хозяйстве, то сейчас все вопросы - к главному по области.
По мнению профессора кафедры мировой экономики факультета мировой экономики и финансов Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ-СИНХ) Евгения Ющука, сейчас система власти в Свердловской области будет устроена таким образом, что у Куйвашева не будет защитного барьера, на кого можно "перекинуть" текущие проблемы.
"У нас как на федеральном, так и на региональном уровне действует разделение ответственности - вся политическая деятельность остается на первом лице, а хозяйственная, в которой чаще всего и можно напортачить даже по объективным причинам, остается на правительстве. Если становится уж совсем совсем тяжело, есть такая процедура, как на воздушном шаре - сбрасывать мешки с балластом, чтобы шар не упал, вот примерно так же можно сбросить хоть на федеральном, хоть на региональном уровне, то есть, отправить кабмин в отставку, таким образом обнулить счетчики на некоторое время, чтобы получить возможность что-то исправить или дотянуть до какого-то следующего срока, если получится. В этом плане у Куйвашева фактически исчез защитный барьер в виде правительства, однако, в то же время, у него появился рычаг влияния на финансово-промышленные группы, которые раньше были у Паслера, что дает ему некоторое преимущество", - считает эксперт.
Отметим, что и "обнуление" у Куйвашева уже произошло - и связано оно было с делом главы МУГИСО и обострившейся тогда войной с городом. Балласт сброшен, Паслер не просто уволен, а вышел из команды областной власти, которая, видимо, сделала ставку на политическую "рулежку", "дружбу с олигархами" и безальтернативные выборы губернатора. Но будет ли кампания успешной, а избрание достойным, если глава региона в последний месяц совершит несколько дежурных поездок в территории, откроет два-три объекта и поболеет публично на двух-трех архиинтересных для элит-тусовки боях? До выборов ведь чуть меньше года, и, если повседневные проблемы городов, поселков и деревень Среднего Урала не решать каждодневно, то они так и будут накапливаться.
Новая структура власти уже подталкивает тандем "Куйвашев-Тунгусов" как минимум к постоянным действиям, поездкам, быстрому реагированию. И особенно в отношении территорий, иначе велик риск остаться екатеринбургско-тюменским тандемом, про который будут нериязненно говорить и, что важно, думать - "взяли область на княжение". А, если вдруг кому-то в столицах в силу их собственных интересов и раскладов придет в голову мысль о проведении конкурентных выборов на Среднем Урале - это неминуемо даст большую фору для людей, посвященных в повестку повседневных проблем муниципалитетов.
Политологи сейчас не очень стремятся в публичном пространстве рассуждать о будущих губернаторских выборах - все ждут окончательной расстановки фигур и разделения полномочий в АП. Но политологам и экспертам это простительно. Они не отвечают за дела в области, а лишь оценивают их.
Действующей власти действовать приходится каждый день. Если она намерена работать и дальше.