Не Улюкаевым единым. Совфед завершает подготовку доклада об экономическом развитии
А пока Правительство РФ планирует стагнациюТекст доклада "О состоянии и неотложных мерах по развитию экономики", который на протяжении нескольких месяцев готовила группа сенаторов под руководством Сергея Калашникова, практически готов и направлен для обсуждения всем видным экономистам нашей страны. Пока в нем отсутствует раздел, посвященный социальной политике, однако новая альтернативная стратегия, которая может составить конкуренцию "кудринско-улюкаевской", уже практически на выходе. Подробности - в материале Накануне.RU.
Как сказал на очередном заседании Временной комиссии по экономическому мониторингу ее председатель Сергей Калашников, "у нас отсутствует раздел по роли социальных факторов в развитии экономики". В этой связи на заседание комиссии был приглашен доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, научный руководитель Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Дмитрий Сорокин.
Эксперт рассказал, как подступиться к решению вопросов развития человеческого капитала. Тут уместно вспомнить то, что нас ждет в ближайшей перспективе, согласно недавно озвученному Минэкономразвития РФ Прогнозу социально-экономического развития РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов и проекту бюджета РФ на 2017-2019 годы.
Профессор напомнил, что 31 января 2013 года под председательством президента страны Владимира Путина собралось расширенное заседание Правительства РФ, на котором был рассмотрен документ – основные направления деятельности кабмина до 2018 года. Документ этот потом был утвержден.
Там было написано, что в предстоящий период – до 2018 года – для того, чтобы решить задачи, которые объективно стоят перед страной, необходимо иметь не менее 5% экономического роста в год. А 2-3% в год – это критически мало и при таких темпах нам не удастся сбалансировать социально-экономические показатели.
"И все с этим, – напомнил Сорокин, – тогда согласились – и государственники, и либералы, и Правительство, и научное сообщество, ну, все".
Но если взять прогноз, который недавно составило Минэкономразвития РФ, сказал ученый, то видно, что с 2013 по 2019 годы по так называемому базовому варианту прогноза и бюджета экономический "рост" в ближайшие годы составит 0%, а по "базовому плюс" варианту – 0,4%. "То есть в разы меньше, чем требуется для решения тех самых социально-экономических задач", – резюмировал профессор.
По его глубокому убеждению, при таких темпах роста поставленные президентом РФ задачи по решению социально-экономических задач могут быть выполнены, но только в номинальных суммах. А если смотреть реально, считает Дмитрий Сорокин, то в 2012 году экономический рост в стране остановился. Реальная заработная плата в среднем в следующем году упадет на 0,1%, реальные располагаемые денежные доходы – на 0,8%, падают доходы, соответственно, падает розничный товарооборот (минус 0,7%) и так далее.
"И что в итоге? – заключает ученый. – К 2019 году ВВП по базовому варианту будет на уровне 2012 года, по "базовому плюс" варианту – на уровне 2014 года. Реальная заработная плата будет даже ниже, чем в 2012 году, по "базовому плюс" – на уровне 2013 года".
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума по базовому варианту будет на 27% (!) больше, чем она была в 2012 году, а по "плюсовому" – на 24% больше, то есть на уровне 2015 года.
"То есть, по сути, период 2013—2019 годов нас отбрасывает назад – на уровень 2011, 2012, 2013 годов. Мы не идем вперед, а идем назад", – уверен Дмитрий Сорокин.
Ситуацию надо менять, и понятно, что нужны инвестиции, как один из главных факторов роста экономики.
Но дело в том, подсчитал ученый, что в базовом варианте прогноза при среднегодовом темпе инвестиции будут "расти" на минус 1,4%. Это значит, что инвестиции в 2019 году составят 90% от 2012 года и даже в "базовом плюс варианте" – 95,5% к 2012 году. То есть даже при оптимистическом прогнозе – минус 0,6%.
Так что же делать? "Есть два подхода", – сказал Дмитрий Сорокин.
В принципе эти два подхода всем известны. Первый – это тот, который активно продвигает либеральное крыло Правительства и который основывается на "двух священных коровах" – снижение инфляции и сбалансированность бюджета. И вот с этой точки зрения, считает ученый, разработчики прогноза и проекта бюджета сделали все на пять с плюсом. То есть максимально эффективно выполнили свою задачу – уровень инфляции обещают свести к 4 процентам, а бюджету – минимальный дефицит.
"Но у меня лично закрадываются сомнения – так ли очевидна связь между инфляцией, дорогими деньгами и инвестициями?" – задался вопросом ученый. Он поднял цифры тех лет, когда и с ценами на нефть все было хорошо, и санкций не было – 2012 и 2013 годов. Так вот, в 2012 году ключевая ставка ЦБ была 8,25% – ниже, чем сейчас, годовая инфляция – 6,58%, прирост инвестиций был 6,8%. В 2013 году ставка составила 5,5%, годовая инфляция – 6,45%, а рост инвестиций – 0,8%. "То есть теоретически инвестиции должны были увеличиться, а они дали минимальный рост", – делает он вывод.
Теперь второй подход. За счет чего увеличивается рост экономики? До сих пор Минфин говорил, что в тучные годы до половины доходов давал экспортный фактор. "Сейчас он исключается – в 10-12 годах доходы от экспорта росли, в 13-16 годах – падали, в 17-19 годах только в "базовом плюс" варианте они должны увеличиться. Кроме доходов от экспорта, можно расти за счет числа занятых, но этот фактор тоже перестал работать, потому что численность занятых по прогнозу на 17-19 годы вообще уходит в минус", – считает Сорокин.
Значит, остается самое главное – это повышение производительности труда. А что нам предлагает новый прогноз социально-экономического развития на предстоящую трехлетку? По базовому варианту – увеличение производительности труда составит 2% в год, по "плюсовому", оптимистическому – просто… будет больше. Цифр нет. "И это в то время, как мы по производительности труда в 2-3 раза, кратно, отстаем от наших основных геополитических конкурентов", – говорит Дмитрий Сорокин.
Но ведь если где-то производительность труда в два-три раза выше, значит, это разрешимый вопрос? "И вот здесь мы подходим к социальным проблемам. А с чего это она у нас должна расти, если к 2019 году производительность труда по отношению к 2012 должна вырасти на 4,7%, а реальная заработная плата – снизиться на 1,2%? Это, скажу я вам, новое слово в экономической науке. Я лично не знаю, как поднять производительность труда при снижении заработной платы", – сказал Дмитрий Сорокин.
По его мнению, не надо просто так накачивать экономику деньгами – это бессмыслица. Надо определить окупаемые прибыльные проекты и прежде всего те, которые обеспечивают технологический рывок. Дать под них дешевые кредиты и плюс – провести институциональные преобразования, которые обеспечили бы благоприятные условия для предпринимателей, которые работают в этом направлении.
"Но тогда необходимо перевернуть сам подход к формированию бюджета и прогноза. Когда экономический рост – не производное от показателей дефицита и инфляции, а наоборот. Показатели дефицита и инфляции и все остальные, включая рост ВВП – это производные от тех задач, которые объективно надо решить для устойчивого развития страны", – уверен Сорокин.
Он также сделал акцент на том, что все-таки главный фактор развития экономики – это человеческий капитал. "Только вот такой инвестиционный подход, как развитие человеческого капитала, в трехлетний прогноз никак не укладывается. Ведь вложения в образование, науку, здравоохранение, культуру – они быстро не "окупаются". Не получится эффективной социальной политики при таком подходе, особенно в нынешних условиях", – рассуждает профессор. Следовательно, по его мнению, нужно смотреть как минимум на 10-15 лет вперед и сделать так, чтобы закон "О стратегическом планировании в РФ", наконец, заработал.
Сенатор Вячеслав Штыров не согласился с профессором в той части, что главное для подъема экономики – это вложения в человеческий капитал. По его мнению, все должно происходить одновременно – и развитие производства, и человеческого капитала. Сенатор предложил представить картину, когда все средства направляются на человека – его образование, здоровье, отдых. В итоге мы получаем развитого и здорового человека, готового к трудовым свершениям. Но где точка приложения его сил? Чем он будет заниматься?
"Для человека должны быть созданы новые производства, чтобы он мог бы работать в своей стране, творить и сам создавать новые производства. Невозможно разорвать вопросы экономического и социального развития. Это переплетающиеся и взаимосвязанные вещи", – убежден Вячеслав Штыров. В экономическом плане, отметил сенатор, оба понятия являются факторами экономического производства – соединение рабочей силы со средствами производства и предметами труда. Если же разорвать развитие производства и человеческого капитала, то могут появиться крупные перекосы. Как сейчас, например, когда на рынке труда наблюдается переизбыток юристов и менеджеров, а на производстве даже при большой потребности в рабочей силе не хватает квалифицированных кадров. "Нужно перестраивать структуру экономики, создавать новые трудоемкие отрасли, готовить под них людей, решая проблему занятости и свободного времени", – сказал сенатор.
Но так или иначе социальный раздел в тексте доклада, который готовят сенаторы, будет прописан. В ближайшее время текст документа должен быть рассмотрен на заседании Совета Федерации.
И как сказал профессор Дмитрий Сорокин, если мы хотим добиться нормальной реализации социальной политики, которая требует денег и больших денег, нужно менять подход к формированию экономической политики. Во главу угла нужно ставить реализацию объективных задач, а не инфляцию и сбалансированность бюджета. Все это понимают. Кроме главы Центробанка РФ Эльвиры Набиуллиной, которая почему-то твердит с упорством, что борьба с инфляцией – это главная задача.
Тем не менее, бюджет страны сверстан, прогноз социально-экономического развития – тоже. И вряд ли кто-то сейчас соберется их менять. Несмотря на те события, которые сегодня разворачиваются вокруг отдельных персон Минэкономразвития РФ. Но даже не в самих документах дело. А в том, что если вдуматься в цифры, озвученные профессором, то в ближайшие годы нас ждет угасание по всех сферах. Более того – этот упадок чиновники заранее закладывают в документы и никто ничего не стесняется. Планируют стагнацию!
Но уже нельзя не замечать, что есть программы и кадры, готовые сделать так, чтобы этого не произошло, и начался рост.
Маргарита Нифонтова