Viva Cuba, Viva Fidel! Как советский народ и кубинский лидер полюбили друг друга
Для советского человека освобожденная Куба и ее лидеры Фидель Кастро, Че Гевара, Камило Сьенфуэгос были тем, чем для подданных Российской империи были Болгария, Сербия или Эфиопия в конце XIX века или государство буров в начале XX, а сейчас для граждан РФ могла бы стать Новороссия. Отдаленный форпост родного мира, вынесенный за пределы привычной политической географии, фронтир.
Стремление русского человека водрузить флаг Отчизны в самом неожиданном и экзотическом месте планеты проявлялось во все исторические эпохи. В конце 19 века русские офицеры добровольцами ехали в Африку строить "Новую Москву" в Эфиопии, освобождали земли "черных христиан" и возводили укрепления на входе в Суэцкий канал. В начале XX века на Юге Африки сражались за Трансвааль с бурами против англичан. Поэты слагали о русских авантюристах стихи, композиторы писали романсы, но власть на проделки романтиков традиционно смотрела с недоверием и поддерживала вяло, и только при СССР русской душе дали развернуться в полную силу на берегах экзотических морей, со всей большевистской прямотой. Кубинская революция, Фидель и его соратники стали олицетворением нашей сбывшейся мечты о фронтире. С подачи Кастро родной флаг развевался не где-то на задворках мира, а прямо в его центре, и в подбрюшье у мирового гегемона. Источник всенародной любви к Фиделю Кастро, очевидно, надо искать именно тут, тем более что эта любовь была взаимна, покрепче, чем с иными "братушками" в Восточной Европе.
Кубинские воины бок о бок воевали с советскими инструкторами. Они проливали кровь за общее дело в странах Латинской Америки, Анголе, Эфиопии, Мозамбике и других странах. Например, 18 тысяч кубинцев в свое время выгнали из дружественной СССР Эфиопии сомалийскую армию в ходе войны за Огаден в конце 70-х.
Добрые отношения между советским и кубинским народами укреплялись вопреки тому, что идеологических разногласий с руководством постсталинского СССР у Фиделя было не меньше, чем, например, у болгар или поляков. Хрущева, как говорят, после завершения Карибского кризиса он назвал "сукиным сыном", к Брежневу относился настороженно, на Горбачева и вовсе смотрел с нескрываемым презрением. Но дружбы Фидель не предавал.
"Этот народ действительно узнал, что такое война и трагедия войны, поэтому он более, чем кто-либо, любил мир; но я могу также сказать об этом русском народе, что это был самый бескорыстный народ", — говорил Фидель Кастро.
Визитов Фиделя Кастро в СССР наберется с десяток, но каждый его приезд становился заметным событием.
Фидель Кастро посещал Свердловск. На "Уралмаше" рабочие подарили команданте модель пятитонного молота в миниатюре с надписью "На таких молотах мы куём счастье на Земле".
(Фото: Вечерний Екатеринбург)
По легенде, во время посещения Свердловска Фидель внезапно пропал из поля зрения сопровождающих. Обнаружили его катающимся на лодке с уральским пенсионером. Революционный лидер попросил дедушку устроить ему экскурсию по городу.
После смерти команданте пользователи соцсетей начали выкладывать архивные семейные фото с комментариями "в той толпе были мы с отцом", "мама с подругами отпросилась с работы и успела прорваться", "за рулем - мой прадед", "мне тогда было три года, я высовывался из форточки и кричал: "Вива Куба!" Сейчас и концерты рок-звезд уже так не запоминаются.
Для советских людей Кастро был своим парнем за океаном. Понятным, веселым и, главное, верным.
С советскими детьми команданте вел себя как экзотический латиноамериканский Дед Мороз.
(Фидель Кастро катает советских детей по улицам Москвы, СССР, 14 января 1964 года)
(Фидель встречает детей Чернобыля, которых пригласили лечиться на Кубу)
В один из первых своих визитов в СССР Фидель Кастро проехал через всю советскую страну, от Крыма и до самой Сибири.
(Фидель Кастро в гостях у воинов-таманцев. Из архива музея 2-ой Гвардейской Таманской дивизии)
(Команданте в турне по советским республикам)
(Бывшие белорусские партизаны вручают Фиделю Кастро памятный подарок - пистолет ТТ - во время официального визита премьер-министра Республики Куба в Белорусскую ССР)
(В 1963 году во время своего визита в СССР Фидель Кастро побывал и в Грузии вместе с Никитой Хрущёвым)
В Грузии Фидель сначала посетил малые гидроэлектростанции, винный завод, потом его повезли в кахетинскую деревню. Местные жители накрыли праздничный стол со всевозможными грузинскими закусками, шашлыком из лани, поросятами, хашламой, цыплятами в чесночном соусе, алазанским сомом, заправленным грецкими орехами. По воспоминаниям очевидцев, произнося тост, Хрущев сказал: "Вот видишь, Фидель, мы у себя строим социализм, а здесь, в Грузии, он уже давно построен".
(Фидель Кастро и скульптор Евгений Вучетич, автор мемориала героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане)
(Фидель Кастро и Майя Плисецкая с труппой Большого театра,1963 год)
(Кубинский лидер с матросами "Авроры")
(На Байкале сибирские рыбаки накормили команданте хариусом и подарили ему медвежонка, с ним он продолжил свое турне по Сибири)
(Фидель Кастро в вагоне поезда Иркутск - Братск. 1963 год)
По пути в Братск неподалеку от станции Зима местные рабочие остановили поезд команданте. Они потребовали, чтобы им показали отца Кубинской революции, и перекрыли Транссиб. Кастро вышел к рабочим в одном легком летнем армейском мундире. Рабочие подарили кубинцу телогрейку, в ответ Кастро вынес рабочим коробку кубинских сигар. За разговором знаменитые сигары были немедленно выкурены. По легенде, рабочие хором признали, что "Беломор" лучше.
(Фидель Кастро посетил Братск. Фото из личного архива Игоря Верещагина)
На пути из Братска Фидель Кастро должен был сделать пересадку в Красноярском аэропорту, но перед тем как улететь, успел пообщаться с местными жителями. После смерти кубинского лидера местное общество друзей Кубы, которое, оказывается, сохранилось после Перестройки, предложило переименовать в память о борьбе кубинского народа за свое освобождение две горные вершины в Саянах.
Кубинские успехи практически совпали во времени с успехами советского народа в космосе. Космос тоже был своего рода фронтиром, дальним рубежом советской страны. Удивительно, но Фидель Кастро и Юрий Гагарин успели встретиться. В 1961 году первый в мире космонавт посетил Кубу. Еще удивительнее, что Гагарина успел увидеть и Че Гевара. На редком фото Гагарин, Че Гевара и Фидель сидят за одним столом.
(Фидель Кастро и 1-й секретарь МГК КПСС Борис Ельцин)
Сразу после смерти на Кастро, на его кубинский социализм в российском интернете вылили ушат помоев. Вспомнили все, принялись называть кубинцев "нищими" и сводить мелочные счеты, уподобляясь тут украинским коллегам, высчитывали, кто кому больше помог, что и сколько стоило. Между тем, многие из "комментаторов" и не представляют, какой была Куба до прихода к власти Кастро, почему и за что боролась Кубинская революция. И как бы дорого ни обошлась Куба СССР, надо понимать, что в истории России пока еще, наверное, не было более верного союзника.
(Фидель Кастро у памятника защитникам Москвы)