Газовые клещи: парламент Турции ратифицировал соглашение о "Турецком потоке"
Закон о ратификации соглашения с Россией по проекту строительства газопровода "Турецкий поток" принят парламентом Турции. За ратификацию документа проголосовали 210 депутатов, семь выступили против и шесть воздержались.
Теперь закон должен подписать президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, после чего он будет опубликован в официальном издании Resmi gazete и вступит в силу.
Россия и Турция подписали межправительственное соглашение по реализации проекта "Турецкий поток" 10 октября. Документ предполагает строительство двух ниток магистрального газопровода мощностью 15,75 млрд кубометров каждая по дну Черного моря. По одной нитке газ будет поставляться на турецкий рынок, по второй — транзитом через Турцию в европейские страны.
Сомнений в том, что Эрдоган подпишет документ, нет ни малейших. Фактически, дан старт сразу двум путям газа из России в Европу в обход Украины. Причем именно "Турецкий поток" снимает опасения юга ЕС, что по окончании транзита через Украину они могут остаться без газа.
По сути, Европа дала зеленый свет проектам, частично войдя в них и предоставив доступ "Газпрому" к внутриевропейским газопроводам (OPAL и NEL). Возражения посредников типа Украины, Польши и прибалтов, остающихся с носом - глас вопиющего в пустыне. Если учесть и другие проекты России по обособлению своей экономики от критичного импорта, 2019 год станет для любого правительства в Киеве пороговым - оно будет вынуждено либо кардинально изменить курс на восстановление русофильского или хотя бы нейтрального по отношению к России курса, с соответствующим авансовым подтверждением неизменности оного, либо окажется полным банкротом, за которого уже не заступятся ни ЕС, ни США.
Спорить о том, как именно будут гарантированы изменения политики Киева, бессмысленно ввиду очевидности этого процесса. В пору существования СССР гарантиями считались приход к власти групп, именовавших себя коммунистами с соответствующей риторикой. Что открывало доступ к многомиллиардной помощи Союза.
Сегодня социалистическую риторику сменил рыночный прагматизм. Постепенный перевод финансовых, товарных и трудовых ресурсов на Россию, унификация законодательств и таможенных процедур куда надежнее связывают государства, чем уверения в искренней дружбе и партийном единстве.
Кстати, в этом отношении характерен пример Прибалтики и Финляндии. Финны, получившие независимость после революции и проигравшие во Вторую мировую, смирили гордыню и сделали ставку на некую обособленность от Европы и тесное взаимодействие с СССР, резко подняв свои экономические показатели. Стране выгодны долгосрочные и тесные связи с Россией, а не подачки от США "на русофобию". На которую как раз сделали ставку прибалтийские лимитрофы. Да, в 90-е они "выстрелили", вошли в ЕС и НАТО, получили десятки миллиардов помощи и кредиты. Но потеряли практически всю производственную базу и треть населения. К 2020 году прекратятся дотации из фондов ЕС, они уже сокращаются, в т.ч. и из-за ухода Британии из Евросоюза. В результате, прибалтийская окраина Европы постепенно превращается в тихую дачу, на которой живут родители-пенсионеры и куда возят детей на каникулы посмотреть на малую родину. Рай для туристов - красиво, дешево и очень спокойно. Как на кладбище. Кладбище несбывшейся мечты и непомерных амбиций. Неизбежный конец любого государства, считающего сиюминутные политические решения не просто важнее экономического прагматизма, а сознательно жертвующего экономикой в обмен на небольшие, по сути, деньги, и политические заверения в вечной дружбе.
Печально, что по этому пути следуют Грузия и Молдавия, страны Прибалтики и Украина.
А вот Турция, много лет жившая обещаниями о скором принятии в ЕС и ощущавшая себя форпостом НАТО на черноморских берегах, сумела после ряда потрясений отказаться от слепого исполнения желаний "лидера западного мира и всего цивилизованного человечества". Экономический прагматизм и использование преимуществ своего географического положения взяли верх над политическими амбициями - неудачный переворот отрезвил президента Эрдогана. Нет, он не стал русофилом и верным союзником России. Равно как и "другом Путина". И Турция во многом останется конкурентом и противником России, в том числе и в Сирии.
Но усилия по выстраиванию новых центров силы в мире уже изменили ситуацию кардинальным образом. И ратифицированный парламентом Турции "Турецкий поток" - тому пример.