Битвы на нефтяном фронте: что произошло "на передовой" и "в тылу"
На протяжении многих месяцев ведущие мировые эксперты уверяли, что страны ОПЕК не смогут достичь соглашения о сокращении добычи нефти. Даже после осенней встречи, которая определила, что такое решение будет принято на заседании в декабре, скептицизм преобладал. Вопреки этим "аналитикам", эксперты Накануне.RU предсказывали, что нефть и жажда прибыли объединят непримиримых врагов.
В результате, министры стран-членов ОПЕК после бессонной ночи достигли таки соглашения по сокращению добычи нефти. Впервые за восемь (!) лет. И эти сокращения очень значительны - 1,2 млн баррелей ежедневно. Таким образом, суточная добыча составит не более 32,5 млн баррелей.
Это решение, однако, сопровождалось одним разумным условием - для его исполнения необходима поддержка государств, не входящих в ОПЕК, заявил на пресс-конференции по итогам заседания президент организации, министр энергетики и промышленности Катара Мохаммед Бен Салех ас-Сада: "При понимании и сотрудничестве всех стран ОПЕК мы смогли достичь соглашения. Это соглашение заключено из чувства ответственности за членов ОПЕК, не-ОПЕК, за общее благополучие мировой экономики".
Дело не в "чувствах", а в кошельках - цена в $20-40 за баррель убыточна для экономик стран ОПЕК, живущих в полном смысле этого слова на "нефтяной игле". Их зависимость от нефтедолларов куда выше российской. И хотя себестоимость добываемой в России нефти ниже $20, да и в бюджете заложена цена в $40 за баррель, от дополнительных миллиардов долларов отказываться не стоит. Поэтому уже на следующий день министр энергетики России Александр Новак поддержал решение ОПЕК. Как следствие, снижение добычи нефти в России начнется уже к январю будущего года и будет равномерным для всех нефтяных компаний в соответствии с их долей на рынке. Конкретные цифры будут озвучены позднее, но на рынок нефти оказывает влияние именно уже озвученное решение - Россия сократит добычу на 300 тыс. баррелей.
Кроме государств-членов ОПЕК основные производители нефти сократят добычу на 600 тыс. баррелей в сутки. Таким образом, договорились все, и налицо картельный сговор. Договоренности вступят в силу с января 2017 г. и продлятся полгода. На следующей встрече в мае 2017 г. будет рассматриваться вопрос о возможной заморозке добычи еще на шесть месяцев.
Суммарно ежедневный объем добычи снизится на 1,8 млн баррелей. Если учесть, что избыток нефти периодически оценивался в 900 тыс. баррелей, нефть в ближайшие месяцы будет постепенно дорожать в коридоре от $50 к $60 за баррель. Тем не менее, даже после озвученных решений, ряд "экспертов" продолжают убеждать читателей в том, что цена нефть не вырастет. Суть сводится к трем постулатам:
1.Цена на нефть определяется не производителями, а настроениями участников рынка.
2.Цена на нефть никак практически не связана с физическим уровнем добычи нефти.
3.Основные рычаги влияния на цену сырья находятся в руках мировых финансовых и информационных институтов, а это не страны производители.
Ошибочность данной позиции в том, что принимаемые производителями решения как раз и влияют на настроения торгующих фьючерсами на бирже спекулянтов. Равно как и ожидания будущего дефицита нефти ведут к текущему росту цен биржевых контрактов. И хотя упомянутые "финансовые и информационные институты" влияние на рынок оказывают, иногда даже превалирующее, реальное сокращение объемов предлагаемого к продаже товара неизбежно повышает его продажную цену.
Конкретно для России это приведет к тому, что спрос на отечественную трубопроводную нефть будет расти. И сокращение добычи на 300 тыс. баррелей с лихвой компенсируется более высокими ценами заключаемых долгосрочных контрактов. Тем более, что параллельно с этим идет и другой процесс.
Сегодня Россия подходит к кардинальным изменениям в вопросах транспортировки нефти собственной добычи. Процесс этот начался не вчера - он шел со времен первого майдана, когда президент Ющенко делом доказал, что Россия не может верить в выполнение уже заключенных межгосударственных соглашений. И 13 октября 2016 г. Москва официально уведомила Киев, что Россия отказывается от эксплуатации украинских магистральных нефтепроводов.
Конкретно для Украины это означает не только потерю денег за транзит, но и остановку собственных заводов по переработке нефти. За последнее время производство бензина в стране упало впятеро и топливо Киев закупает за рубежом, в том числе и в России. Что приводит к парадоксальной ситуации - вроде бы как воюющая с Россией армия жжет в своих танках и бронетранспортерах вражеское горючее. Тем самым предоставляя Москве еще один рычаг воздействия на происходящее - перекрыв в нужный момент поставки ГСМ Россия в состоянии удушить любые милитаристские потуги киевского режима.
Аналогичная ситуация складывается и с прибалтийскими лимитрофами, чья посредническая деятельность последовательно сводилась к нолю. Из года в год снижавшая экспорт нефти через порты Вентспилса и Риги, "Транснефть" России к 2018 г. полностью переориентирует свои потоки на отечественные порты Усть-Луга, Приморск и Новороссийск. За прошедшие годы прибалты так и не смогли найти замены российскому рынку и российской продукции. Как результат, транспортная и портовая инфраструктура лимитрофов через два года будет вынуждена сокращаться просто в силу убыточности ее содержания. И Прибалтика стремительно скатывается в состояние 30-х годов прошлого века, когда русофобия привела к краху экономик этих республик.
Очевидно, что Россия сама пока продолжает сидеть на "нефтяной игле", и на нефтяном фронте в общем и целом ситуация для нашей страны - без перемен. Вместе с тем, налицо начало побед в некоторых сражениях. Получив шок от периода дешевой нефти, Россия учится жить по средствам и начинает постепенно слезать с "нефтяной иглы". Процесс этот займет еще не один год и будет ли реализован с нынешней либеральной командой в Правительстве - вообще вопрос. Но очень может быть, что самым главным выученным уроком для нас стало понимание того, что мы можем и должны противостоять "мировым финансовым и информационным институтам", если хотим выжить.
А мы хотим.