Администрация президента США начала выпускать пар политического напряжения
Администрация нового президента США Дональда Трампа, как и он сам, начинают проявлять лицо. Так, Дебора Ли Джеймс, министр ВВС США, назвала Россию главной военной угрозой для Штатов из-за "ядерного аспекта".
"У нас есть множество угроз, которыми мы занимаемся, но Россия из-за ядерного аспекта может быть реальной угрозой для США"? - сказала она.
А сам Трамп продолжил критиковать Китай в твиттере, по сути, ставя его главной экономической угрозой для США.
"Разве Китай спросил нас, хорошо ли девальвировать их валюту (чтобы нашим компаниям было труднее конкурировать), облагать высокими налогами наши товары, поступающие к ним в страну (США же с них налоги не берут), или строить масштабный военный комплекс посреди Южно-Китайского моря? Я так не думаю", - написал политик.
Итак, приоритеты расставлены? Российская экономика угрозы не представляет, главная опасность РФ - военная мощь. Но ведь и Китай - не самый слабый военный противник. Однако пока Трампу нужно набрать недостающую поддержу республиканцев, поэтому он собирает команду, которая сможет выпустить пар общества и некоторых политических кругов, а вместе с тем и подтянуть недостающую поддержку. Об этом в интервью Накануне.RU рассказал вице-президент Академии геополитических проблем, полковник Владимир Анохин.
Вопрос: Министр ВВС США назвала Россию главной угрозой для Штатов из-за "ядерного аспекта". На Ваш взгляд, это популизм или реальные опасения, исходя из которых они будут действовать?
Владимир Анохин: Трамп себя ведет, как умный молодой бычок, хотя ему и 70, он сбросил красную тряпку на те проблемы, к которым все привыкли, поэтому снова Россия – враг, Китай – опасность, кругом угрозы. Потому он в команду и назначает людей, которые привыкли изъясняться именно таким образом. Я не считаю, что их риторика дает нам основания для серьезных опасений. Были серьезные политические заявления Трампа, которые, в общем-то, превосходят весь гвалт этой привыкшей орать на Россию своры, что здесь можно подумать только о нескольких моментах.
Во-первых, Трамп создает себе некий демпфер на случай, если не решатся с Россией какие-то вопросы, то можно свалить вину на своих помощников.
Во-вторых, это возможность дать тем республиканцам, которые будут его поддерживать, – должны, во всяком случае, – выпустить пар.
Вопрос: То есть это риторика для "внутреннего потребителя", которая с него снимает проблемы и ответственность?
Владимир Анохин: Скорее, это просто привычная риторика, чтобы снять напряжение. То есть специально назначены такие "ястребы", им дана возможность выступить с самыми резкими заявлениями, и тем самым это хоть немного успокоит публику от возможных дальнейших шагов. Трамп прекрасно понимает, чего стоит его армия. Вспомнить хотя бы, например, Ирак. Особенность американцев в том, что они готовы тратить миллиарды долларов на вооружение, но воевать никогда особо не собирались. А вот загнать кого-нибудь в долговую яму и самим нажиться на вооружении – это ради бога. И последние события, в общем-то, тому подтверждение – и неэффективная техника, и совершенно фантастические электромагнитные пушки, и корабль, который "самый-самый", но на буксире его вынуждены тянуть обратно. Стыдоба и только. Поэтому надо смотреть спокойнее на все эти высказывания.
Вопрос: В таком случае что будет с военной доктриной США, где Россия обозначена как главная военная угроза несколько раз? Этот документ исправят, он получит продолжение?
Владимир Анохин: Доктрина должна получить продолжение, безусловно. То есть нельзя, как говорится, останавливаться на достигнутом, но, с другой стороны, сколько этих доктрин было – мгновенные удары, полное уничтожение, 300 городов России и так далее. Однако ни один американец не проголосует за неприемлемый ущерб своей стране. Ведь основная промышленность, финансовые центры США находятся на побережье, это относительно узкая полоса, и если случится какая-то угроза столкновения, то все риски прекрасно просчитываются.
Вопрос: А критика Китая – это тоже лишь "выпускание пара"?
Владимир Анохин: Вот для Китая, я думаю, это определенный сигнал, потому что Китай ведь напрягся, когда Трамп выдвинул свою экономическую программу возвращения промышленности на территорию Америки. Это слишком серьезный вопрос, чтобы он от этого отступил. А все остальное – дополнения к основной экономической программе. В итоге, я думаю, Трамп будет действовать очень последовательно и чрезвычайно жестко в отношении Китая. Ему в данном случае отступать некуда, потому что, если он пойдет по другому пути, то его же окружение его и "съест".
Вопрос: Но почему Китай не рассматривается как военная угроза, а Россия – как экономическая?
Владимир Анохин: Россия не рассматривается как возможная экономическая угроза, потому что она по отношению к США слаба, она долларозависима, не вышла на те параметры, которые позволяют сказать, что экономический, несырьевой потенциал таков, что может конкурировать с США.
Что касается Китая – все же понимают, что в военном плане Китай тоже в силу обстоятельств может нанести неприемлемый ущерб, но, возможно, при этом он сам лишится всего, чего достиг в последние десятилетия. Поэтому с военной точки зрения, наверное, больше риторики, чем реальных намерений. А вот что касается экономических проблем с Китаем – то, да, они будут стоять очень остро, намного острее, чем экономические вопросы с Россией.
Вопрос: Хватит ли сил у США для противостояния, сдерживания Китая и России?
Владимир Анохин: Это уже вопрос маневра. Сейчас многие говорят, хотя я считаю, что это нереально, что основная задача США – оторвать Россию от Китая. В Евразии сложился довольно удачный симбиоз, потому что Россия является для Китая своеобразным "военным зонтиком". А Китай – тот экономический жупел, который постоянно будет напоминать американцам, сколько триллионов юаней вложено в их промышленность, инвестиции и банковскую систему.
В любой момент Китай – конечно, он не будет этого делать, но гипотетически – может потребовать вернуть деньги США. И это будет конец. Поэтому этот симбиоз американцы должны разрушить, иначе они не смогут построить свою эффективную политику на тех основах, о которых заявил Трамп.
Вопрос: Ну, а получится ли Россию перетянуть на сторону США?
Владимир Анохин: Нет, не получится. Дело в том, что "американка" слишком много гадила России, слишком много было проблем между нами – откровенных, открытых, закрытых. С Китаем мы расходились и потом начинали дружить по новой, а американцев мы знаем, как облупленных – ничего хорошего от них ждать не приходится.
Вопрос: Но почему администрация президента, сам Трамп не высказываются в отношении блоков, союзов? В отношении, например, ШОС или БРИКС?
Владимир Анохин: БРИКС - достаточно молодая организация, не представляет каких-то серьезных опасений для финансовых кругов США. ШОС – тоже достаточно молодая организация. Я уж не говорю об ОДКБ. Вот какая страна ОДКБ поддержала наши действия в Сирии хотя бы словами? Даже Лукашенко никак не обозначил наши дружеские отношения. Основная ошибка этих организаций заключается в том, что они общее одеяло тянут каждый на себя, забывая о том, что оно может порваться.
Вопрос: Услышим ли мы еще заявления в отношении России, Китая, других стран?
Владимир Анохин: Безусловно, за эти два месяца будет еще много заявлений, причем самых противоречивых – Трамп не зря набирает "ястребов", ему надо демпфировать неприятие республиканцев, которые его не поддержали и будут в дальнейшем ему мешать.