Федеральная оптимизация "проехалась" по безопасности перевозок детей
Правительство РФ отменило сопровождение ГИБДД для одного-двух автобусов, именно это решение, видимо, стало роковым для югорской команды юных акробатовСтрашная новость об аварии в Ханты-Мансийском автономном округе, в которой погибли 10 детей и двое взрослых, шокировала всю страну. В регион выехала министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова для того, чтобы решить вопрос о необходимости доставки пострадавших в Москву. Президент РФ Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев выразили свои соболезнования семьям погибших. Ведется уголовное дело, появились первые задержанные. Подобные трагедии будут продолжаться до тех пор, пока на федеральном уровне не принять мер по усилению правил безопасности, считают эксперты, опрошенные Накануне.RU.
В 2015 г. Правительство РФ внесло изменения в правила перевозки детей автобусами. В соответствии с ними, Госавтоинспекцию необходимо уведомлять о централизованной перевозке детей. Но сопровождение предоставляется только в том случае, если в перевозке детей задействовано не менее трех автобусов. Автобус с детской командой по спортивной акробатике ехал из Нефтеюганска в Ханты-Мансийск без сопровождения, как того и требовал закон. Информации о перевозке детей ни по линии ГИБДД, ни МВД, ни МЧС не было.
"Согласно приказу, изданного по школе, они должны были выехать для участия в чемпионате. Однако сотрудники не уведомили об этом ГИБДД. В то же время хочу пояснить, что в последнее время сложилась такая практика, что при движении одного или двух автобусов сопровождение не предоставляется. Только от трех автобусов. Это не снимает вины с сотрудников, которые не организовали уведомление, однако на практике сопровождение одному автобусу не предоставляется с января этого года", - сказал глава Нефтеюганска Сергей Дегтярев.
В Госдуме считают нынешние правила необоснованными. Депутат "нижней палаты" от Тюменской области Владимир Сысоев планирует направить обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой внести поправки в законодательство. Катастрофы можно было бы избежать, если бы автобус сопровождал автомобиль ГИБДД, считает он.
"В 2014 г. под Нижневартовском могла произойти аналогичная, и может быть, даже более страшная автокатастрофа. Но тогда отряд ГИБДД, который сопровождал автобус, помог предотвратить аварию. Сейчас пойдут разговоры об усилении нормы наказания в Уголовном кодексе. Конечно, можно списывать все на водителей, но, на мой взгляд, можно было бы избежать катастрофы, если бы работал наряд ГИБДД. Во-первых, он привлекает внимание остальных участников дорожно-транспортного движения, а, во-вторых, он ограничивает скоростной режим для самого водителя автобуса. Возникает вопрос, почему органы ГИБДД не были уведомлены о том, что 4 декабря дети должны были возвращаться с соревнований? В это время дороги Югры представляют особую опасность. Была метель, гололед, заснеженные дороги. Возникает вопрос – почему не были чищены и соответственным образом обработаны дороги? Здесь стоит сделать выводы, исходя из всех катастроф, которые произошли в стране в прошлые годы. Ведь это не первый и не последний случай. С моей стороны уже подготовлено соответствующее письмо в адрес Дмитрия Медведева, чтобы были внесены поправки, связанные, во-первых, с увеличением стажа работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" до трех лет, а не один год, как сейчас; во-вторых, сделать обязательным сопровождение ГИБДД даже одного автобуса. Кроме того, я считаю, что в автобусе в качестве сопровождающих обязательно должен присутствовать медицинский персонал", - прокомментировал трагедию Владимир Сысоев.
"То, что случилось, можно назвать итогом оптимизации наших социальных расходов - когда у нас нет денег уже на то, чтобы обеспечить безопасную перевозку детей. С этим вопросом необходимо системно разбираться", - считает парламентарий.
Как сообщало Накануне.RU, губернатор Югры Наталья Комарова распорядилась, чтобы несовершенство федерального законодательства устранили на региональном уровне: "Сотрудники полиции теперь должны будут сопровождать любые кортежи детей-спортсменов, даже если они будут состоять из одного автобуса".
Накануне трагедии, 2 декабря, в Общественной палате России прошла конференция "Безопасность детей. Профилактика детского травматизма на дорогах". На ней представители ГИБДД озвучили пугающие цифры: за текущий год 16 тыс. 249 человек попали в ДТП, из них 592 погибли, 17 тыс. 388 получили ранения. 7 тыс. 272 ДТП произошло с участием детей-пассажиров, при которых погибли 353 ребенка, ранены 8 тыс. 295. 60% несовершеннолетних детей погибли при столкновении автотранспортных средств.
В каждом девятом происшествии с участием детей-пассажиров до 12 лет отсутствовало детское удерживающее устройство. Начальник отдела ГУОБДД МВД России Максим Белугин предложил сделать работу надзорных органов более жесткой, а для большей безопасности - перепрофилировать предприятия для изготовления специализированных транспортных средств с удерживающими механизмами для детей, то есть специальных детских автобусов.
Однако не исключено, что предложение создать специальные автобусы будет встречено в штыки. Недавно в "Парламентской газете" – издании Федерального Собрания было опубликовано сообщение о том, что в Ярославской областной думе депутаты комитета по образованию, культуре, туризму, спорту и делам молодежи готовят обращение с просьбой отменить введение с 1 января повышенных требований к групповым автобусным перевозкам детей.
Пункт о повышенных требованиях был внесен Правительством, с 2017 г. кабмин обязал перевозить детей автобусом, "с года выпуска которого прошло не более 10 лет, оснащенного тахографом и спутниковой аппаратурой ГЛОНАСС или GPS".
Парламентарии заявили, что 10% автобусного парка области не соответствуют новым требованиям, и высказали опасения, что из-за новых правил дети не смогут куда-либо поехать на новогодние праздники. Впрочем, в транспортном комитете Ярославской областной думы информацию о проблеме с автобусами опровергли и сообщили, что обновление автопарка происходит регулярно.
"Нет, конечно, это не так. Есть проблемы, но все они решаются. Департамент следит за этим. Мы против снижения требований к этой норме. Буквально на днях слушал премьер-министра Дмитрия Медведева, он сказал, что дополнительно Правительство направляет 1800 автобусов для замены на школьных маршрутах. Именно в части тех, которые за пределами или подходят к предельному сроку эксплуатации", - сообщили Накануне.RU в ведомстве.
О несовершенстве правил безопасности при перевозках детей заявил также член Общественной палаты, председатель комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни Владимир Слепак. По его словам, чиновники не предпринимают необходимых действий для предотвращения подобных трагедий.
"За последнее время президентом РФ давались неоднократные, жесткие указания по снижению травматизма на дорогах, по совершенствованию действующего законодательства. Однако очевидно, что действия чиновников, отвечающих за данный вопрос, абсолютно недостаточны, а зачастую сводятся к полумерам и недопустимым дискуссиям. Ясно, что ничего практически не меняется с точки зрения безопасности перевозок. Очевидно, что практически бесполезны мелкогабаритные знаки, едва заметные для участников движения, "Осторожно дети". Также понятно, что само автотранспортное средство должно соответствовать международным требованиям перевозок детей, должно предупреждать всеми своими характеристиками (яркой расцветкой, проблесковыми маяками, дополнительными техническими средствами, включающими бамперный шлагбаум и многое другое). Думаю, что никто на наших дорогах подобных автобусов для перевозки детей не видел, впрочем, как и технически защищенных остановок городского транспорта - напомню, что всего две недели назад таксист в Москве выехал на трамвайную остановку, в результате чего пострадали 13 человек, мирно ожидающих городского транспорта. Думаю, настало время для принятия персональных решений по чиновникам, неспособным выполнять поручения Владимира Путина. Также думаю, что настало время окончательного решения по снятию проблесковых маячков с машин, обслуживающих наших чиновников-слуг народа, которые должны не дожидаться высочайшего указа, а сделать это добровольно, вспомнив такие понятия, как этика и нравственность", - сообщил Накануне.RU Владимир Слепак.
Отметим, что трагедия в Ханты-Мансийском автономном округе - далеко не первый случай ДТП с участием пассажирского транспорта с детьми. Об этом говорят и депутаты, и представители различных ведомств. 11 апреля 2015 г. произошла автомобильная авария неподалеку от города Пикалево в Ленинградской области. 11 юных спортсменов в возрасте 14–16 лет в сопровождении двоих взрослых направлялись в Кировск, чтобы принять участие в фестивале "Спортивная весна". По дороге микроавтобус, в котором находилась спортивная команда воспитанников Анисимовского детского дома, столкнулся с фурой. В результате столкновения с большегрузом двое детей и водитель автобуса погибли на месте. Девять человек были госпитализированы. Позже количество жертв увеличилось до четырех.
В мае 2015 г. неподалеку от поселка Новое Ликеево в Кстовском районе Нижегородской области произошло страшное ДТП. В результате лобового столкновения фуры и микроавтобуса Mersedes-Benz, перевозившего детскую команду по карате из Татарстана, погибли три человека – 12-летняя девочка, водитель-дублер и президент Федерации карате республики Искандер Шагин. Еще 17 человек, в том числе десять детей, были госпитализированы.
В июне 2016 г. в Новосибирской области произошла авария с участием микроавтобуса, перевозившего группу школьников. ДТП случилось утром на автодороге Новосибирск — Ташанта. На 74-м км трассы автомобиль Honda CR-V лоб в лоб столкнулся с маршруткой. Последний от удара вылетел в кювет и перевернулся. В салоне микроавтобуса находились 11 детей и сопровождающий. В автомобиле Honda — двое взрослых и малолетний ребенок. К счастью, в той аварии никто не погиб.
Ксения Теплякова