"Вода и масло"... Бизнес и власть не надо смешивать? О смысле заявлений губернатора Кобылкина
Один из самых молодых и эффективных (согласно многочисленным рейтингам) губернаторов России – глава ЯНАО Дмитрий Кобылкин выступил сегодня с нетривиальными заявлениями. По его мысли, в России нельзя смешивать бизнес и власть – иначе получается какая-то "черная дыра" и "утопия".
В преддверии попечительского совета "Корпорации развития" (объединила субъекты УрФО для реализации инфраструктурных проектов и освоения Полярного Урала) Кобылкин начал "артподготовку" к выходу Ямала из акционерного капитала.
В последнее время "КР" была на слуху в связи с уголовным делом, возбужденным против гендиректора структуры Сергея Маслова (считается человеком Геннадия Тимченко). Якобы он положил на счет банка "Народный кредит" 1 млрд средств акционеров за год до отзыва лицензии, и в какой-то период этот 1 млрд перекочевал в оффшоры. Громкий арест с этапированием из подмосковного особняка в Ростов-на-Дону недавно закончился тихим и незаметным освобождением из-под стражи. Обвинение ему до сих пор не предъявлено.
Пикантность ситуации в том, что Ямал так и не заявил о том, что у него пропали деньги. Лишились ли акционеры денег или они могут быть возвращены - неизвестно. Более того, регион сам остается должен "Корпорации развития" (!) – за единственный успешный крупный проект, реализованный как раз при Маслове, – Надымский мост. Он построен все в том же ЯНАО как этап реализации более масштабной стройки – Северного широтного хода.
За все почти десять лет существования "Корпорации развития" (ранее "Урал промышленный – Урал Полярный") к участию пытались привлечь ОАО "РЖД" и ОАО "Газпром". Но все было безуспешно. Руководство монополий тихо саботировало стройку, объявленную президентской.
Дело сдвинулось с мертвой точки после того, как Надымский мост был введен в эксплуатацию и появился шанс "сбросить балласт" в виде "Корпорации развития".
Теперь вернемся к заявлениям Дмитрия Кобылкина.
Глава Ямала, отвечая на вопрос о будущих взаимоотношениях с корпорацией, заявил, что вступление в акционерный капитал коммерческой структуры - "стратегическая ошибка". "Вообще, это великая глупость и великая утопия, когда у субъекта РФ есть коммерческая структура. Это неправильно. Бизнес и власть - это масло и вода, смешать их не получится. Была сделана стратегическая ошибка. Теперь из этого выходить нужно с лицом народного артиста", - сказал губернатор ЯНАО.
И добавил, что представители ЯНАО в набсовете "Корпорации развития" "никогда не видели там прозрачности управления":
"Сколько мы ни пытались добиться этой самой прозрачности, мы не смогли этого сделать".
В современной РФ действительно много примеров того, что смешивать бизнес и власть – стратегическая ошибка. Начиная с того, как нынешние олигархи воспользовались близостью к власти, а то и вовсе чиновничьими должностями, чтобы поучаствовать в процессе приватизации крупнейших госактивов. Тогда заявлялось, что надо лишь пустить частных собственников в управление, и наша экономика станет конкурентоспособной. Но приватизация, акционирование шли, а эффективности почему-то не наступало, товары и услуги новых частных корпораций для населения лишь дорожали.
Годами из бюджета РФ поступали дотации тем же "РЖД", "Газпрому" (иногда прямые, иногда в виде пошлин или льгот по налогам), ОАО "Роснано" получало десятки миллиардов рублей, даже металлурги и нефтяники в сложной ситуации обращались к Правительству, наконец, Ротенберги, Тимченко и Михельсон становились богатейшими людьми на фоне получения громаднейших госзаказов, олимпийские стройки и Крымский мост необъяснимо росли в цене, а "Зенит-Арену" никак не могли достроить, а теперь, наконец, сделано признание, что такого рода схемы – черная дыра и утопия.
Действительно, к прозрачности коммерческих структур было и есть немало вопросов. Претензии не раз предъявляла Счетная палата и к РЖД, и к "Роснано", и ко многим другим "государственным ОАО", но прозрачности не добавлялось. Была ли прозрачной упомянутая Кобылкиным "Корпорация развития"? Отнюдь. Но примечательно, что единственный названный губернатором ЯНАО крупный успешный проект "КР" был реализован при Маслове.
"Мы давали возможность прожить этой корпорации, потому что там работают люди, у которых есть дети, семьи, путем, например, строительства Надымского моста", - заявил Кобылкин.
Получается, что десять лет прозрачности не было видно, а стройку ценой в несколько миллиардов дали достроить из некой благотворительности? Остается неясным – почему тот же ЯНАО по-прежнему должен за этот мост и кто его тогда финансировал? Напомним, "КР" была выпущена эмиссия на 6 млрд руб., которую ЯНАО не выкупил и лишь 1 млрд руб. отдал имуществом. О судьбе еще 5 млрд руб. ничего неизвестно. На вопрос Накануне.RU о том, планирует ли Ямало-Ненецкий автономный округ перечислять "Корпорации развития" оставшиеся транши за строительство моста через реку Надым, в пресс-службе губернатора ответили так: "Взаимных нерешенных или нерешаемых обязательств между сторонами на сегодня не существует".
Сам губернатор не питает иллюзий, что дальнейшие участки СШХ коммерческие компании будут строить за свой счет.
"Намерения по реализации стратегического проекта подтвердили в ОАО "РЖД". Подписано соглашение между РЖД и ЯНАО о совместной реализации проекта по строительству железнодорожного Северного широтного хода "Обская – Салехард – Надым – Хорей – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево" и прилегающей инфраструктуры. Реализация проекта будет осуществляться с привлечением средств частных инвесторов по концессионной схеме. В настоящее время с основными участниками проекта проходит согласование финансовая модель, которая может использоваться как основополагающий документ для дальнейшей работы. Финансирование проекта сочетает в себе элементы государственно-частного партнерства, привлечение средств ОАО "РЖД", ОАО "Газпром", Ямало-Ненецкого автономного округа, средств федерального бюджета", - сообщили Накануне.RU в пресс-службе губернатора ЯНАО.
Конечно, все это не от хорошей жизни, ЯНАО вновь придется вложиться в некую концессию, вновь будет масло с водой, но при этом губернатор зачем-то разнес в пух и прах "Корпорацию развития" в преддверии попечительского совета 9 декабря, в то время как "взаимных нерешенных и нерешаемых обязательств нет".
Тут усматриваются некоторые противоречия, присутствует недосказанность (дело в непрозрачности "КР" и расходования средств акционеров?), видимо, заявлено это было в каком-то эмоциональном запале, но при всем этом, главная мысль Кобылкина – безусловно верная. Он обратил внимание на проблему и предложил выход. Кобылкин указал на пагубность сращивания бизнеса и власти в РФ, на то, что надо повышать прозрачность частных структур, берущих подряды на крупные бюджетные стройки. Конечно, украшения к Новому году на губернаторские елки можно закупить и у небольшой частной фирмы, помочь развитию малого и среднего бизнеса, но вот в крупные инфраструктурные проекты частник не пойдет, это признают даже ученики Гайдара в Правительстве.
В стратегических отраслях контроль должен быть у государства, бюджетные инвестиции должны направляться через ФГУПы или ГУПы, следить за ними должны Правительство РФ и главы регионов и обеспечивать прозрачность расходования средств и жесточайший контроль.
В конце концов, разве правильно то, что Ротенбергов и прочих бизнесменов называют "королями госзаказов"? И никто с этим особенно не спорит. В глазах населения это могли бы быть действительно эффективные менеджеры, работающие на благо родины, и куда больше было бы доверия к российской системе управления, если бы они выступали в качестве, например, начальников таких ФГУПов, за их работой осуществлялся постоянный надзор, а объекты во время строительства кратно не росли в цене.
Губернатор Ямала задел крайне важную тему, действительно пора вывести активы сросшихся с властью бизнесменов из оффшоров, вернуть бюджетные деньги под госконтроль и направить на стратегические для страны стройки, которые обеспечат развитие - создание новых производств и рабочих мест, и только тогда в России начнется долгожданный экономический рост. Сделанное заявление достойно зрелого, эффективного и, возможно, уже федерального политика - решительного и готового наводить порядок.