"Системе госбезопасности нужна новая грандиозная цель"
Александр Колпакиди, историк спецслужбСегодня в России отмечается День работника органов безопасности. В этот день в 1917 г. была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем, инициатором создания которой был Владимир Ленин, а председателем – Феликс Дзержинский. До сих пор этот профессиональный праздник неофициально зовется Днем чекистов, несмотря на то, что 25 лет назад после попытки госпереворота в Москве был снесен памятник основателю ВЧК.
С памятником Дзержинскому в 1991-м снесли и госбезопасность как таковую?
Монумент на Лубянке был символом позитивной роли, которую сыграли органы госбезопасности в истории нашей страны. Роль органов госбезопасности, к сожалению, в последние 25 лет вытаптывалась. И люди мало понимают роль самой этой системы и роль Дзержинского.
А "Железный Феликс", как его называли, не только руководил ВЧК, он руководил всей нашей экономикой – высшим советом народного хозяйства, и к моменту смерти он полностью восстановил экономику России, которая была до Первой мировой войны. Назвать это иначе, как чудом, невозможно. Занимался Дзержинский и восстановлением работы транспорта.
Кроме того, он действительно ликвидировал огромное количество заговоров, подрывных шпионских организаций. Чего стоит заговор послов, когда английские и американские дипломатические представители подкупили наших военнослужащих, чтобы те совершили переворот. Таких заговоров было очень много.
Мало кто знает, что были проекты поставить на Лубянке другой памятник, уже не Дзержинскому, а какому-нибудь другому руководителю госбезопасности времен царской России. Как известно, у нас сейчас делается ставка на все царское, прославляется царский режим, наши элиты любят вспоминать, "как прекрасно жили наши предки при царе". Возможно, кто-то и прекрасно жил, но я думаю, что предки Абрамовича, Вексельберга и Роттенберга жили гораздо хуже, чем сейчас их потомки.
На выбор авторы проектов предложили двух персонажей, так как выбирать особо не из кого, - Бенкендорф и Зубатов. Во время опубликования записок Бенкендорфа выяснилось, что он, будучи героем войны и боевым генералом, большую часть времени посвящал любовным утехам, имел массу любовниц, и непонятно когда вообще работал. А если учесть, что он страдал склерозом, то становилось неясно, на чем зиждется репутация этого человека.
Причем, если бы ему поставили памятник, как боевому генералу, я бы не возражал. Но ему хотели поставить памятник как создателю и руководителю третьего отделения. Этот проект отпал, так как персонаж, как выяснилось, не очень подходящий.
Второй персонаж – Сергей Васильевич Зубатов, глава особого отдела департамента полиции, прославился тем, что пытался в политическую жизнь внедрить методы провокации. Я думаю, если бы ему установили монумент в РФ – было бы справедливо и честно. Это символизировало бы новую Россию, которую построили "демократы". Но кто-то, видимо, сообразил, что Зубатов и "зубатовщина" – неразделимые термины, и ему памятник ставить не стали.
И на протяжении всей огромной истории спецслужб царской России не нашлось человека, который мог бы заменить Дзержинского. Я уже не говорю о том, что ни Бенкендорф, ни Зубатов не восстанавливали железных дорог, не восстанавливали экономику, ни ликвидировали беспризорничество. Чем только этот человек ни занимался, и все, что он ни делал, привело к позитивному результату. И безусловно, памятник Дзержинскому надо восстанавливать, потому что другого претендента на это место нет.
Конечно, в истории нашей госбезопасности были не очень хорошие страницы, например, 1937-38 гг. Также не совсем понятна роль этих органов в "Перестройке" и всем том, что мы получили. И тот человек, который поставил у руля государства Горбачева и который задолго до начала "Перестройки" начал воплощать ее в жизнь, тоже пришел из КГБ.
Однако светлых страниц в истории госбезопасности, безусловно, большее количество. И даже после смерти Дзержинского та огромная модернизация, невиданная в истории цивилизации, которая проводилась дважды – в 30-е (индустриализация, коллективизация и культурная революция) и конце 40-х годов (восстановление разрушенного войной народного хозяйства), никогда бы не осуществилась, если бы не огромная роль органов госбезопасности в этих делах.
Памятник чекистам в Волгограде
Наряду с коммунистической партией, органы госбезопасности были приводным ремнем двух модернизаций. Не только благодаря НКВД, но и другим органам стало возможно строительство такого грандиозного государства, которым являлся Советский Союз.
В 1991 г., когда рушили СССР, вместе с памятником Дзержинскому государственная безопасность как таковая все-таки окончательно не была "снесена", она не была разрушена. Сейчас органы госбезопасности технически вооружены гораздо сильнее, чем в СССР, в разы. И численность, и финансирование увеличилось. Иной вопрос, что у них нет такой задачи, такой грандиозной цели, какая была в Советском Союзе, а когда не ставишь цели и задачи, к чему стремиться? У нас были некие национальные проекты 10 лет назад, но никто уже не помнит, какие. А поскольку это все было несерьезно, то и роли у органов госбезопасности такой нет. Должна быть грандиозная цель.
Какой России служим?
Экономика – это основа политики. Нужно отвечать на вопрос, какой России мы служим. В соответствии с целью произошла бы мобилизация всего общества, всего народа.
В чем была сила советских структур? В том, что они опирались на поддержку народа. Почему чекисты, которые были простыми работягами, не заканчивая академий, сразу же могли разоблачить все заговоры и шпионские организации? Ведь против них стояли высокообразованные, высококвалифицированные разведчики? Потому что им помогали люди. Приходили и сообщали каждый день, они понимали, что своей власти надо помогать. Вот в чем была сила советской госбезопасности. Люди были объединены социалистической идеей.
И если сейчас цель будет поставлена, то органам государственной безопасности придется стремиться к тому образу, который был в Советском Союзе. Первое – борьба с заговорами против страны, второе – борьба с экономическим саботажем, третье – борьба с преступлениями по должности (коррупция и бюрократия). Те задачи, которые стояли тогда, и сейчас стоят. Тогда с ними справились очень быстро. Я не хочу сказать, что при советской власти не было коррупции, конечно, была. Нет ни одной страны, где не было бы коррупции. В советское время и близко не было такого размаха коррупции, как сейчас. Сейчас коррупция носит системный характер, такого не было. И терроризма такого не было. Были террористические акты, в основном сумасшедших людей. Борьба с терроризмом и коррупцией – это серьезные задачи, но эти задачи должны выполнять не только органы госбезопасности, но и весь народ.
Сейчас в вопросах определения целей и задач страны все очень сложно, очень расплывчато и неясно. Пока люди не поймут, что это государство – действительно ИХ государство, а не государство Абрамовича, Вексельберга и Ротенберга, люди не будут ничего делать. Основной вопрос – это пересмотр итогов грабительской приватизации. Экономика – основа всего, а если люди не верят в экономику, то люди не будут верить и в государство.
***
Редакция Накануне.RU поздравляет сотрудников госбезопасности с профессиональным праздником, желает мужества, отваги, силы духа и верного выбора исторических ориентиров.