Владимир Евсеев: Нужно освободить северо-запад Сирии - это будет достойный ответ на смерть посла
Очевидно, что убийство российского посла в Турции - это попытка сорвать встречу министров иностранных дел России, Ирана и Турции, которая сегодня проходит в Москве. Эта деятельность могла курироваться со стороны как спецслужб отдельных аравийских монархий Персидского залива, в частности со стороны Саудовской Аравии, так и к этому могли быть причастны некоторые западные спецслужбы, в частности спецслужбы Великобритании, "МИ-6". Она чрезвычайно активна в Сирии, по некоторым данным, была причастна к использованию химического оружия в восточной Гуте 2013 г. На территории именно Сирии находилось как минимум несколько секретных британских баз, откуда управлялись действия вооружённой оппозиции - так называемой "умеренной оппозиции".
Имеется информация о причастности именно британских спецслужб к проведению операции по захвату радикалами Пальмиры. Поэтому я бы не стал всё это сводить на то, что это только Саудовская Аравия проводит такую деятельность - причастность Саудовской Аравии достаточно очевидна, потому что именно она является спонсором "Джебхат ан-Нусры" (запрещено в РФ - прим. Накануне.RU), а эта террористическая организация фактически потерпела поражение в Алеппо. Сейчас её вытесняют в провинцию Идлиб, что закончится, скорее всего, либо её уничтожением, либо вытеснением боевиков с этой сирийской территории. Поэтому ответ со стороны Саудовской Аравии был понятен, особенно, если учитывать, что логистика, обеспечение этой группировки идёт со стороны Турции.
Любое участие Турции в такого рода деятельности, как частичное перекрытие границы - это фактически смерть "Джебхат ан-Нусры" и ликвидация всех планов по силовому свержению Башара Асада со стороны террористов. К тому же "ан-Нусра" - это вторая по силе организация после ИГИЛ (обе запрещены в РФ - прим. Накануне.RU). То есть фактически поставив крест на этой силе, можно поставить крест и на ИГИЛ в некоторой перспективе.
Исходя из этого, можно предположить, что как минимум косвенно поддержку этому могли оказать и спецслужбы Катара. Но то, что британские спецслужбы в это активно вовлечены и, возможно, имеют информацию о такого рода трагедии, я бы со своей стороны предположил, что они к этому причастны, и считаю, что это требует расследования. Во-первых, расследованию должны быть подвержены следующие факты: незаконное нахождение британских спецслужб на территории Сирии, на каком основании они там находятся? Что за секретные базы они там содержат? Какую деятельность этих баз они организуют? И что за управление вооружённой оппозицией осуществляется?
Во-вторых, я бы поставил вопрос о том, чтобы западные государства, а также другие участники "антитеррористической коалиции" выразили своё мнение по поводу такого рода деятельности - насколько всё это соответствует международному праву? Убийство российского посла — это трагедия. Но, к сожалению, эта трагедия имеет некоторую международную окраску. Если бы такого рода желание свергнуть Башара Асада не преобладало в отдельных государствах, в том числе расположенных на Западе, тогда можно было бы как-то вместе бороться с мировым терроризмом.
Однако в тех условиях, когда боевиков делят на так называемых "умеренных" и радикалов, при этом почему-то забывают про "Джебхат ан-Нусру", с которой никто не борется, кроме Российской Федерации и Ирана, тогда возникают вопросы: во-первых, почему США с ней не борются, вопреки тому, что Госдепом США группировка отнесена к категории именно террористических организаций? Во-вторых, почему с ней не борются те государства, которые находятся в антитеррористической коалиции? И далее - если не борются, то что это за "антитеррористическая коалиция", которая не борется с террористической организацией? Имеет ли право она называться "антитеррористической коалицией"? А может быть, это структура, которая, наоборот, покрывает терроризм?
К сожалению, это убийство наводит на очень серьёзные мысли о деятельности ряда государств на территории Ближнего и Среднего Востока. И эта деятельность, как правило, носит дестабилизирующий характер. Я очень надеюсь, что новая администрация Трампа сделает определённые выводы и как минимум начнёт обуздывать своих союзников и некоторых партнёров, которые, увлекаясь борьбой с Башаром Асадом, периодически выступают в качестве спонсоров международного терроризма.
Убийство посла стало возможным и в результате некоторой беспечности. Я думаю, что вне зависимости от страны пребывания, дипломаты, особенно на уровне послов, должны быть обеспечены охраной. Не должно быть случая, когда посол находится вне охраны даже в той стране, которая считается относительно спокойной. Я уж не говорю про Турцию, где периодически проводят теракты. И я так понимаю, что соответствующие выводы в этой сфере будут сделаны.
Вот эта некоторая беспечность ранее была проявлена, например, в Ираке, что привело к гибели российских дипломатов. Она имела место и в некоторых других местах.
С другой стороны, никто не снимает ответственности со спецслужб Турции, в частности, с МИД. Именно МИД должен был обеспечивать безопасность, под руководством МИДа должна быть обеспечена безопасность российских дипломатов. Иначе мы просто не сможем идти на дальнейшее сближение, если российские представители и простые граждане будут находится под угрозой такого рода террористических актов. Я полагаю, что этот вопрос будет решаться, потому что в противном случае нам просто трудно укреплять отношения.
В целом, мы видим обречённость усилий по свержению Башара Асада. Убийство посла можно рассматривать как признак некой агонии, потому что, когда нельзя силой сохранить свою власть в восточных кварталах Алеппо, тогда становится понятно, что судьба террористических группировок конкретно в Сирии находится под очень большим вопросом, тогда начинают идти на любые пути лишь бы попытаться остановить этот процесс путём создания недоверия между Россией и Турцией.
Ответом на это должно быть укрепление сотрудничества между тремя государствами – Россией, Ираном и Турцией. Это тот ответ, которого не ожидают спонсоры такого рода деятельности, но ответ, который является вполне естественным.
Я думаю, что влияние этого акта будет как раз направлено на укрепление взаимодействия между Россией, Ираном и Турцией. Это будет только способствовать освобождению северо-запада Сирии и более явному отмежеванию турецкой власти от тех организаций, которые в России относят к радикальным. Я полагаю, что такого рода трагедия не вызовет отчуждения России с Турцией, а, наоборот, будет способствовать укреплению взаимодействия военного, взаимодействия по борьбе с радикализмом и терроризмом. Поэтому организаторы этой трагедии глубоко просчитались, и думаю, что ответят за содеянное.
Выводы будут сделаны со всех сторон – и с российской, и с турецкой. Но более важно, чтобы мы начали более активно освобождать северо-запад Сирии. Если мы это сделаем - это будет достойный ответ на смерть столь важного человека, который много сделал для укрепления и восстановления российско-турецких отношений. Наш ответ должен быть - освобождение северо-запада Сирии.
Военный аналитик, замдиректора Института стран СНГ Владимир Евсеев специально для Накануне.RU