В 2017-м Египет и Турция могут увести российских туристов с черноморских курортов
Так считают эксперты отраслиВ Ассоциации туроператоров России подвели итоги года для туристической отрасли. На фоне продолжающейся экономической рецессии и сохранения снижения доходов населения туризм все же вошел в число отраслей, которые показали позитивные ожидания участников рынка. Прирост расходов граждан на отдых внутри страны составил беспрецедентно высокую цифру - 88%. При этом эксперты прогнозируют: наличие зарубежных массовых направлений в линейке предложений 2017 года - Турции и Египта - может привести к оттоку отдыхающих с российских черноморских курортов, и тогда динамика роста внутреннего туризма замедлится. Подробности - в материале Накануне.RU.
Центробанк в этом году проанализировал расходы российских граждан на отдых. Как пояснили в АТОР, ранее туризм не являлся объектом исследования регулятора. По полученным результатам, расходы на зарубежные поездки в 2016 году сократились на 24%, а расходы на туры внутри страны выросли на 88%. "Это беспрецедентно высокая цифра, в 2015 году мы не видели такой динамики прироста… Но за год отдых внутри страны подорожал, то конкурентное преимущество, которое было в 2014 году в виде девальвации рубля, в 2016 году было не настолько актуально", - прокомментировала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
По данным АТОР, средняя стоимость туров внутри России в 2016 году составила 41 тыс. 186 руб. Эта стоимость составлена из расчета недельного тура на двоих в бюджетном сегменте. В 2015 году путевка на двоих в тур по России в среднем обходилась в 40 тыс. 110 руб., уточнила эксперт.
Сократилась на полтора дня и средняя продолжительность отдыха российских туристов. Кроме того, в 2016 году российские туристы предпочли размещаться в трехзвездочных отелях. Больше 70% отдыхающих - это пары или семьи. "Увеличилось количество тех, кто путешествует вдвоем, без детей", - добавила Ломидзе.
Прирост спроса по всем сегментам внутреннего туризма составил порядка 15%. Вместе с тем, по оценке специалистов отрасли, остаются проблемы, которые могут повлиять на турсезон 2017 года. Это, прежде всего, неразвитая инфраструктура и низкий уровень сервиса внутри страны. Кроме того, чтобы сохранить показатели динамичного развития внутреннего туризма, необходимо улучшить качество питания, уровень пляжей, а также маркетинговые программы курортов, считают в ассоциации.
В АТОР прогнозируют замедление динамики турпотока в сфере внутреннего туризма в 2017 году. "Появление Турции повлияет на лето 2017 года, если ситуация будет спокойной и сохранятся дружеские отношения со страной. Наличие массового направления приведет к тому, что произойдет отток туристов с наших черноморских курортов", - пояснила Ломидзе.
Если говорить о тенденциях в "транспортировке" туристов, то, по данным Росавиации, внутренняя перевозка в текущем году выросла на 5,8%, а международная - упала на 23,1%. В АТОР констатировали и увеличение потока иностранных туристов в Россию - на 10% по сравнению с 2015 годом, из них на 5-6% увеличилось количество тех, кто выбирал авиаперелеты.
Въездной туризм обозначили в АТОР как одну из приоритетных отраслей. Ломидзе подчеркнула, что в течение 2015-2016 годов в этом направлении стали предприниматься конкретные меры, что привело к росту въездного турпотока на 6%.
Основные проблемы - виза и нехватка в высокий сезон квалифицированных гидов и экскурсоводов. Однако на этом фоне обозначились новые вызовы для российской туристической отрасли.
Здесь, прежде всего, стоит отметить повышение стоимости объектов размещения в основных городах приема иностранных туристов. "Основной поток все еще приходится на две столицы. Конечно, за 2016 год произошло существенное разнообразие продукта для иностранных туристов. Стала пользоваться спросом Казань, иранские туристы поехали в Сочи, их количество увеличилось почти в два раза. В связи с тем, что летом 2016 года обе столицы в сегменте въездного туризма работали практически на пределе своих возможностей, закономерно, что объекты размещения подняли цену. И это может повлиять на результаты сезона 2017 года. Возможно некоторое снижение спроса", - сказала Ломидзе.
Еще одна высветившаяся проблема - недостаточное продвижение турпредложений РФ. "То, что было сделано в 2015-2016 годах - большой шаг вперед. Помню, каким образом не продвигалась Россия на протяжении предыдущих 20 лет, но этого недостаточно. Кроме главных мегаполисов - Москвы и Санкт-Петербурга, других городов на мировых рынках почти не знают… Каждому из регионов есть, что показать иностранным туристам. Это та проблема, с которой будем работать в 2017 и последующие годы", - подчеркнула исполнительный директор АТОР.
Эксперты прогнозируют, что в 2017 году активнее начнут развиваться межрегиональные поездки, позволяющие разгрузить основные города. Перспективными здесь, по оценке АТОР, могут быть Тульская, Рязанская, Вологодская области, а также Республика Карелия.
2017 год также ожидаемо должен стать ключевым по использованию спортивных событий. Оценочно более 1 млн иностранцев, посетивших ЧМ-2018 в России, могут принести около 1 млрд долларов дополнительного дохода. Вместе с тем, ожидать десятков миллионов туристов, которые приедут на главное футбольное первенство мира, не стоит, отметила Ломидзе, поскольку болельщики и любители футбола - это все же достаточно узкая группа туристов.
Оценивая ситуацию в выездном туризме, в АТОР заявили, что в 2016 году большую роль сыграло отсутствие Турции и Египта как популярных направлений для отдыха россиян.
"Большая часть потенциальных туристов Турции и Египта перераспределилась в этом году на европейские страны и на другие безвизовые страны. Спрос в шенгенских странах вырос на всех направлениях. Практически все страны говорят об увеличении потока. Таиланд - на 70%, Вьетнам - на 60%, и это мы еще отработали январские каникулы. Тем не менее, общее количество выезжающих за рубеж меньше, чем в 2015 году, примерно на 6%, по нашей оценке. Мы не достигли пока показателей 2014 года", - рассказала Ломидзе.
Наиболее популярными направлениями для отдыха российских туристов по итогам года стали Греция, Испания, Таиланд, Финляндия, Вьетнам, Тунис, Кипр, Италия, Болгария, Хорватия, Доминиканская республика. "Это те страны, которые показали существенный прирост интереса, преодолели свои докризисные показатели", - пояснила она.
Особое место в "рейтинге" занимает Турция. "Продажи с августа 2016 года позволили ей войти в десятку наиболее продаваемых направлений. Объем бронирования не снижается ни на ближайшие даты, ни на лето 2017 года. Мы с большой долей вероятности предполагаем, что при сохранении нынешней экономической и политической ситуации Турция войдет в тройку самых продаваемых зарубежных направлений летом 2017 года", - заявила исполнительный директор АТОР.
Аналитики ассоциации ожидают в следующем году увеличения потока в выездном сегменте примерно на 10% по сравнению с 2016 годом. Предпочтения россиян, по мнению АТОР, не изменятся: наиболее продаваемыми станут недельные туры с размещением в трехзвездочных отелях с all inclusive. "Это самый предпочтительный вариант отдыха для наших потребителей", - констатировала Ломидзе. Не изменится и перечень наиболее популярных стран, однако на перераспределение потоков по всем направлениям может серьезно повлиять открытие Египта, даты которого до сих пор неизвестны. Вместе с тем, министр транспорта Максим Соколов назвал "весьма вероятным сроком открытия регулярного сообщения с Каиром" январь 2017 года, однако призвал "не спешить с анонсированием этого решения".
Туристические предпочтения россиян в новогодние праздники по сравнению с прошлым годом практически никак не изменились, продолжила исполнительный директор АТОР. "Лучше всего продаются массовые безвизовые направления - Таиланд, Вьетнам, Доминиканская Республика. Продается горнолыжная Европа. Турция входила в двадцатку новогодних направлений, но никогда она не позиционировалась, как зимнее направление, и преимущественно продавалась летом. В этом году произошло изменение, Турция вошла в десятку, выбирают дорогие отели с подогреваемыми бассейнами, их не пугает, что отель даже не совсем готов к приему туристов. Это в сегменте выездного туризма, пожалуй, единственное, что более или менее удивило", - прокомментировала она.
Существенно вырос и спрос на горнолыжные курорты внутри России - примерно на 15% в среднем, по оценке туроператоров. В прошлый Новый год хитом продаж была Красная Поляна. Сейчас она по-прежнему пользуется более высоким спросом, чем Шерегеш, Абзаково или Домбай, но остальные стали "подтягиваться". До сих пор явно выраженной тенденции на лыжи внутри страны в организованном сегменте не было. Объясняется рост потока доступной ценой и ранней зимой, гарантирующей хорошее катание.