"70 на 70" в 2018-м. Миссия выполнима?
Кремль собирает под своей крышей экспертов и политтехнологов, чтобы проанализировать и спроектировать будущее политической системы. Повестка президентской кампании - тема №1, нужно эффективно и желательно эффектно выиграть выборы, но сохранить устойчивость системы. Электоральные рейтинги вселяют оптимизм для власти - так, судя по исследованиям ФОМ и "Левада-Центра", в апреле 2015 г. поддержка Путина была 82%. К ноябрю 2016 г. рейтинг президента - 86%. Из исследования понятно - реальных конкурентов у Путина нет, поэтому к выборам их необходимо сконструировать, но не из подручного материала, а так, чтоб публика была хоть немного заинтригована и пожелала сплотиться вокруг единственной фигуры. В противном случае электорат просто никуда не пойдет в свой законный выходной - зачем? И так все ясно. И своим отсутствием - пусть даже из вполне себе лояльных к кандидату №1 побуждений: "Все равно ж победит!" - поставят под сомнение результат. А это ситуация недопустимая. И вот, как стало известно Накануне.RU, регионы уже начали получать не только вводные по 2017 году, но и сигналы о желательной формуле успеха - 2018.
Ключевым по должности и одной из ключевых фигур по содержанию в выборных процессах у нас теперь, как известно, является бывший глава "Росатома" Сергей Кириенко. Зная пролиберальное прошлое этого деятеля, можно говорить про скорое обновление "излишне консервативного" кадрового состава высшего эшелона власти - так писали и пишут иностранные издания. Наши знатоки, наоборот, рисуют Кириенко как эффективного менеджера, который, как убеждают публику, не зашорен на "измах". Доморощенные аналитики предполагают, что Кириенко откажется от части методов Вячеслава Володина, который в свое время объединил пропутинское ядро и отсек оппозицию, и переформатирует под новые задачи инструменты, созданные предшественником. По факту вектор передвижений в истеблишменте уже частично просматривается. "Путинская номенклатура" становится старше и уходит на престижные, почетные должности председателей советов госкомпаний, как Иванов, Кожин, Зубков, Фрадков, ОНФ все больше развивает диалог с обществом взамен бывшей некогда модной слежки за тратами в регионах, а силовики методично, хотя порой неуклюже и малопрофессионально, но чистят ряды чиновников всех уровней.
К власти постепенно приходит новое поколение - взращенное уже при Путине-президенте. Но никто из нового поколения путинских элит не может участвовать в выборном спарринге. А вот оппозиционные фигуры "на разогреве" нужны. И желательно поновей.
Кириенко уже провел не одну неформальную встречу с экспертами-политологами по предстоящим президентским выборам. И какие-то общие установки под 2018, естественно, успели просочиться в региональные верха. Например, мысль о том, что выборы президента 2018 г. должны носить абсолютно легитимный для страны и мира (в первую очередь!) характер, а значит, быть кристально прозрачными и конкурентными. Разные источники Накануне.RU в федеральных кулуарах власти в один голос говорят - именно такая задача будет поставлена перед регионами Кремлем. Ни у кого не должно возникнуть ни малейших сомнений в результатах голосования.
Логика политтехнологий диктует - чтобы обеспечить конкурентность, нужно привлечь новые лица. Задача аппаратчиков - дать возможность заявиться конкурентам Путина, при этом, так, чтобы ситуация оставалась под контролем и явка была высокой. В кулуарах гуляет даже формула - "70 на 70". Это про стремление к 70% явки при 70% понятного результата голосования. Мол, такая победа "кандидата №1" убедит всех. Как сделать такую красивость без хотя бы видимости борьбы?
Если оглянуться на госдумскую кампанию 2016 года, то очевидно - нужный результат был достигнут во многом за счет сниженной явки. А, если явка должна быть выше (в 2012 году - явка была 65 % с хвостиком) - то надо искать мобилизационные факторы. Но традиционные конкуренты на выборах - Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский - уже достигли, мягко говоря, периода зрелости во всех смыслах, КПРФ решает, кто пойдет от них, и пока не может определиться. Сергей Миронов, как гласит утечка из партийных верхов, очень даже намерен выставить не себя, а однопартийца, и не факт, что это не будет свердловчанин Александр Бурков. Жириновский, правда, по-прежнему не сходит с подмостков всевозможных политических ток-шоу, но и он порядком надоел избирателю. И вот околовластные политологи, участвующие в "мозговых штурмах" на Старой площади, соревнуются в изобретательности, пытаясь выискать новых политиков, способных обновить поднадоевший ряд "Зюганов-Жириновский-Миронов". В этом деле любые яркие, харизматичные, хотя бы чуть-чуть оппозиционеры из регионов - ай, как интересны.
И в этом смысле губернаторские выборы 2017 г., по крайней мере, в некоторых субъектах РФ, могут стать отличным "кастингом". Конечно, избраться не тем, кого благословит главный политик страны, будет практически невозможно. Но использовать процесс губернаторских выборов как смотрины и раскрутку оппозиционных кандидатов на 2018 в Кремле могут решиться. Тут риск лишь в том - насколько из столицы будут способны контролировать процесс?
При этом, нельзя же забывать, что и процесс согласования глав регионов, в которых предстоят выборы в 2017 году, нужно контролировать. Ибо именно губернаторы обязаны будут организовывать и всячески отвечать за процесс в 2018 во вверенных им регионах.
В УрФО губернаторские выборы в 2017 году пройдут в самой политизированной из всех - Свердловской области. И надо ж такому совпадению случиться, что и заметные оппозиционные фигуры, да еще и при должностях - а, значит, более-менее управляемые - имеются в той же Свердловской области. Как минимум, можно вспомнить: Евгений Ройзман в роли градоначальника Екатеринбурга, Александр Бурков - второе лицо у "эсеров".
А есть еще и архихаризматичный и при этом "системный" политик - член высшего совета "ЕР", глава Нижнего Тагила Сергей Носов...
Какие карты из свердловской колоды и в какой роли решат вытащить кремлевские товарищи - пока тайна. Но уже не за семью печатями.
Элита ждет объявления со дня на день известия о судьбе губернаторского кресла, хотя там уже, вроде бы, ясность появилась. А следом - гораздо более интересная интрига. Кто появится и проявится в ходе губернаторских выборов под возможное продолжение в 2018 уже на федеральном поле?
21 января начнется съезд "Единой России", на котором основным вопросом, по мнению экспертов, может стать корректировка планов по модели губернаторских праймериз. Казалось бы, где главы регионов и где президентские выборы с федеральным размахом и рекламой в СМИ, однако, бесспорно, что губернаторские праймериз могут и должны выступить подспорьем в разогреве для мобилизации электората.
Весной 2017 г. должны назначить даты и формат праймериз губернаторов в 14 регионах. На предстоящем съезде "ЕР", вероятно, будут определены оптимальные модели предварительного голосования для каждого региона - условно "открытая" модель, когда участвуют все в избрании кандидатов, или условно "закрытая" модель, которая может охватывать либо только партийные круги, либо всех лояльных. Сценарии могут быть разные со своей спецификой в отдельных регионах. Политологи отмечают, что так или иначе эти праймериз и соответствующие модели предварительных избраний будут направлены не только, а, может, и не столько на отбор губернаторских кандидатур, сколько на подготовку к выборам президента, так как одним из весомых критериев отбора кандидатов от правящей партии станет то, сможет ли исполняющее лицо обеспечить необходимые количественные и качественные показатели в 2018 г.
Что касается формулы "70 на 70", то политологи, которых мы опросили, не отрицают возможности такой постановки вопроса перед регионами, однако отмечают, что не для всех эта планка может быть посильна.
"70% для каких-то регионов вполне нормально, для других - даже 50% будет много. Даже в той же Свердловской области я сомневаюсь, что будет 70%", - спрогнозировал политолог Алексей Титков.
"Сложности с явкой бывают в более урбанизированных регионах – там, где выше процент городских жителей в регионе. На Урале это может быть Свердловская область. Там может быть проблема с явкой", - поддерживает коллегу челябинский эксперт Сергей Зырянов.
Однако, некоторые свердловские парламентарии не вполне согласны с такой точкой зрения. "Мы будем выбирать высшее должностное лицо исполнительных органов власти, и от этого будет зависеть, как регион будет развиваться в ближайшие пять лет, реализовывать ту государственную политику, те направления, которые продиктованы в том числе и президентом. То есть, это очень важный момент", - рассказал Накануне.RU депутат Госдумы от Свердловской области Андрей Альшевских, отметив, что, скорее всего, в праймериз этого региона будет выбрана "закрытая" модель - только для членов партии.
Ну, что ж - будущая неделя покажет...
На президентских выборах 2012 г. Владимир Путин получил 63,6% голосов избирателей при явке в 65,3%. Как видим, через шесть лет, после достижения "крымского консенсуса", власть хочет улучшить результат...