Миссия "Бессмертного полка" – восстановить значение Дня Победы в мире и воспитать Граждан России
Мировоззрение гражданина России, в истории которой есть множество Героев и Подвигов, должно закладываться в семье. Этому способствует знание истории страны и своего рода, каждый из которых затронула Великая Отечественная война. Но сегодня многие дети не знают как историю той войны, так и свою родословную. Заполнить эти пробелы готов "Бессмертный полк". Об этом, а также о том, каковы иные миссии движения, в интервью Накануне.RU рассказал депутат Госдумы, сопредседатель "Бессмертного полка" Николай Земцов.
Вопрос: Недавно в Тюмени прошла акция "Бессмертный батальон". Уже второй год подряд матери, вдовы, дети, сестры и братья военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ, других правоохранительных структур собираются вместе, чтобы отдать дань памяти тем, кто погиб в Афгане, Чечне, недавних локальных конфликтах. Чем "полк" отличается от "батальона", "эскадрильи", других его аналогов, между движениями есть кооперация?
Николай Земцов: После масштабного шествия "полка" много стали говорить о "Бессмертных батальонах", "цехах", "эскадрильях". Мы с этим в "полку" не боремся, но пытаемся объяснить людям, что наше шествие – собирательный образ всех подразделений и армий, и флотов. Мы просим участников всех подобных мемориальных акций не плодить структуры со словом "Бессмертный": это все – наше. Основное торжественное мероприятие состоится 9 мая, и чтобы не принижать ожидание праздника, мы просим стараться не распылять его на фрагменты. Все "тылы", "эскадрильи", "роты", "батальоны", "армии" ждем в одном шествии в День Победы, мы все – однополчане.
Нам нужно День Победы восстановить в правах по отношению к европейским народам, потому что в Европе о нем уже забыли и размыли смысл. "Полк" – хранитель Дня Победы.
Вопрос: Но ведь к акции присоединяются новые участники из разных городов, разве это не положительно для движения?
Николай Земцов: Да, все это – инициативы местных общественных организаций городов нашей большой страны, но мы просим всех считать однополчанами и участниками шествия 9 мая, потому что все мы являемся потомками солдат.
Хотим обратиться к организаторам: мемориальные акции не должны носить характер шествия. Мероприятие имеет статус праздника, когда является всенародным, а когда оно разрозненно, то "пороха в пороховницах" может и не хватить, если несколько раз до 9 мая уже прошел с портретом своего воевавшего предка.
Тут все дело в попытке найти универсальный подход чтить память тех, кто отдал жизнь за Родину. "Полк" должен стать хранителем памяти, которая формирует гражданина России. У нас есть великие события прошлого, героические поступки соотечественников. Мы должны их сохранить, чтобы наши дети воспитывались на их примере. Эта миссия "полка", какой мы ее понимаем. Наше призвание – воспитывать и формировать Граждан государства, которые были бы ими не формально, имея паспорт в кармане, а фактически. Чтобы это были солдаты, похожие на Александра Прохоренко.
Вопрос: Какие особенности будут у "Бессмертного полка" в этом году?
Николай Земцов: К нам присоединятся национальные армии других стран, имеющих право называться победителями во Второй мировой войне. Это наследники партизан Италии, которые смогли свергнуть Муссолини, великая армия маршала Тито, потомки греческого, французского сопротивления. Надеюсь на шествие в Америке, где к нам присоединятся потомки тех, кто высадился в Нормандии. Все это огромное сообщество имеет отправной точкой "Бессмертный полк", к нему присоединяются национальные армии, которые плечом к плечу с нами участвовали в искоренении фашизма.
Наша задача – вернуть 9 мая, потому что наши европейские "партнеры" его элегантно "задвинули" и забыли. Они чтут свои даты, а "полк" имеет возможность вернуть значение нашего национального праздника, славу русского солдата. Полк его хранит, пытаясь вернуть его как народам Европы, так и мира.
Вопрос: Может быть, тогда стоит работать шире, не ограничиваясь шествием в День Победы?
Николай Земцов: Мы и не ограничиваемся. Шествие – самое яркое событие, оно пронизано энергией радости. Есть вторая дата, которую мы тоже проводим как международную акцию. Речь о 22 июня. Этот день напоминает нам об огромной жертве. Это время зажигать свечи, вспоминать каждого погибшего. День Победы мы разделили надвое: обе даты несут понятную нашим детям эмоцию. Только старшие поколения могли объединить это в своем сердце, потому что они это пережили, а с нынешними детьми надо действовать по-другому.
Во-вторых, мы открыли специальную сеть "Бессмертного полка". Она сейчас восстанавливает сообщества великих соединений. Первое сообщество, которое мы организовали, - "Наследники солдат Панфиловской дивизии и ученики школ имени генерала Панфилова". За ним последуют другие важные сообщества, к примеру, для Украины. Например, сообщество наследников партизан Сидора Ковпака, каких-то других соединений, формировавшихся в Армении, Азербайджане, Казахстане. Поскольку в них служили и местные жители, и русские, все это является мощным интеграционным процессом. Пространство памяти дает народам возможность не забыть наше общее прошлое.
Генерал Иван Панфилов
Это – наша повседневная повестка между Днями Победы. Хотя сейчас, конечно, входим в подготовку к шествию.
Вопрос: В странах СНГ есть запрос на подобные сообщества?
Николай Земцов: У нас есть партнерские общественные организации, которые занимаются этим. Недавно мы летали в Алма-Ату, подарили красивый вышитый золотом штандарт "Бессмертного полка Алма-Аты". Не так давно они к нам приезжали.
"Полк" – сообщество, живущее своей жизнью. В нем состоят потомки солдат, мы ищем интерес, который можно передать детям, с которыми нам важно не потерять связь. Годы формального сохранения памяти дают о себе знать: дети не только катастрофически мало знают об этом периоде нашей истории, но и часто теряют связь с собственными дедами. Миссия полка – развернуть интерес ребенка к истории своей семьи и связи ее с историей страны.
Еще у нас пройдут в Госдуме слушания об установлении судеб пропавших без вести солдат, которых, по данным "Полка", минимум 4,5 млн, а то и в два-три раза больше. Этот долг государство до сих пор не отдало, хотя это его прямая обязанность – сообщить все обстоятельства исчезновения солдата. Мы пытаемся создать в рамках инициированного "Полком" народного проекта сложный инструмент исследований судеб солдат, который помог бы семьям всю информацию получить.
Вопрос: Сколько людей в этом году войдет в "Бессмертный полк", как думаете? Численность участников с каждым годом растет?
Николай Земцов: Охват – больше 60 стран. Пока нам известна только география его распространения, но не численность. В марте полетим в Италию подписывать соглашение с местным "полком", который будет чтить память итальянских наследников партизан, бойцов сопротивления. Присоединяются национальные армии. В России – 16 млн человек. Около 10 тыс. человек – Торонто, большой пункт – в Израиле, Греции. Сербия присоединится.