Трамп "топит" Транстихоокеанское партнерство
Транстихоокеанское партнерство (ТТП) начало распадаться едва президент США Дональд Трамп подписал указ о выходе Штатов из договоренностей о создании интеграционного объединения. Япония уже заявила, что не рассматривает свое участие в ТТП без США, власти Чили решили искать другие варианты интеграции, а Мексика заявила о начале двусторонних переговоров со своими партнерами из ТТП. К соглашению успели присоединиться пять стран, в том числе Япония, Штаты, несмотря на их ведущую роль в переговорах, договор не ратифицировали. Партнерство не состоится без участия крупной экономики, на торговлю с которой будут ориентированы другие государства. И это место способен занять Китай, который нуждается в новых рынках на фоне протекционистских настроений Трампа. Однако антикитайская политика нового американского президента может привести к появлению новой формы Транстихоокеанского партнерства, на сей раз во главу угла будут поставлены внутренние интересы США.
Дональд Трамп сдержал свое предвыборное обещание – США вышли из числа стран, договорившихся о создании Транстихоокеанского партнерства. Его предшественник, Барак Обама, рассчитывал, что ТТП увековечит его имя в истории, однако ратифицировать договор о свободной торговле он не успел. Из 12 стран только шесть, включая Японию, состоят в партнерстве.
Именно власти Японии одними из первых отреагировали на решение Трампа. Заместитель генерального секретаря кабинета министров Коити Хагиуда заявил, что Токио не поддерживает предложение о введении в действие соглашения о ТТП без участия США.
"Мы намерены упорно разъяснять Соединенным Штатам стратегическую и экономическую важность соглашения. Мы будем старательно над этим работать", - приводит его слова ТАСС.
Вести соглашение без США предложила Австралия, которая пока не ратифицировала его. Однако без США партнерство теряет смысл – заявленной интеграции стран, на которые приходится 40% ВВП, не будет.
Партнерство разваливалось и до прихода Трампа, отмечает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. ТТП создавалось с расчетом на рост американской экономики, но надежды не оправдались.
"У членов соглашения накопилось довольно серьезное недовольство к тому моменту, когда Трамп сказал "до свидания". Недовольство тем, что американская экономика пришла в плохую форму, все признаки выздоровления потеряны. Настрой при создании ТТП: экономика США будет расти, за счет этого другие страны получат инвестиции для создания новых производств, и, следовательно, их экономика тоже пойдет вверх. Этого не случилось", - рассказал Накануне.RU экономист.
Ни для кого не секрет, что ТТП имело не только экономический смысл, заключающийся в изоляции Китая. Администрация Обамы с особым старанием педалировала интеграционный процесс с момента введения антироссийских санкций и "дружбы" России с Китаем. Президент России Владимир Путин отмечал, что ТТП – попытка США "построить выгодную для себя архитектуру регионального экономического сотрудничества" и решить накопившиеся проблемы за счет "непрозрачного и закрытого" проекта. На саммите АТЭС президент дополнил свой тезис: по его словам, закрытые объединения не могут эффективно влиять на мировую экономику. Для прошлой администрации Штатов формат ТТП был удобен: он позволял ограничивать свободу геополитических противников и одновременно усиливал американоцентристскую модель мирового устройства, отмечает политолог, генеральный директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин.
"Время участия США в делах Тихоокеанского региона подходит к концу, так как главной целью этого вмешательства была геополитическая изоляция России, предотвращение свободного выхода РФ в Тихий океан с помощью американских военных баз. Для успокоения государств, которые американцы эксплуатировали в военных целях, создана пилюля экономического сотрудничества и поддержки со стороны США. С помощью торговых и экономических средств контроля американцы держали государства АТР в узде. А они никаких преимуществ от такого сотрудничества не имели, и скорее, наоборот, ставили себя в сложную ситуацию, закрывая возможности геополитического и экономического сближения с Россией и экономического – с Китаем", - поделился своим мнением с Накануне.RU Коровин.
Не скованные соглашением станы АРТ уже заявили о переходе на двусторонний формат переговоров и поиски других вариантов интеграции. Об этом заявили представители Чили и Мексики. Другой вариант может предложить Китай, который традиционно главенствовал в Тихоокеанском регионе. На первый план выходят и объединения с участием России – ШОС, АТЭС – они позволяют создать полноценные торговые союзы. Оставшиеся без ТТП страны, в том случае, если США откажутся от соглашения, будут искать другого партнера, однако они попадут в ловушку: с одной стороны, протекционизм американцев и их желание восстановить собственную промышленность, с другой - спад роста экономики в Китае, переходящий в кризис.
"В очень сложном положении Япония, для которой наиболее предпочтительный вариант - коалиция с США. Япония и Китай являются стратегическими соперниками, поэтому появляется еще и политическая напряженность. Япония будет искать сближения с американцами, стараться договориться с Трампом. Однако Токио остается Россия, которая тоже может определить их будущее. Россия сейчас заигрывает с Китаем, отдает Центральную Азию, и, хотя японцы намекали российскому руководству, что это не очень умное поведение, сами они играли в антироссийские игры. После свертывания ТТП отношения России и Японии должны улучшаться, Токио будет искать возможности больше инвестировать в Приморский регион", - считает Василий Колташов.
Российская сторона, в свою очередь, заявила, что не будет менять повестку в АТР на фоне новостей о развале партнерства.
"У нас заработала зона свободной торговли с Вьетнамом, созданы благоприятные налоговые условия для размещения холдингов в Сингапуре, Гонконге и Китае, мы развиваем проекты по линии сопряжения Евразийского экономического союза и "Шелкового пути", а также выходим на новый уровень взаимодействия с Японией", - сказал ТАСС замминистра экономического развития РФ Станислав Воскресенский.
Однако далеко не все эксперты убеждены, что Штаты готовы отказаться от влияния на страны Тихоокеанского региона. Переговоры продолжатся, считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
"Транстихоокеанское партнерство – многоплановый документ, который готовился довольно долго. Трамп лишь ступил на путь его отмены, хотя я думаю, что по результатам это будет не отказ от партнерства, а корректировка. Во главу угла своих требований он поставит основные тезисы своей избирательной кампании, направленной на протекционистские меры в отношении экономики США. То есть он попытается включить те или иные пункты, которые ограничивают доступ к внутреннему рынку", - рассказал Накануне.RU Алексей Мухин.
Если в прежнем варианте соглашения речь шла о свободном движении всех товаров без исключения, то сейчас речь может пойти о распространении правил лишь на продукцию, которая не производится в США, предполагает Колташов.