"Сирийские переговоры" должны закончиться референдумом по новой конституции
В Астане прошли переговоры по урегулированию сирийского конфликта. Стороны пришли к соглашению о том, что невозможно решить проблему военным путем, и начали искать пути выхода. Так, Россия, Иран и Турция, как гаранты перемирия в Сирии, договорились держать на совместном контроле режим прекращения огня в САР. Кроме того, Москва передала представителям вооруженной оппозиции проект новой конституции Сирии, подготовленный российскими специалистами.
РФ начинает восприниматься в мире не просто как помощник и активный игрок в реальной борьбе с терроризмом, но и как восстановитель конституционного строя. Другой вопрос - как на проект главного закона страны отреагирует оппозиция? Встречи по Сирии также должны пройти затем в Женеве, базой для них могут стать как раз переговоры в Астане.
"Переговоры можно вести годами, но главное, чтобы люди приступили уже к мирной жизни, к восстановлению того, что разрушено. А по конституции надо ставить вопросы на референдум, пусть народ высказывается", - уверен генерал-полковник, доктор исторических наук, президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. Он рассказал о переговорном процессе, проекте конституции Сирии и в целом об отношениях между правительством САР и оппозицией в интервью Накануне.RU.
Вопрос: Проект конституции - что это за документ, почему он был необходим и почему его разрабатывали российские специалисты?
Леонид Ивашов: Проект новой конституции разрабатывался, начиная с 2011 г., в самой Сирии. И к этому процессу были привлечены разные политические силы, в том числе политические партии, кроме партии "Баас". В целом, это не ново. А Россия участвовала, скорее всего, консультативно.
О том, что конституция новая нужна, говорит то обстоятельство, что идёт процесс политического урегулирования конфликта. Каким будет этот документ в итоге, говорить пока преждевременно. С одной стороны, правительство Башара Асада одержало убедительную победу на поле боя и будет закреплять эти победы, но с другой стороны, и оппозицию оно считает равным участником.
Вопрос: Но ведь есть какие-то основополагающие моменты, которые должны быть отражены в конституции?
Леонид Ивашов: В 2011 г. я принимал участие в обсуждении по Сирии с Башаром Асадом - по некоторым конституционным нормам. Во-первых, нужно закрепить, что Сирия является не федеративным, а унитарным государством. Там с федерацией будет весьма сложно, а оппозиция, включая и курдов, могут на этом настаивать. Во-вторых, нужно определить роль политических партий. Вероятно, будет предложено равноправное участие всех законных политических партий в политическом процессе, включая избирательный. Далее, нужно будет определить роль средств массовой информации. И не только в плане расширения их полномочий и прав, но и в плане ответственности. Потому что многое из того трагического, что там произошло, было сделано средствами массовой информации. Не совсем сирийскими, а, например, такими как "Аль-Арабия", "Аль-Джазира" и другими. Это должно быть также отрегулировано.
Ну и итоги этой братоубийственной войны должны быть отражены в конституции. Конечно, я полагаю, особым пунктом в документе должна быть обязанность граждан защищать страну от внешней агрессии.
Нужно даже зафиксировать, что против САР была осуществлена внешняя агрессия. Есть множество тем, которые нужно определить, но над этим будут работать сирийское общество и государство.
Вопрос: Как, на Ваш взгляд, отреагирует оппозиция на этот документ? Примет ли она его?
Леонид Ивашов: Это будет результатом переговоров. Конституция должна выноситься на всенародный референдум и получить одобрение там. Естественно, точки зрения и правительства, и оппозиции будут разные, но ставить вопрос надо на референдум. Народ должен высказаться по этому поводу.
Вопрос: Как можно оценить военную ситуацию в Сирии, а также сами взаимоотношения между властями Сирии и оппозицией?
Леонид Ивашов: Можно говорить о том, что отношения непростые. Но главное, чтобы обе стороны – сирийское правительство однозначно стоит на этом - решали вопрос о невозобновлении военных действий, чтобы режим перемирия укреплялся. Переговоры можно вести годами, но главное, чтобы люди приступили уже к мирной жизни, к восстановлению того, что разрушено. Потому что далеко не все оппозиционеры, которые были с оружием в руках и воевали против законной власти, согласны даже с тем составом оппозиции, который представлен - значит, они будут продолжать военные действия. Поэтому всё непросто.
Завершающим этапом нужно запустить демократический процесс, чтобы наиболее острые вопросы, по которым нельзя достичь согласия на переговорах, выносились на народный референдум, на другие формы волеизъявления народа.
Вопрос: Россия активно участвовала в примирении сторон, теперь же речь идет о восстановлении конституционного строя - повлияет ли это как-то на имидж нашей страны?
Леонид Ивашов: Россия является только посредником в этом вопросе, но - влиятельным посредником. И то, что Россия усадила за стол переговоров в Казахстане разные стороны - это уже большое достижение нашей дипломатии.
Но нам нужно меньше думать об имидже России, а делать общее полезное дело для всего человечества и наводить порядок у себя в стране. Потому что как бы ни взлетел международный имидж России, тот бардак, который в стране творится, мгновенно этот имидж уничтожает. Нужно принести мир в ближневосточный регион, в частности в Сирию, но и не забывать наводить порядок у нас в стране. Развиваться, а не топтаться на месте - что делает наше Правительство.
Вопрос: В целом, как Вы считаете, можно ли назвать переговоры в Астане точкой старта к завершению сирийской кампании?
Леонид Ивашов: Точкой старта можно назвать, но при этом, скорее всего, мы столкнёмся с развёртыванием широкой террористической деятельности на территории Сирии и против сирийских объектов за рубежом. Эти десятки тысяч боевиков, которые сейчас продолжают воевать на сирийском фронте, никуда не денутся - они изменят тактику, проведут перегруппировку, и, я полагаю, ещё долго мы будем сталкиваться с террористическими актами.
Но главное сейчас - удержать город Дейр-эр-Зор и освободить Ракку. Чтобы восточные районы Сирии перешли под контроль государства. Тогда у правительственной стороны будет больше шансов достичь политического урегулирования.