В чём "изюм" МиГ-35?
Новый самолет МиГ-35 был представлен международному сообществу. Обновленная техника обладает рядом преимуществ, которыми давно интересуются зарубежные специалисты – это и двигатели с отклоняемым вектором тяги, и новые "мозги" управления двигателем. Вместе с тем установлена новая бортовая электрооптика – система пассивного обнаружения целей, вместо активной, "выдающей" самолёт на радарах противника. Самолет способен нести большое количество видов самого современного вооружения, в том числе, как указывают некоторые источники, лазерное оружие. Самолет может отслеживать одновременно до 30 целей, а также "уворачиваться" от ракет. Однако новейший "МиГ" оставляет и некоторые вопросы - первая выкатка самолёта прошла еще в 2007 г., и только сейчас начались активные лётные испытания. Техника самая современная, но еще не пятого поколения.
Однако международное сообщество заинтересовано в такой технике. Президент России Владимир Путин уже отметил большой экспортный потенциал самолета, а главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев заявил, что новейший легкий истребитель МиГ-35 необходим для решения задач в Сирии. Так в чем "изюминка" момента? Об этом и многом другом рассказал Накануне.RU военный эксперт, руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем, полковник запаса (ВВС) Александр Жилин.
Вопрос: Что бы Вы отметили в характеристиках самолёта прежде всего? Что самое важное?
Александр Жилин: Во-первых, это шикарный планер (корпус самолета) - нам нет равных по планеру. Русские корпусы всегда лучшие в мире - аэродинамические характеристики позволяют вести и воздушный бой, и маневрировать, и выходить на перегрузки. То есть это уникальная техника.
Во-вторых, мы перешли на использование новых цифровых технологий. Когда-то мы уступали нашим противникам в прицельно-навигационных комплексах, то есть наши орудия могли захватывать цель на меньшем расстоянии, чем орудия противника могли бы захватить нас, что, конечно, в условиях воздушного боя плохо. Раньше мы выходили из этой ситуации другим путём - за счёт тактических приёмов, но сегодня мы опережаем в этом отношении конкурентов.
В-третьих, надо отметить двигатели - это использование управляемой тяги, когда сопла поворачиваются, и это даёт дополнительные уникальные возможности для маневрирования. Плюс - используется защита лётчика от перегрузок, позволяющая сохранять его здоровье. Перегрузка — это очень тяжело, потому что если, условно говоря, вы выходите в результате манёвра на 10 g, то это значит, что, говоря просто, ваш вес сразу увеличивается в 10 раз. То есть если вы весите 70 кг, то начинаете весить как будто 700 кг, и вас "раздавливает". Бывают такие моменты что глаза невозможно открыть – такая перегрузка. Сегодня наши лётчики с помощью специального оборудования, костюмов и прочего защищены от этих перегрузок.
Наконец, мы используем самолёты поколения "4++", и сейчас уже на подходе к пятому поколению. Экипаж начинает использовать особые средства связи, космическую разведку. Ведь когда наши самолеты перебазировались в Сирию, нас никто "не слышал". Отчего у НАТО истерики? Оттого, что они "слепы". По этой же причине мы в Сирии говорили американцам, чтобы они сообщали нам, куда летят, потому что это нужно в целях безопасности полётов, ведь они нас не видят.
Вопрос: Помимо новейшего вооружения указывается возможность использования лазерного оружия, однако про какое лазерное оружие идет речь?
Александр Жилин: Такие виды вооружений уже давно разрабатываются, испытываются в разных странах, пока же можно ограничиться тем, что наши новые комплексы настолько хороши, что позволяют использовать новые виды вооружений, не исключая и лазерное.
Вопрос: В других странах ведь тоже работают над усовершенствованием техники - каковы позиции МиГ-35?
Александр Жилин: Если будет продолжаться финансирование и не будет сбоев, если не помешает либеральный блок нашего выдающегося Правительства, если не будет дано "похоронной команды", то мы будем на первом месте по самолётостроению. Потому что мы закладываем реальные технические возможности. Вот США давно говорят, что у них "суперсамолет-невидимка" – но это полная ерунда. Это когда была прошлая администрация в США, когда там все "жировали" в этом отношении - тогда этот проект и был предложен и поддержан, но в итоге это оказалось ерундой.
Эта конкуренция, безусловно, есть и будет, поэтому рынок нужно отвоёвывать и держать. Но здесь приоритет должен несколько сместиться - должно быть использование самолёта как "паровоза" для достижения технических, технологических и других новых уровней. Речь идёт о развитии отрасли в целом, о развитии научных направлений, что за собой тянет колоссальную экономику. Сегодня, если мы делаем самолёт нового поколения, и у нас есть какие-то достижения, которые можно использовать в гражданской сфере - то мы будем их использовать.
Вопрос: Насколько назрела необходимость в таких самолётах? Можно ли сказать, что началось просто обновление состава техники?
Александр Жилин: Это не просто обновление — это переход к качественно иному продукту на основе технологических и технических возможностей, которые открыла наука. То есть это не обновление "фасада", это использование принципиально новых технологий, что даёт, соответственно, принципиально новые возможности боевой технике, использующейся в ВКС России.
Наши планеры настолько универсальны и отработаны, что каждый новый самолёт имеет относительно небольшие доработки в корпусе - дорабатывается по прочности, чтобы во время маневров он не разрушался, но "начинка" меняется принципиально. Я заканчивал военно-авиационное училище по самолёту Су-24, так вот самолёт он в 1977 г. был передовым самолётом, только-только входил в эксплуатацию. Сегодня же Су-24 по сравнению с современными самолетами - это как телега и "мерседес".
Вопрос: Значит, ещё тогда созданы заделы на будущее, например, МиГ-29, разработанный в конце 70-х, стал основой для МиГ-35. А сейчас, ведутся ли разработки, на что мы будем опираться дальше?
Александр Жилин: Сегодня разработки ведутся зачастую за счёт инициативы учёных, за счёт здравого ума тех людей, которые, понимают, что, если мы дальше не будем этим заниматься, это будет просто катастрофа, мы отстанем навсегда. Но мы должны преодолеть преграды экономического блока Правительства. У меня складывается впечатление, что люди из Академии наук, учёные и производственники, прежде всего, должны не столько разработать какие-то новые технологии, а преодолеть вот эти правительственные препоны.
Ведь именно либералы, когда у нас привели к власти Ельцина, нанесли сокрушительный удар по самолётостроению. А кто открыл дорогу в нашу страну "Боингам"? Дмитрий Анатольевич Медведев, когда был президентом. А чуть ранее при Ельцине закрыли более 60% аэродромов на своей территории. Тогда же нанесли удар не только по экономике – по военной безопасности страны. И всё это продолжается вместе с экономической политикой. Даже если посмотреть на "Суперджет", то его значительная часть — это западные технологии и компоненты.
Вопрос: А что дальше? На МиГ-35 можно и дальше опираться, чтобы осваивать пятое поколение самолетов?
Александр Жилин: Нет, самолёт пятого поколения – это техника, у которой должен быть, как я понимаю, уже иной планер. Это может быть совершенно иной корпус, потому что мы подходим к рубежу, когда самолёт получит простор, как "летающая тарелка" - она свободна во всех направлениях, так и самолёт пятого поколения должен будет своими маневренными качествами принципиально отличаться.
Я не исключаю, что этим занимаются наиболее плотно три страны – Россия, США и Китай. Это тот рубеж, который нельзя "прозевать". Вот мы "прозевали" компьютеростроение - и всё, долгое время были на задворках. Так что здесь мы не должны отстать, иначе будет тяжело.
Вопрос: Однако ведь этот самолет выкатили в 2007 году. Почему испытания начались только сейчас, спустя 10 лет? Что сдерживало - внутренние проблемы предприятий, экономика, или геополитика сейчас заставляет?
Александр Жилин: Во-первых, доводка самолёта - действительно длительный процесс. Значительная часть того, что воплощается в новых видах самолётов - это ещё советские разработки, хотя времени уже много прошло. Во-вторых, были, конечно, и проблемы были с финансированием. Когда стратегическое планирование отсутствует – а оно у нас отсутствует до сих пор - то мы не знаем, куда двигаться дальше в военном плане. Я вообще поражаюсь, как мы можем планировать создание новых видов вооружений, если у нас не обозначен ни потенциальный противник, ни театр военных действий, ничего. У нас все - "партнеры", которые называют нас "угрозой номер один". Поэтому что касается такой задержки – это было связано и с деньгами, и с организацией работ, и с тем, что отсутствует слаженный механизм по разработке, и учёным приходится всё это "пробивать", каждый пункт нужно преодолевать - бюрократия, коррупция и прочее.
Вопрос: Сейчас, видимо, большие надежды на то, что самолетом заинтересуются за рубежом. Сыграют ли успехи в Сирии на имидже МиГ?
Александр Жилин: Да, они уже сыграли. Здесь надо отметить роль Сергея Шойгу. Он в этом отношении, конечно, грамотно все сделал - когда были организованы все пуски через третьи страны, когда мы показали действия нашей авиации, при том что бомбили даже из-за облаков и попадали, что называется, "в форточку". В этом отношении Шойгу использовал Сирию просто, как своеобразный ВДНХ. Поэтому и переговоры сейчас активно ведутся, это очень важно. Все поняли, что Россия обладает военным потенциалом, и с ней надо работать.
Вопрос: Какие перспективы у этого самолёта, на Ваш взгляд?
Александр Жилин: В условиях того, что над техникой пятого поколения нужно ещё какое-то время работать, то перспективы у этого самолёта хорошие, и экспортный вариант тоже пойдёт хорошо. Насколько я знаю, Китай проявляет очень большую заинтересованность, Индия проявляет большую заинтересованность. То есть первоначальный рынок для него уже есть. Главное, чтобы у нас не получилось так, что мы сделали хороший продукт и вооружаем им всех, кого не лень, только не свою армию. Что у нас иногда бывало.