"Великая стена Трампа" разбудила мексиканский национализм
Соседи недовольны хамской "твиттер-дипломатией" и уже хотят "вернуть границы"Если для России избрание новым американским президентом миллиардера Дональда Трампа подарило осторожную надежду на улучшение двусторонних отношений, то внутри страны и в остальном мире новый хозяин Белого Дома сразу после вступления в должность создал уже немало проблем. Во-первых, саму Америку сотрясают внутренние протесты, а сторонники отделения Калифорнии смогли на днях запустить процесс подготовки референдума о независимости штата. Во-вторых, своим отрицанием политики "одного Китая" новая американская администрация сходу дала понять, что отношения с КНР будут сложными, и в этом отношении ослабления политики сдерживания, проводившейся Бараком Обамой, ожидать не приходится. Наконец, Трамп первым делом подписал "антимигрантский указ", а также подтвердил планы по строительству стены на южной границе США - с Мексикой.
В прессе обычно отмечается дороговизна "Великой стены Трампа" и возможные экономические сложности из-за отказа от дешёвого труда нелегальных мигрантов. Между тем, инициатива, очевидно, приведёт к изменению всего комплекса взаимоотношений с Мексикой, что может повлечь за собою колоссальные геополитические проблемы для Вашингтона.
Традиционно многими Мексика считается бедной периферийной страной и едва ли не "задним двором" США. Действительно, экономика страны крайне зависит от связей с северным соседом. Граждане США могут въезжать в Мексику без виз, более того, обладателям действующей американской визы не нужно разрешение на въезд в страну от местных властей, Мехико в целом не перечило внешней политике Вашингтона.
Однако отношения между странами были такими дружественными не всегда. Достаточно вспомнить хотя бы войну 1846 г., в которой Мексика потеряла почти половину своей территории, интервенцию США в порт Веракрус в 1914 г. Нынешнее положение зафиксировалось, лишь начиная с 1942 г., когда президент Франклин Рузвельт начал реализацию политики добрососедства.
На настоящий момент Мексика имеет 110-миллионное население, а по объёму ВВП и паритету покупательской способности ненамного отстаёт от России, причём экономика латиноамериканской страны устойчиво растёт на протяжении последних лет. При этом и Мексика, и США являются важными торговыми партнёрами друг для друга. Кроме того, экономический рост и проамериканская ориентация в экономике привели к тому, что, несмотря на сложное историческое наследие, мексиканский национализм (с требованием, например, возврата утраченных в 19-м веке территорий) оставался достаточно маргинальным явлением и, соответственно, с южного направления Америка сталкивалась с потоком мигрантов, наркотрафиком и криминалом, но не с геополитическими угрозами. Президенты, возглавлявшие США во второй половине 19-го века, учитывали сложные взаимоотношения с Мексикой в прошлом, проводили дружественную политику и в итоге получили на южных границах в целом надёжного экономического и политического партнёра.
Однако высказывания и сам стиль поведения Дональда Трампа поставили эту 70-летнюю политику под угрозу всего за несколько дней.
Корреспондент Накануне.RU ознакомился с материалами топовых англоязычных мексиканских интернет-изданий. Их передовицы предсказуемо заняты как обсуждением самой "Великой стены Трампа", так и различных аспектов двусторонних отношений, к которым приведёт её возведение.
Некоторые сайты, такие как nbcnews.com, публикуют материалы, сосредоточенные на технических трудностях реализации проекта: для проектирования и строительства стены требуются годы и существует ряд географических и юридических проблем для реализации. Большая часть границы, особенно в Техасе, проходит через заповедники, национальные парки или частные владения, а также существует ряд естественных препятствий, мешающих возведению там каких-либо инженерных сооружений.
Новостной портал Mexiconewsdaily.com акцентирует внимание даже не на стене как таковой, а новом стиле общения американского президента с Мексикой, который назван "твиттер-дипломатией" – именно в своём аккаунте этой соцсети Трамп заявил следующее: "Страна без границ – не страна. С этого дня Америка возобновляет строительство своих границ".
Исторически дипломатия не была сильной стороной Америки. Мексиканские СМИ цитируют бывшего генерального секретаря ООН Бутроса Гали, который был в своё время удивлён тем, что американские должностные лица на внешнеполитическом поприще обычно видят "мало потребности" в дипломатии, которую они воспринимают "как пустую трату времени, знак слабости и потерю престижа". Но в случае с Мексикой Трамп поднял традицию американской недипломатичности на неизведанные высоты.
Мексиканский президент Пенья Ньето выбрал в ответ на его воинственную риторику дипломатические манёвры и тонкости, однако такая примирительная стратегия с обеих сторон была расценена как проявление слабости и нерешительности. В итоге правительство Пенья Ньето оказалось в затруднительном положении – теперь ему предстоит либо терпеть непрекращающиеся унижения со стороны Трампа, либо же ставить под угрозу экономическое партнёрство с США, а на Штаты приходится до 80% мексиканского импорта. Пенья Ньето делал всё возможное, чтобы успокоить своего американского коллегу и даже назначил министром иностранных дел Луиса Видегарайю. Этот дипломат крайне непопулярен в народе, однако сумел организовать в августе 2016 г. визит Трампа (бывшего тогда ещё только кандидатом на президентский пост) в Мексику. Однако на этот примирительный жест Трамп ответил в своём твиттере, дескать, теперь южные соседи заплатят за стену "несколько позже" вместо того, чтобы делать это "быстрее". Трамп также заявил, что "уважает" президента Мексики, но "мы построим великую стену вдоль южной границы. И Мексика заплатит за неё. Сто процентов. Они ещё не знают, но должны будут заплатить за это. И они великие люди и великие лидеры, однако им придётся заплатить за стену. Я действительно верю, что Мексика будет работать с нами". Тогда 81% мексиканцев выступил против визита Трампа, а 74% почувствовали себя оскорблёнными тем фактом, что правительство вообще пригласило эксцентричного миллиардера к себе в страну.
Мексиканское руководство продолжило задабривать Вашингтон, в частности американцам был передан известный наркобарон Хоакин Гусман Лоера, также известный как "Коротышка". Его экстрадиция в США состоялась 19 января всего за несколько часов до истечения президентского срока Барака Обамы. Впрочем, в мексиканской прессе популярна и другая гипотеза – наркобарона передали Америке, наоборот, назло Трампу, ведь случись экстрадиция несколькими часами позже, президент-миллиардер стал бы рассказывать в твиттере о своей решающей роли в выдаче опасного преступника.
Наконец, когда в Вашингтон прибыли министры иностранных дел и экономики, которые должны были подготовить визит Пенья Ньето в США на 31-е января, Трамп, не встретил их и даже покинул Белый Дом, а в тот же день написал в твиттере, что это "большой день для национальной безопасности" и что он "надеется построить стену".
Президент Мексики и на эту провокацию ответил коротким видеобращением о том, что теперь консульства Мексики станут оказывать юридическую помощь мигрантам, живущим в США нелегально, но своего решения о поездке в Вашингтон не отменил, сказав, что примет окончательное решение на основе доклада министра иностранных дел.
Однако это вызвало бурю негодования в Мексике - интеллектуалы, политики и обычные граждане, причём как правые, так и левые – все потребовали, чтобы Пенья Ньето отменил свой визит в США. Этот взрыв народного возмущения пустил под откос выжидательную стратегию, которой мексиканское руководство придерживалось ранее.
Более того, когда многочисленные американские церкви, муниципалитеты, общественные организации вызвались помогать мексиканским мигрантам, то правительство Мексики не пошло на координацию работы с ними, таким образом, многие в стране задались вопросом – в чьих вообще интересах работает их руководство?
Ситуацию усугубил, опять же, твит Трампа, в котором американский лидер сказал, что "предстоящую встречу лучше отменить, если Мексика не намерена платить за стену".
Даже умеренное правительство Пенья Ньето в ответ на дипломатическое хамство северного соседа пошло на радикальные шаги. Президент отменил поездку в Вашингтон даже без положенной в таких случаях пресс-конференции, а министр иностранных дел Видеграйя, который, напомним, считается проамериканским политиком, публично заявил, что требования Трампа неправомерны: "Вы же не просите, чтобы стену Вашего дома оплачивал сосед".
Между американским и мексиканским президентами всё же состоялся телефонный разговор, таким образом, определённое пространство для переговоров сохраняется, однако очевидно, что Вашингтон и Мехико вступили в полосу конфронтации.
Как отмечают мексиканские СМИ, в случае если Соединённые Штаты продолжат строительство стены и станут оплачивать его за счёт двадцатипроцентного налога на импорт мексиканских товаров, у правительства Пенья Ньето есть возможности для ответа, в частности депортировать проживающих там американских граждан и ответить симметричными пошлинами на ввоз товаров из США.
Однако, у Трампа, похоже, нет намерения или желания рассматривать противоречивую историю американско-мексиканских отношений, чтобы хотя бы даже оценить стратегическое значение Мексики для США. Вместо этого, важнейшие решения американского президента представляются публике на уровне полемики в соцсетях.
Пока ещё сложно оценивать последствия двусторонней конфронтации для Северной Америки или всего мира в целом, однако уже сейчас высказывания и действия Трампа пробуждают доселе дремавший мексиканский национализм.
Дошло до того, что в соцсетях известный мексиканский историк Рафаэль Эстрада Мишель призвал к тому, чтобы Мексика пересмотрела не соглашение о свободной торговле, но так называемый договор Гуаделупе-Идальго, устанавливающий линию границы по итогам американо-мексиканской войны. Всё чаще в Сети стали появляться картинки с фразами вроде "Мексика согласна оплатить стену, но только вдоль правильной границы".
На сегодняшний день у Мехико, конечно же, нет даже теоретической возможности перенести границу к линии 1846 г., однако активизация темы об "утраченных территориях" и её появление в общественно-политическом дискурсе само по себе является крайне негативным для двусторонних отношений фактором.
И ситуация только продолжает обостряться.
Со вчерашнего дня мексиканские СМИ стали активно цитировать сообщение Associated Press о том, что в ходе телефонного разговора Трамп даже угрожал Пенья Ньето отправить в Мексику войска, чтобы разобраться "с плохими парнями там". Полная версия состоявшегося в прошлую пятницу телефонного разговора до сих пор держится в секрете, однако, согласно выдержке, приведённой Associated Press, Трамп заявил что "у вас есть группы плохих парней там. Вы не работаете достаточно, чтобы остановить их. Я думаю, что ваши вооружённые силы боятся, а наши нет. Таким образом, я бы мог просто послать их туда, чтобы позаботиться о них". При этом, о том, кого именно глава Белого дома понимает под "плохими парнями" и какова была ответная реакция мексиканского лидера, не сообщается.
Кроме того, оба лидера договорились не заявлять публично о том, кто заплатит за строительство пограничной стены, а обе стороны охарактеризовали беседу как "дружественную и конструктивную". Вместе с тем, в мексиканской прессе появились расшифровки стенограммы разговора, предоставленной из неназванных источников с обеих сторон границы, в которых указывалось, что Трамп оскорбил Пенья Ньето и даже заявил, что "Мексика не нужна для США". Впрочем, официального подтверждения этой информации пока нет - мексиканский МИД поспешил заявить, что это ложная информация, а Белый дом оставил без ответа запрос AP по этому поводу.