Владимир Анохин: У США вбить клин между Россией и Ираном не получится - наши страны ближе, чем рассчитывают в Вашингтоне
Дональд Трамп назвал Иран "террористическим государством номер один" - тут же в американских СМИ заговорили о том, что Вашингтон ищет возможность "вбить клин между Россией и Ираном", якобы между двумя странами "наверняка зияет пропасть". Но между США и Ираном всегда были сложности, и можно сказать, что люди из Вашингтона действуют последовательно. Суть в том, что, во-первых, Иран является мощным государством с точки зрения его экономических потенциалов. Во-вторых, он имеет огромное влияние на Ближнем и Среднем Востоке и является потенциальной опасностью для Соединённых Штатов. Поэтому объявлять его можно чем угодно.
Трамп прекрасно понимает, что Иран — это та сила, которая может взять под контроль Ближний Восток, договориться, как ни странно, с саудитами и создать определённые проблемы для Соединённых Штатов в области энергоносителей. С другой стороны, клин между Россией и Ираном вбить им не удастся хотя бы потому, что мы поставили своей основной задачей уничтожение ИГИЛ (запрещенная в России организация) и других террористических организаций, которые могут быть опасны на территории России. Иран в этом отношении очень активно действует совместно с Москвой, поэтому создать проблемы между Ираном и Россией проблематично с точки зрения наших интересов.
Что будет делать Трамп в дальнейшем, мы не знаем, а с Ираном мы уже взаимодействуем, и довольно эффективно. Поэтому здесь ребята из Вашингтона выдают желаемое за действительное. Мы не дети и прекрасно понимаем, что вбить клин между Китаем и Россией, вбить клин между Ираном и Россией - это, конечно, "замечательно" в ответ на какие-то непонятные преференции, но нам это невыгодно. Поэтому мы на это не пойдём. А то, что заявляют в Вашингтоне - это просто ерунда.
В своё время Кеннеди говорил, что политик должен иметь крепкие нервы как у профессионального карманника. А у Трампа таких нервов нет. Поэтому вполне возможно, что США выйдут из соглашения по иранской ядерной программе - Трамп может сделать всё, что угодно. И этот выход никак не повлияет на отношения Ирана и России. Дело в том, что Россия уже научена политикой Обамы, поэтому будет весьма осторожно относиться ко всем предложениям и ко всем действиям, которые будут проводить Соединённые Штаты в лице Трампа.
Мы чётко должны понимать, что Иран - наш сосед, это государство, которое граничит с нами по Каспию. И наши интересы превыше тех преференций, которые могут нам обещать Соединённые Штаты, тем более что мы даже при этих санкциях от Штатов совершенно не заинтересованы в том, чтобы они как-то с нами сближались.
Товарооборот России с Европой и Соединёнными Штатами несопоставим, поэтому нельзя говорить, что они могут нам что-то обещать. Мы прекрасно понимаем, что являемся "джокером" в отношениях между Китаем и Соединёнными Штатами, и вот эти различные резкие движения по отношению к Ирану носят второстепенное, или даже третьестепенное значение - на нас это никак не влияет. У нас своя программа, и мы свою самостоятельную политику с Ираном будем продолжать.
При этом, я не исключаю, что США ужесточат антииранские санкции. И не только в отношении нескольких человек, но и в отношении определённых отраслей и направлений. Потому что Иран накапливает свои экономические силы, становится реальным влиятельным субъектом на Ближнем и Среднем Востоке, и это очень не нравится Соединённым Штатам.
Вице-президент Академии геополитических проблем, полковник Владимир Анохин специально для Накануне.RU