Неожиданный ответ на агрессию: украинские предприятия обяжут платить налоги в бюджеты ДНР и ЛНР
Обострение военных действий в Донбассе, жесткий ответ народных республик и последовавшее за этим относительное затишье показало, что стороны осваиваются в новых условиях и планируют дальнейшие действия. События, да и заявления из Киева, еще раз подтвердили, что Минские соглашения добровольно выполнены не будут. Если прежде Россия подчеркивала, что Украина их не выполняет, то в последнее время – и не собирается выполнять. Значит, в российском руководстве иллюзий уже не питают. Но какой может быть реакция России и Донбасса? Некоторые действия уже просматриваются. Подробнее – в материале Накануне.RU.
Россия не может дипломатически признать ДНР и ЛНР, так как это будет ее втягиванием в войну. Также Россия не может прямо принудить Киев признать республики стороной конфликта. Однако Россия может косвенно заставить Украину признать ДНР и ЛНР де-факто существующими территориями на территории Украины, от чего в Киеве всячески отказываются. Именно на это сделана ставка, а первые меры уже предприняты, и их синхронность не оставляет сомнений в том, что это и есть реальный политический ответ Донбасса и России на последний виток украинской агрессии.
Практически одновременно, день в день, 10 февраля, в парламентах ДНР и ЛНР прошли первые чтения законопроекты, которые обяжут украинские предприятия, работающие в ДНР и ЛНР, платить налоги в республиканские бюджеты. Для Киева это крайне болезненный удар, означающий фактическое признание на территории Украины другой юрисдикции. О том, что в республиках Новороссии до сих пор работают многие украинские предприятия, отчисляющие налоги в Киев, совсем недавно сообщали киевские власти, подававшие это как свою "перемогу". Дескать, они без нас все равно не обойдутся. Однако времена могут измениться.
В проекте закона, принятом в первом чтении, устанавливается предельный срок, до которого юридические лица и физические лица-нерезиденты должны "узаконить осуществление хозяйственной деятельности" на территории ДНР или ЛНР. Они будут обязаны заключить договор с налоговыми агентами республик до 31 марта 2017 года, а документ будет предусматривать уплату в республиканский бюджет республики налогов, сборов и других обязательных платежей. При этом они должны будут выплатить налоги и сборы за "периоды деятельности, предшествующие заключению такого договора".
Последнее условие похоже на показательный урок: мы вам давали шансы на мирное урегулирование, мирясь с работой ваших предприятий вне республиканских законов, – вы их не только не использовали, но и снова пошли войной.
Как заявил председатель Народного Совета ЛНР Владимир Дегтяренко, украинские предприятия за время своей работы не заплатили в бюджет ЛНР налогов более чем на 20 млрд руб. А депутат парламента и председатель Общественного совета при главе ЛНР Николай Запорожцев отметил, что с этим законопроектом республики даже немного запоздали.
"Как понимать: крупнейшие бюджетообразующие предприятия работают здесь, ухудшают экологическую ситуацию, используют труд наших людей, а прибыль уходит за пределы Республики, на Украину? Частично она к нам возвращается, но уже снарядами, минами и другими средствами разрушения. Строились эти предприятия руками наших отцов и дедов, а сейчас они лишены не только пенсий, но и терпят от обстрелов и разрушений своего жилья", – заявил Запорожцев.
В том случае, если украинские предприятия не заключат налоговых договоров, на них будет введено государственное управление. Будет назначена временная администрация в порядке, определяемом првительством. Эта мера представляется достаточно здравой. Если собственность просто отнять и перевести ее под свою юрисдикцию, то такие предприятия, имеющие контракты с другими странами, не смогут реализовать свою продукцию, так как де-юре это будут другие предприятия, контракты с которыми никто не заключал. И если в России, может быть, еще как-то можно будет обойти эти трудности, то нигде более на это не пойдут. Поэтому предприятия так и останутся де-юре украинскими, но, пользуясь тем, что они находятся на территории, которая контролируется ДНР и ЛНР, по факту станут и управляться республиками, заключат договоры и будут платить налоги в республиканские бюджеты. Никаких формальных претензий зарубежные контрагенты предъявить не смогут, а налоги будут оставаться в республиках. Таков в общих чертах план-ответ Донбасса. Сможет ли он воплотиться так, как задумано, пока, конечно, неясно.
В ЛНР к таким предприятиям отнесены: ПАО "Алчевский металлургический комбинат", включая ПАО "Алчевсккокс", ООО ДТЭК "Свердловантрацит", ООО ДТЭК "Ровенькиантрацит", ПАО "Краснодонуголь", ЧАО "Аквасервис", ЧАО "Экоэнергия", ветряной парк "Краснодонский", ветряной парк "Лутугинский".
Сообщается, что позже установленного срока никто больше не сможет узаконить свое положение. Таким образом, похоже, что Украине дали последний шанс сохранить свое управление на своих предприятиях, но уже с условием уплаты налогов в республиканские бюджеты. И еще неизвестно, сколько из них откажется от предлагаемых условий. Разумеется, официальный Киев этого никогда не признает, но олигархи, владеющие предприятиями, скорее пойдут на сделки, чем откажутся от своей прибыли. Таким образом, компромисс олигархам предложен. Они могут откупиться налогами в республики.
Безусловно, без экономической поддержки со стороны России вся эта затея заведомо обречена провал. Но сигнал о ней подан. Стало известно, что в Госдуме возобновит работу группа по взаимодействию с Донбассом. Об этом рассказал депутат ГД Алексей Журавлев.
"Она была создана еще при Януковиче, и никто это соглашение не расторгал. Его нужно просто выполнять. Туда входит Луганская, Донецкая, Ростовская и Воронежская области", - сказал Журавлев.
Депутат имел в виду еврорегион "Донбасс", который в нынешнем составе был сформирован в 2010-2012 гг. и подразумевал тесное экономическое взаимодействие приграничных регионов, которое распространено в Европе. В Донецке в 2012 г. даже прошел ряд небольших посвященных этому пикетов, которые тогда, правда, не имели никаких последствий, если не считать взаимодействия между участниками будущей Русской весны. Видимо, эту идею в России решили воскресить. Во всяком случае, попробовать. Формальная зацепка есть, и ее никто не отменял. В рамках официального российско-украинского договора ДНР и ЛНР можно взять под бόльшую экономическую защиту.
"Я посетил там несколько предприятий, которые начинают работать. Некоторые из них хотят тесно взаимодействовать с Российской Федерацией. Люди не хотят никуда уезжать. Здесь для депутатского корпуса поле непаханое. Нужно создать такие условия, чтобы все это начало работать", - заявил Журавлев.
Пока это все только планы. Но то, что эти планы – ответ на военную агрессию Украины, совершенно очевидно. Об этом говорится и в официальных комментариях в Донбассе.
По поводу второй годовщины заключения Минских соглашений в заявлении главы ЛНР Игоря Плотницкого говорится ровно то, что заявляет и российское руководство: Киев не собирается их выполнять. Эта тональность более жесткая, чем была до 2016 года, когда отмечалось, что Украина неоправданно тянет время.
"Последнее обострение военного конфликта со стороны ВСУ перечеркнуло то немногое, что уже было сделано в рамках Минских соглашений, и сигнализирует о намерениях Киева официально отказаться от их реализации", - говорится в заявлении Плотницкого.
О том, что Россия может заявить о выходе Украины из Минских соглашений, Накануне.RU уже сообщало, ссылаясь на слова президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова. Пока это только возможность, но она становится более реальной.
Украина же становится чем дальше, тем все более откровенной в своих истинных намерениях. Киев изначально не рассматривал Минские соглашения как подлежащие выполнению обязательства. Об этом на телевидении заявил близкий, как считается, к администрации Петра Порошенко политолог Владимир Фесенко.
"Для нас "Минск" - это не стратегия к миру, это не формула мира. Это было понятно еще тогда. Это скорее тактика. Тактика выживания, противодействия "российской агрессии" и взаимодействия с европейскими союзниками", - признал он.
Таким образом, со стороны России просматривается попытка политического принуждения Киева к выполнению Минских соглашений. Ниточка, за которую планируется тянуть, - это договоры украинских предприятий с республиканскими органами, т.е. фактическое признание юрисдикции ДНР и ЛНР, после которого Киеву будет сложно не признать ДНР и ЛНР стороной конфликта и уйти от прямых переговоров (и договоров) с ними. А российским проводником этих изменений должен стать олигархат, который ради сохранения своего контроля и прибылей заинтересован в сделке с республиками, что может обострить внутриполитическую ситуацию на Украине. Потому что ждать реальных шагов от "официального" Киева бесполезно. К началу 2017 года российское руководство дало это понять со всей ясностью. Кавычки как раз и означают, что "официальная" власть неотделима от олигархата. То есть к украинскому режиму попытаются подобрать ключ с помощью олигархов.
В перспективе он, безусловно, обречен, но, держась за власть, он уменьшает шансы на мирное разрешение украинского кризиса, усугубляя противоречия и оставляя за собою руины. С одной стороны, из-за этого никто не хочет вкладываться в содержание Украины, с другой – украинское наследство слишком лакомое, чтобы на него можно было махнуть рукой. Это противоречие и обусловливает действия внешних игроков по отношению к Украине, которые намерены при минимуме текущих расходов получить максимум "наследства". Пока это позволяет Киеву успешно лавировать между всеми сторонами, но бесконечно так продолжаться не может.
Глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что, как только Порошенко понял, что придется выполнять то, что записано в тексте "Минска-2", он "сообразил, что его политические дни будут сочтены".
Получится ли надавить на режим с помощью олигархов?