Казахстан приступает к конституционной реформе для новой модернизации
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил по национальному телевидению и представил гражданам предложения по конституционной реформе. Ее краткое содержание: в целом, людям нравится власть президента, но частью полномочий можно поделиться и с парламентом.
"История независимости показывает, что успех строительства нового государства, реформ обеспечен, прежде всего, сильной президентской властью. Настало время рассмотреть вопрос перераспределения полномочий между президентом, правительством и парламентом. И специальная комиссия должна изучить эти вопросы и внести предложения по изменению соответствующих законов, а возможно, и Конституции", — заявил Назарбаев.
По мнению экспертов, предстоящая реформа по перераспределению власти в Казахстане опирается на логику развития страны. Так, в частности, считает доцент кафедры мировой политики Томского государственного университета Артем Данков.
"Новые полномочия правительства и парламента Казахстана повышают их ответственность за текущую социально-экономическую ситуацию, которая в ближайшие годы будет оставаться крайне сложной, - убежден Данков. - С одной стороны, Назарбаеву удалось переложить бремя ответственности за непопулярные решения и возможные просчеты на плечи исполнительной и законодательной власти, при этом оставаясь "над схваткой", поддерживая баланс сил и общественно-политическую стабильность. Тем более, что за президентом сохранятся функции верховного арбитра в отношениях между ветвями власти, внешняя политика, национальная безопасность и обороноспособность страны".
В то же время, планируемые изменения - это своеобразный "тест на зрелость" политической системы. Ведь парламент, правительство и политические партии Казахстана должны доказать свою способность принимать важные и сложные решения без опоры на личный авторитет руководителя государства.
"Казахстан находится в процессе смены экономической модели, - считает Данков. - Республике в двухтысячные годы на фоне бурно растущих мировых цен на углеводороды удалось построить ресурсную экономическую модель, которая позволила достичь впечатляющих успехов. Однако завершение сырьевого суперцикла на мировых рынках, экономический кризис в России и замедление экономик Китая и Европейского союза поставили точку в развитии этой модели. В результате эпоха, когда государство имело возможность перераспределять растущую природную ренту, быть крупнейшим инвестором и работодателем, уходит в прошлое".
Главные причины проведения реформы напоминает и доктор наук, профессор кафедры географии КазНУ Шарипжан Надыров. Поставленная президентом страны Нурсултаном Назарбаевым задача вхождения республики в 30-ку наиболее развитых стран мира означает шестипроцентный рост экономики ежегодно и не может быть решена без реформирования политической системы.
"Решение задачи выстраивания политической структуры, которая обеспечит рост экономики, лежит в области политической науки, хотя ключевым фактором остается готовность элит страны к отказу от быстрых прибылей за счет добычи полезных ископаемых и переходу на новый качественный уровень нашей экономики", - сказал ученый.
Известный алматинский политолог Антон Морозов обратил внимание на тот факт, что из более чем двадцати статей Конституции, которые подвергнутся изменению, наибольший общественный интерес вызвала 26 статья, посвященная частной собственности.
"Причина интереса понятна, поскольку в статье закрепляются экономические интересы элит и создаются гарантии при возможном транзите власти. Можно предположить, что ради этого реформа и проводится", - отметил эксперт.
А глава Центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрей Чеботарев отметил на круглом столе НКП "Урал-Евразия" в Казахстане, что предложенный для обсуждения документ конституционной реформы предлагает полумеры, не предусматривая системных изменений. "Так, президент [Казахстана] утрачивает лишь второстепенные, так называемые «спящие» права, которыми он и так не пользовался, такие как издание указов, имеющих силу закона. Парламент, в свою очередь, получит лишь незначительное усиление, например, обязательство премьер-министра консультироваться с ним по поводу назначения министров", - считает политолог.
Как заявил Накануне.RU публицист, политический консультант Анатолий Вассерман, опыт Казахстана во многом полезен для России. Интересно, что и в России на повестке дня остро стоит вопрос перехода к экономическому росту, новой индустриализации (вспомним указ Владимира Путина о создании 25 млн высокотехнологичных рабочих мест), но пока никакими фундаментальными политическими решениями это не обеспечено.
"Опыт "бессменного руководства" нам важен, поскольку одной из главных проблем такого руководства считается то, что возможные претенденты на руководящую роль, так сказать, "перегорают", теряют запал, - пояснил Вассерман. - Сейчас нам очень интересно посмотреть, что происходит с потенциальными кандидатами на руководящие посты Казахстана и в зависимости от этого решить вопрос ограничения количества сроков пребывания на высших государственных должностях. В целом Казахстан и Россия достаточно похожи, нам стоит оглядываться на их опыт, а им – на наш".
При этом, политолог, эксперт по евразийской интеграции Семен Уралов в беседе с корреспондентом Накануне.RU отметил, что реформы в Казахстане не должны повлиять на текущие взаимоотношения с Россией.
"Здесь прямой связи нет, но есть риск, что усиление роли парламента откроет возможности для олигархического лоббизма, и в этом случае стоит вспомнить события в Грузии, на Украине, в Молдавии, - считает политолог. – В этом отношении надо желать нашим казахстанским братьям и сестрам внимательно изучать и негативный опыт".
Что касается отношений внутри ЕАЭС, то они, по убеждению Уралова, в любом случае останутся стабильными.
"ЕАЭС – торгово-экономический союз, который позволяет обеспечивать свободное передвижение товаров и капиталов между странами-участниками, внутренние реформы на данных процессах никак не отражаются", - считает Уралов.