"Юревич и его подчиненные, защищаясь, могут угробить всю систему"
Пока бывшие подчиненные и коллеги экс-губернатора Челябинской области Михаила Юревича с разным успехом в разных судах добиваются оправдательных приговоров в отношении себя, их бывший патрон, казалось, напрочь ушедший из региональной медийной повестки после провальных для него парламентских выборов, в эту самую повестку готовится войти вновь. Более того, экс-губернатор как человек опытный в сфере работы с вниманием СМИ, вполне себе может позволить вернуться под заголовками ни много ни мало "Юревич против России". Как это реализуемо на практике – в материале Накануне.RU.
На этой неделе стало известно, что граждане Российской Федерации Игорь Трунов и Михаил Юревич обратились в Конституционный суд страны с просьбой оспорить некоторые положения федерального закона "О выборах депутатов Государственной думы". Дабы не утомлять читателя перечислением норм и положений, которыми оказались недовольны московский адвокат Трунов и бизнесмен Юревич, заметим, что речь идет о споре вокруг скандального запрета Центральной избирательной комиссии России (ЦИК РФ) на регистрацию списка "Российской партии пенсионеров за справедливость" (РППС) летом минувшего года. В результате чего, собственно, присутствовавшие в списках партии Трунов, Юревич и часть других российских VIP-персон, по разным причинам не подходивших для работы в "системных" политических силах, утратили возможность участия в выборах и, соответственно, прохождения в Госдуму. И если прочие участники списка РППС, а их 166 человек, включая на тот момент экс-губернаторов, мэров и т.д., похоже, смирились с этим, то Юревич и Трунов продолжают оспаривать решение ЦИКа в судах разной инстанции. В итоге дошли до Конституционного, мало того, лично Трунов одновременно направил заявление в Страсбург для рассмотрения коллизии уже Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ). Заявленная адвокатом Труновым сумма ущерба – 100 тыс. евро.
Юревич на съезде "Партии пенсионеров"
Именно в этом смысле мы и говорим, что экс-губернатор Челябинской области может вернуться в политику с лозунгом "Юревич против России". Не секрет, что чаще всего судьи ЕСПЧ выносят приговоры, мягко говоря, противоположные мнению российских судов, кто-то считает сложившуюся практику политически мотивированной, кто-то наоборот, но представить себе реальную карьеру политика в России после европейского суда довольно сложно. Хотя, повторимся, в ЕСПЧ пока ушел иск лишь адвоката Трунова, а не самого Юревича, что, впрочем, конечно же, не является какой-либо индульгенцией для последнего. Если вспомнить, что лишь пару лет назад человек входил в политическую элиту страны (членство и присутствие в руководящих органах правящей "Единой России", многолетняя работа в Госдуме, руководство сначала миллионным Челябинском, а затем стратегически важной Челябинской областью), то, разумеется, сегодняшнее положение Михаила Юревича иначе как двусмысленным и не назовешь. Того и гляди, попадешь в один ряд к политэмигрантам типа Ильи Пономарева или даже Гарри Каспарова.
Здесь, кстати, просматривается еще один лихо закрученный политологический сюжет, опять же напрямую связанный с именем Юревича и его бывшим подчиненным Николаем Сандаковым. Как известно, сейчас в Советском суде Челябинска слушается дело бывшего вице-губернатора "по политике" Сандакова, которому инкриминируют мошенничество, незаконный доступ к компьютерной информации и до последнего пытались инкриминировать получение взятки, то деньгами, то услугами.
Напомним, что летом 2015 года за томившегося тогда в СИЗО Николая Сандакова письменно заступилась оперная прима и депутат Госдумы Мария Максакова. Та самая, что недавно вместе с мужем-коммунистом Денисом Вороненковым из фракции КПРФ сбежала на Украину и уже оттуда эта межфракционная семейная пара занялась критикой существующих порядков.
Как это выглядит со стороны, наверное, объяснять не надо, тем более что мужа Максаковой обвиняют по чисто уголовной статье. Необходимость в таких защитниках для Сандакова, разумеется, сомнительна, о чем мы писали почти два года назад.
На днях стало известно, что в защиту Сандакова выступил член совета при президенте по развитию гражданского общества Андрей Бабушкин. Правозащитник обращает внимание генерального прокурора на многочисленные якобы "нарушения и нестыковки", допущенные в ходе следствия по делу Сандакова.
Говорить о том, что в ходе продолжающегося над Сандаковым суда вообще происходит дезавуирование действующей в России системы подтасовки результатов выборов, участия (что запрещено законом) видных чиновников в избирательном процессе, незаконном сборе средств и финансировании кампаний, как-то неловко (это демонстрируют, собственно, сами заседания). Кажется, еще день суда над бывшим "политическим вице-губернатором" и крах всей избирательной российской системы неизбежен; настолько скандальны сделанные в рамках процесса публичные заявления о выборах 2012 года!
Наконец, чтобы закончить с "нападением и защитой" подчиненных Юревича. Экс-сенатор Челябинской области Константин Цыбко, назначенный на пост непосредственно по желанию Юревича, на днях инициировал служебную проверку… действий регионального управления ФСБ на Южном Урале. Проверку центральным аппаратом ФСБ России своего челябинского управления, в котором в декабре поменяли начальника и еще ряд знаковых фигур.
"Проверка пошла по линии 9 управления ФСБ России, это как собственная безопасность ведомства, кроме того, к делу подключены уполномоченные лица, которые в Генпрокуратуре надзирают за работой контрразведчиков. Так что все очень и очень серьезно, могу лишь отметить, что в отличие от наших областных прокуроров, в Генпрокуратуре нашли время рассмотреть мои жалобы, реакция последовала. Также хочу отметить честность московских чекистов, которые не стали покрывать действия своих челябинских коллег, а начали именно работать, внимательно и вдумчиво", - заявил сегодня в разговоре с корреспондентом Накануне.RU Константин Цыбко.
По его словам, расследование "многочисленных фальсификаций и подлогов" в его уголовном деле (без "дела Сандакова"), начиная от "незаконных прослушек телефонных переговоров" посторонних Цыбко людей и заканчивая "фабрикацией улик, добытых якобы в ходе оперативно-следственных мероприятий челябинскими чекистами" (опять же - все со слов экс-сенатора), может перерасти в уголовные дела.
"Другое дело, что ни судья, ни прокурорские работники, которые присутствуют у меня на суде, сейчас просто не знают, что делать со столь явной фальсификацией, допущенной работниками спецслужб и следствия. Сотрудники регионального ФСБ запрашивают разрешение на прослушку переговоров 10-15 человек, из которых, скажем, лишь три-пять знакомы со мной. Спрашивается, а кого слушали, зачем, почему, есть ли у людей их конституционное право на частную жизнь?" - замечает Цыбко и говорит, что представленные в суде ФСБ прослушки судья Галина Лисина даже отказалась рассматривать. "Она-то понимает, что это – незаконно!" - полагает экс-сенатор.
"Положение с делами Сандакова и Цыбко, на самом деле, сейчас аховое. Похоже, органы, скажем осторожнее, те лица, которые стояли за появлением этих расследований и уголовных дел, попали в сложное положение. Закончить эти дела без всемирного скандала уже не получится, слишком много грязного белья перетряхнули. Сказать, мол, ребята, извините, давайте все забудем – тоже нельзя. Что делать, непонятно. Тем более что многие из того же челябинского УФСБ, включая руководителя Игоря Ахримеева, уволились, а нынешнему руководство все это – дополнительный "головняк", - комментирует ситуацию один из бывших правоохранителей еще "советской закалки".
"По сути, "юревические" могут, защищаясь, угробить систему, но у них другого выхода просто нет!" - заключает собеседник.
Сегодня еще один бывший приближенный Михаила Юревича, экс-омбудсмен Челябинской области Алексей Севастьянов прокомментировал возбужденное против него уголовное дело после осенней кампании выборов в 2016 году, когда он возглавлял региональное отделение "Родины", и не просто ушел в "глухую оборону", а стал атаковать - пригрозил уголовным делом уже лидеру федеральной "Родины" Алексею Журавлеву.
Возможно, что оценки упомянутого силовика и преувеличены, если судить о региональных раскладах из столицы (ведь те же выборные показания в деле Сандакова для федерального центра - это эхо "сурковской" внутренней политики, его сменщик Вячеслав Володин сам провозгласил тренд на конкурентность без применения адмресурса, да и Володина в АП уже нет), но как минимум усилия южноуральских властей по выдавливанию оскандалившихся предшественников с политического поля могут показаться слишком уж топорными и малоэффективными.
А складывается впечатление, что гонимый экс-губернатор и его бывшие подчиненные сегодня сами перешли по всем фронтам в контрнаступление и, надо отдать им должное, аргументы они умеют подобрать убедительные.