Полпред Холманских привлек политэкспертов для мобилизации электората
В УрФО предлагают официально подвозить избирателей, а также ввести санкции за неучастие в выборах и перестать "сушить негатив"Участники совещания под председательством полпреда президента в УрФО Игоря Холманских - ведущие политтехнологи и эксперты округа - сошлись во мнении, что население на выборы приведут новые технологии и оригинальные решения. Среди них в скором времени могут появиться голосование через интернет и даже санкции за "неучастие". Подробности - в материале Накануне.RU.
В сентябре 2017 г. в регионах УрФО, как и по всей стране, пройдет серия региональных и местных выборов, в общей сложности в УрФО это 157 избирательных кампаний, в том числе, первые с 2003 г. прямые выборы губернатора Свердловской области. А уже в марте 2018 г. "предстоит главное политическое событие шестилетия" - выборы президента РФ. И не секрет, что федеральная власть рассматривает осенние выборы как "репетицию" президентских.
"В ходе этих предвыборных кампаний каждый из нас будет исполнять свои функции. Для меня, как полномочного представителя главы государства, главным станет контроль над обеспечением законности в ходе выборов. Представители экспертного сообщества сосредоточатся на анализе предвыборных процессов, их комментировании в СМИ и соцсетях, консультировании партий и кандидатов. Однако у всех у нас есть общая задача: обеспечение легитимности выборов, укрепление демократических институтов. Речь идет не просто о соблюдении установленных законом процедур, люди должны верить в честность и справедливость выборов, понимать их нужность и полезность, с доверием относиться к выборным органам власти. Исходя из этого, считаю, необходимо затронуть несколько ключевых проблем. Одна из них - повышение активности избирателей", - отметил полпред.
Он уточнил, что явка в УрФО остается достаточно низкой: "Даже на федеральных выборах не менее трети избирателей не приходят на участки, а в ходе региональных и местных выборов, за редким исключением, 50%-ная активность считается хорошим результатом".
По словам Игоря Холманских, достаточно часто низкую явку объясняют недостатком конкуренции на выборах, и "рациональное зерно в этом есть, но реальная картина сложнее".
"Дело не только в интриге кампаний, но и отношении избирателей к выборам и политике партий. К сожалению, авторитет политической деятельности в обществе невысок. Немало наших сограждан находятся во власти стереотипа, что политика - "грязное дело" и лучше держаться от нее подальше. Отсюда возможна апатия части населения, что и проявляется в участии в выборах. Спору нет, в политике немало отрицательных и даже отталкивающих явлений, но то же самое можно сказать и про другие сферы жизни общества. Избиратели должны понимать, что политика - главный способ защиты их интересов, обратная связь с властью", - подчеркнул Холманских.
Еще один вопрос, над которым предстоит поразмыслить, по словам полпреда, - применение деструктивных избирательных технологий. В частности, вопрос в том, какова реальная опасность подобных технологий.
"В экспертном сообществе нет единства по этому вопросу. Одни считают, что можно разрушить репутацию любого кандидата или партии, другие, напротив, полагают, что их действие сильно преувеличено и воздействуют они исключительно на кошелек заказчика", - сказал Игорь Холманских, подчеркнув, что все технологии "вне закона" будут пресекаться.
"Я держу это на особом контроле", - добавил он.
По мнению директора Уральского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы Александра Александрова, разговор о предстоящих выборах можно вести в двух контекстах: это социально-экономический фон, который будет сопровождать избирательные кампании, и социально-политическая ситуация и политические технологии.
"Проанализировали данные Росстата, по первому аспекту стоит отметить, что во всех субъектах УрФО ВВП, как правило, выше 100%. Рост ВВП и индекса промпроизводства позитивно влияет на заработные платы, динамика везде позитивная. Реализуются яркие социально-экономические проекты, которые создают позитивный информационный фон. Это такие проекты, как "Ямал СПГ", строительство порта "Сабетта", введение новых нефте- и газопроводных систем в ХМАО и ЯНАО, в Свердловской области идет подготовка к ЧМ по футболу и строительство новых инфраструктурных объектов. Все это создает благоприятные информационные и социальные предпосылки для проведения предстоящих выборов", - считает Александров.
При этом, он выделил и ряд угроз. В частности, это "сохраняющаяся сложная ситуация внешнеполитических отношений и непрекращающееся давление на Россию со стороны западных стран, прежде всего, США". "Это транслируется в работу деструктивных сил внутри страны, которые часто финансируются из-за рубежа", - пояснил эксперт.
Есть угрозы и экономического плана: "Ситуация мирового экономического кризиса не может не затронуть ситуацию в России. В этих условиях существуют угрозы сокращения производства на отдельных предприятиях".
Кроме того, по словам Александрова, в ряде территорий ранее имели место конфликты социального и межнационального характера. Мониторинг таких ситуаций должен быть постоянным.
Что касается рекомендаций, то, по его словам, центральным останется социально-экономический фон, контроль за своевременно выплаченной заработной платой, ситуацией в сфере занятости, мониторинг зон напряженности, где ранее имели место межнациональные конфликты. Кроме того, крайне важна работа СМИ по созданию позитивной повестки и работа с молодежью.
Заместитель главы администрации Екатеринбурга по организации значимых общественных и международных мероприятий Сергей Тушин, в свою очередь, предложил ряд весьма интересных мер по повышению явки. Прежде всего, по его мнению, важно вовлечь в процесс выборов людей с ограниченными возможностями, которые составляют порядка 10% населения.
"В силу объективных причин сегодня они не в полной мере имеют возможность принимать участие в выборах", - отметил представитель мэрии столицы Урала.
Кроме того, по его словам, достаточно велика роль законодательных решений. По его словам, явка на выборах депутатов по одномандатным округам выше, чем на выборах по так называемой смешанной системе.
"Это пример того, как законодатель может регулировать явку", - уточнил Тушин.
Кроме того, вице-мэр Екатеринбурга подчеркнул, что необходимо подумать о голосовании через интернет, несмотря на то, что по-прежнему не решен вопрос о защите информации и защите персональных данных; а также "как минимум, изучить опыт других стран, где существует обязательность участия в выборах для избирателей" и есть санкции за "неучастие".
Еще одной мерой повышения явки, по мнению Тушина, может стать продление сроков голосования, например, до двух дней - это увеличит явку на 25-30%.
По мнению ректора челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Сергея Зырянова, существенно повлиять на повышение явки может смс-рассылка или обзвон избирателей, а также использование специальных компьютерных программ по рассылке.
Он также отметил, что интересен опыт Тюменской области по организации электоральных лотерей, несмотря на то, что такой способ "весьма затратен".
Еще одним способом, по мнению Зырянова, может стать "создание сети": привел избирателя - получил премию.
Среди других мер был предложен фактически официальный подвоз избирателей. Но, разумеется, не для голосования за какого-либо определенного кандидата.
"Проявление такой формы заботы воспринимается избирателем нормально. Они с удовольствием пользуются возможностью в ненастный день добраться до избирательного участка, а затем, что немаловажно, уехать", - пояснил Зырянов.
"Можно подумать и о совмещении выборов и референдума. В Талицком районе Свердловской области, например, проходили выборы и был предложен проект - обсуждение открытого бюджета. Явка повысилась до уровня областной", - отметил он.
Генеральный директор Накануне.RU Татьяна Николаева, в свою очередь, призвала верно оценивать силу социальных сетей, а, главное, их аудиторию. По ее словам, вопреки расхожему мнению, популярная социальная сеть Facebook оценивается экспертами как исключительно "московская", а вот "Вконтакте", "Инстаграмм" и "Твиттер" имеют более широкую аудиторию.
Кроме того, как подчеркнула она, в настоящее время существует "перетекание аудитории телевидения в интернет" - об этом свидетельствуют данные ВЦИОМ за прошлый год.
По мнению Татьяны Николаевой, важным способом работы с избирателями является так называемая "адресная информация", которая работает по примеру контекстной рекламы в интернете.
"Адресная подача информации - повышает гарантию эффекта", - уточнила она.
Кроме того, она подробно остановилась на взаимодействии со СМИ кандидатов и партий в период избирательных кампаний.
"Нужно учитывать реальный контекст, что происходит в том или ином регионе, чем он живет, какая негативная проблема существует. Если это заранее не предусмотреть, можно сколько угодно говорить, что это наглые свердловские СМИ создали эпидемию ВИЧ, упрекать в патриотичности информагентства, которые ведут борьбу с русофобией в известном центре, и так далее. Нужно проанализировать на перспективу негативную повестку. Можно сказать - "высушим". Негатив не сушится. Его, как ни суши, не высушишь. Реальные негативные ситуации, снабженные комментариями о том, "как будем справляться", наоборот, дают возможность сформировать позитивное восприятие проблемы", - подчеркнула Татьяна Николаева, добавив, что если сформировать повестку, устремленную в будущее, можно заинтересовать избирателя и привлечь его на участки.
Итог совещанию подвел полномочный представитель президента в УрФО. Как отметил Игорь Холманских, он услышал "немало интересных идей и предложений".
"Их нужно проанализировать, и при необходимости я дам поручения", - сказал он.