"В ситуациях с защитой прав потребителей проблемы все еще решаются по праву сильного"
Всемирный день защиты прав потребителей сегодня проходит под лозунгом "Потребительские права в цифровую эпоху". Масштабы интернет-торговли, как и сетевой сферы услуг, уже могут сравниться с объемами "традиционного" рынка, но в законодательном регулировании электронной коммерции остаются прорехи. Так, ни один закон до недавнего времени не устанавливал правил работы интернет-посредников между продавцом и покупателем – товарных агрегаторов, которые выступают непосредственными получателями денег. Сайты работают много лет, но все это время они фактически не несли ответственности перед покупателями. Поправки, устраняющие этот пробел, кабмин внес в Госдуму лишь на прошлой неделе. Нерешенных вопросов в сфере защиты прав потребителей достаточно и в "офф-лайне", о них в интервью Накануне.RU рассказал председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак.
Вопрос: Лозунг Всемирного дня потребителя ежегодно отражает последние тенденции потребительского рынка. В 2017 г. Международная организация союзов потребителей призывает обратить внимание на регулирование интернет-торговли и электронных услуг. На Ваш взгляд, в России на какие вызовы в этой сфере стоит обратить внимание в первую очередь?
Владимир Слепак: К сожалению, за последнее время существенно возросло количество взломов частной финансовой информации, свыше 50% направлены на сайты электронной коммерции, связанные с базами данных платежных реквизитов потребителя. Одно из самых существенных нововведений для электронных услуг - установление единого формата электронной подписи, в том числе с мобильных телефонов. Данная опция даст потребителю возможность иметь универсальное подтверждение в любых системах электронного взаимодействия, в том числе при предоставлении госуслуг органами исполнительной власти.
В сфере финансовых и банковских услуг должна быть создана надежная система защиты прав потребителей, и сегодня наши IT- структуры способны это сделать. В последние годы участились случаи хакерских атак, похищения средств со счетов граждан, это говорит о том, что в контроле за электронной коммерцией должен быть приоритет работы по защите прав потребителей.
Конечно же, закон должен быть непримирим по отношению к тем, кто использует лазейки интернет-торговли, чтобы уйти от налогообложения, поставить контрафактный товар. В этой сфере государство должно сосредоточить свои усилия.
Вопрос: Вы говорите о приоритете защиты прав клиентов банковско-кредитного сектора, но, по данным Роспотребнадзора, количество жалоб потребителей финансовых услуг в 2015 г. росло, поступило больше 35,5 тыс. обращений. Почему нарушений в отрасли меньше не становится?
Владимир Слепак: Самым важным вопросом, связанным с защитой прав потребителей, является проблема несовершенства законодательства в сфере финансовых услуг. Учитывая, что основным правом потребителей является выбор, то признание отсутствия эффективной конкуренции на этом рынке делает его не только сложным, но часто и недоступным для понимания граждан. Мы вкладываем в банк свои средства, платим за возможность пользоваться кредитной картой, а если у банка воруют наши деньги, то банк не виноват!
Это противоречит цивилизованным юридическим нормам, в европейских банках все спорно списанные активы возвращаются клиенту в течение 24 часов, до окончания разбирательства. В соответствии с международной практикой, финансовые учреждения должны предоставлять каждому потребителю "паспорт финансовой услуги", в котором в обобщенном виде, простым языком и легко читаемым шрифтом изложены основные условия двухстороннего договора. Законодательства о защите прав потребителей во всем мире работают с приоритетом в пользу тех, кто наименее защищен - малообеспеченных граждан. А у нас финансово-правовое регулирование выстроено в пользу сильнейшего - банков. Абсолютно недопустимая ситуация также сложилась в сфере деятельности коллекторских агентств, которые повсеместно нарушают требования закона. Фактически в стране создана порочная система вовлечения людей в изначально нечестные сделки, которые банки называют кредитными отношениями.
Я бы передал защиту прав потребителей финансовых услуг мегарегулятору – Центробанку РФ, тем более, что там создан департамент по защите финансовых услуг.
В последнее время практически все мировые лидеры говорят о необходимости создания безопасной финансовой системы, которая не позволит налогоплательщикам расплачиваться за безответственность банков и финансовых компаний. Согласно закону "О защите прав потребителей", Роспотребнадзор осуществляет контроль за поставщиками платежных услуг с точки зрения защиты прав потребителей, однако лицензии поставщикам платежных услуг не выдает ни одно ведомство финансового надзора. А такая важная для населения услуга, как микрофинансирование, вообще получает государственное разрешение по уведомительному признаку.
В то же время, согласно закону "О банках и банковской деятельности", полномочия Банка России по надзору распространяются только на кредитные организации. Бесконечные разговоры о роли мегарегулятора в условиях глобального экономического кризиса деликатно обходят вопрос защиты наших прав. Некоторые страны пришли к выводу о том, что наличие противоречий между целями пруденциального надзора и защитой прав потребителей является достаточным основанием для передачи функций по защите прав потребителей специализированному ведомству по защите прав потребителей на рынке финансовых услуг. Именно по этому пути пошли США, создав Бюро по защите финансовых прав потребителей, которое осуществляет контроль за качеством попадающих на рынок финансовых продуктов. У нас же главным контролирующим органом остается МВД РФ, которое с приходом на пост министра Владимира Колокольцева стало бескомпромиссно защищать интересы граждан и государства. Однако силовое ведомство не может эффективно профилактировать несовершенство законодательства, а уголовные дела заводятся уже после нанесения существенного материального ущерба.
Не лучше ли сплотить усилия по решению проблем, объединив разрозненные функции нескольких государственных учреждений и сотен финансовых советников в специализированной структуре при Центральном банке РФ? Банк России обязан в первую очередь избежать потрясений и шоков в экономике и обществе. А это невозможно без решения вопросов защиты прав граждан от недобросовестных финансовых операторов.
Вопрос: Коллекторы – другая довольно резонансная тема последних лет. Принятие законов, регулирующих их деятельность, обеспечит защиту прав клиентов таких организаций?
Владимир Слепак: Все, что происходило до принятия законов о коллекторской деятельности, подпадало под нарушение не столько закона "О защите прав потребителей", сколько под статьи Уголовного кодекса. Остается только сожалеть, что законы появились так поздно.
Вопрос: Вы поддержали предложение Союза потребителей распространить действие нормы закона о компенсации при просрочке оказания услуги на коммунальные организации, сотовых операторов, интернет-провайдеров. Усиление регулирования коммунальной сферы – ответ на жалобы?
Владимир Слепак: Отношения между потребителями и поставщиками товаров и услуг должны быть регламентированы с точки зрения ответственности поставщиков. Он обязан отвечать за любой перерыв либо некачественное предоставление услуги. Сейчас в ЖКХ повсеместно потребитель платит за некачественные услуги или даже за ее отсутствие, но в каждом таком случае потребитель должен получать неустойку. Коммунальная сфера жителей возмущает больше всего, внесение поправок, которые предлагает Союз потребителей, поможет навести там порядок. Пока что жилищно-коммунальный сектор отталкивается от требований недобросовестных управляющих компаний или поставщиков услуг, при правильной работе в приоритете будут требования получателей услуг. Это усугубляет социальную ситуацию, ведь Правительство постоянно говорит о 20 млн человек, находящихся за чертой бедности. А теперь представьте эту черту в денежном выражении, вычтите налоги и приобщите счета за ЖКХ.
Вопрос: А знают ли россияне, на что они имеют право жаловаться и куда обращаться? Нет ощущения некоторого правового нигилизма населения?
Владимир Слепак: Уровень просветительской работы на тему гарантированных законом прав в стране недостаточный. Роспотребнадзор должен активизировать работу: чаще давать разъяснения, выпускать специализированные пособия, должны быть тематические передачи. Пока же мы видим только множество телесюжетов о том, как права потребителей нарушаются. Другая проблема – потребительское правосудие, система выстроена так, что даже выиграв суд у недобросовестного поставщика, вы можете остаться без полного возмещения ущерба. Союз потребителей России неоднократно говорил об этой проблеме, но ситуация не меняется. В ближайшее время пройдет заседание президиума Госсовета, посвященное защите прав потребителей, к нему подготовлено много правильных предложений от общественных организаций и потребителей, который должны найти отражение в законе.
Время разговоров о совершенствовании законодательства закончилось после вступления в ВТО. Войдя в единое экономическое пространство, мы не можем жить в своем юридическом пространстве. Мы ждали от ВТО снижения цен на товары и услуги минимум на 20%, добросовестной конкуренции, того, что наш рынок станет рынком качественных и безопасных товаров, но этого не произошло.
Я бы еще выделил поручения президента по продовольственной безопасности, которые не выполняются в должной мере, проблема покупки сертификата соответствия остается. В разрезе обеспечения качества продукции, отмена государственной сертификации продуктов питания, с моей точки зрения, была большой ошибкой. У нас в стране развивается сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, в то же время потребительское недовольство переходит критические отметки – нет удовлетворенности соотношением цены и качества продукции. Проблема в том, что добросовестный предприниматель не может конкурировать на современном рынке товаров и услуг и давать потребителю качественные товары, потому что на рынке присутствует большое количество недобросовестных конкурентов с более дешевым контрафактом.
В этих условиях лозунг "Хватит кошмарить бизнес!" становится смешным, предприниматели сами высказываются за административные барьеры, которые бы препятствовали выходу на рынок недобросоветных производителей. В канун дня защиты потребителей я предлагаю новый лозунг: "Честный предприниматель только тот, кто не имеет конфликта с потребителем". Почему бы не сделать реестр четных производителей и продавцов, у которых лучшее соотношение цены и качества, и предоставить именно им право работать на рынке?
Вопрос: Ужесточение санкций за нарушение закона о защите прав потребителей может уменьшить количество нарушений?
Владимир Слепак: Однозначно должны быть ужесточены законы, которые имеют отношение к недобросовестным предпринимателям и поставщикам услуг. Можно обратиться к опыту ВТО, посмотреть, как там воспитывают предпринимателей: помимо строгого наказания вплоть до лишения свободы, существуют серьезные штрафы. Что в России? Вспомните случай по фасовке икры на свиноферме. Он возмутил общество, в первую очередь, наказанием – административный штраф. Смешно! Как можно в этом не увидеть нарушение налогового и уголовного законодательства? На этом примере показана недопустимая лояльность нашей системы к нарушениям прав потребителей.
Неправильно само то, что мы говорим о защите прав потребителей, как о каком-то вторичном понятии. На встрече руководства государства всегда присутствуют защитники прав человека: детей, мигрантов, заключенных…. Но я никогда не видел за этим столом того, кто защищает права потребителей. В преддверии заседания президиума Госсовета по этой теме, хотелось бы напомнить всем, что защита прав потребителей является основой внутренней политики любого государства и касается всех без исключения граждан. Вспомните выборы в Госдуму: все политические партии говорили о социальных преобразованиях, в программе каждой есть слова о повышении качества жизни. Качество жизни не бывает без защиты прав потребителей. Сегодня настал момент истины, мы идем на новые выборы. Избиратель будет голосовать за качество жизни и за того человека, который выстроит систему мер, предложит изменения законодательства, которые защитят его во всех сферах. Поэтому я считаю, что права потребителей – главные права человека.