Транзит между Японией и Евросоюзом может пойти по Транссибу и Севморпути
Премьер-министр Японии Синдо Абэ посетил Евросоюз, где встретился с руководителями Еврокомиссии и отдельных европейских стран. Главное место в повестке его визита занимало создание зоны свободной торговли между Японией и странами ЕС. При этом экономические вопросы сопровождались политическими декларациями о демократии и свободном мире. Возможно ли такое объединение в принципе? Пытается ли Япония создать конкурента китайскому Шёлковому пути? И сможет ли транзит из Европы в Японию пойти через Россию – читайте в материале Накануне.RU.
Согласно официальным данным, на Японию и ЕС вместе взятые приходится более трети мирового ВВП, кроме того, Токио является вторым по значимости партнёром Евросоюза в Азии после Китая. Страны являются важными рынками друг для друга, а Япония также – важным инвестором для Евросоюза. Согласно статистике прошлого года, Япония для ЕС находилась на шестом месте, рядом с Китаем и Россией, товарооборот составил около 124 млрд евро.
В преддверии визита Абэ секретарь Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер особо отметил, что Европа придаёт большое значение свободной торговле (ЗСТ), тогда как в мире укрепляются протекционистские тенденции. Переговоры о зоне свободной торговли между Японией и ЕС начались ещё в 2013 г. По сообщению The Japan Times, Токио желает, чтобы Евросоюз отменил пошлины на японские автомобили и электронику, тогда как в Брюсселе рассчитывают открыть свободный доступ на японский рынок для европейской сельскохозяйственной продукции, в частности свинины и сыра.
Лидеры Японии и стран ЕС якобы даже выразили надежду как можно скорее заключить торговое соглашение, чтобы восстановить миропорядок, нарушенный действиями нового президента США Дональда Трампа. В ответ на поддержку Трампом Brexitа и критику НАТО, японский премьер выразил свою поддержку "сильной Европе". Председатель Еврокомиссии перед встречей с Абэ заявил, что теперь "переговоры находятся в решающей и, надеюсь, заключительной стадии".
Для ЕС заключение договора о ЗСТ стало бы важным достижением после провала аналогичных переговоров с США. Новый раунд переговоров инициирован на апрель в Токио. Отметим также, что в апреле-мае ожидается визит японского премьера в Россию.
Как отмечают европейские СМИ, сторонами декларируется также укрепление сотрудничества по широкому спектру геополитических вопросов, включая вопросы безопасности, нераспространения ядерного оружия, верховенства закона и прав человека. Заключение пакта будет означать реальный разворот Евросоюза на Восток, тогда как провал даст массу негативных последствий и для Брюсселя, и для Токио.
Намечаются также подобные соглашения с другими странами АСЕАН, в частности, с Индонезией и Филиппинами. С Китаем же подобные намерения более ограничены, так как Брюссель очень озабочен защитой прав инвесторов и антидемпинговыми пошлинами.
Экономист, публицист Андрей Паршев рассказал в интервью Накануне.RU, что с технической стороны заключение договора о свободной торговле между Японией и ЕС действительно возможно и обосновано.
"На первый взгляд, идея такого объединения кажется странной ввиду того, что Европа и Япония находятся на разных сторонах Земного шара, но это как раз не такое большое препятствие. Дело в том, что морские сообщения гораздо дешевле и, в общем-то, эффективнее, чем любая форма наземных транспортных связей, поэтому, если составлять условную карту мира, исходя из доступности различных мест, окажется что Япония находится не так уж и далеко от Западной Европы", - считает эксперт.
Как отметил Андрей Паршев, говоря о таких вещах, как экономические объединения, надо всегда пытаться понять – против кого они создаются и уже во вторую очередь – для чего. Обычно любое экономическое объединение – это защита от иностранной конкуренции. Например, в рамках Евросоюза есть экономический блок соглашений, который предусматривает некоторую степень защиты собственного производителя, прежде всего за счёт технических процедур, в меньшей степени за счёт таможенных ограничений. В некотором смысле система такого экономического союза направлена против других экономических субъектов, которые могут составлять конкуренцию, в данном случае, европейским производителям. Евросоюз в некоторой степени конкурирует с США, а сейчас – с азиатскими державами, кстати, в том числе, противостоял и Японии. Но проблема таких экономических объединений в том, что они должны быть достаточно большими. Есть оценки, согласно которым, замкнутый экономический блок для того, чтобы иметь нормальный внутренний рынок, должен включать 300-400 млн платёжеспособных человек. Тогда такое объединение будет способным к самообеспечению.
"В современной ситуации Европа, видимо, подумывает о том, чтобы несколько расширить нынешний Евросоюз за счёт таких стран, которые не представляют никаких угроз, несильно опасны с точки зрения дешёвого производства и не дадут притока мигрантов или каким-то другим способом не станут мешать европейскому рынку рабочей силы. В этом отношении Япония – страна родственная Европе, причём родство это очень давнее, едва ли не со средних веков считалось, что Япония наиболее близка ей на Азиатском континенте", - сказал Андрей Паршев.
Поэтому вполне возможно их сближение именно на этой почве. А следовательно, такой союз в некоторой степени будет направлен против Америки и также против Китая и других производителей дешёвых товаров. Также благодаря такой политике новое объединение будет обеспечивать своих жителей рабочими местами.
Столь же закономерным является и то, что создаваемая ЗСТ станет конкурентом проекту "Один пояс - один путь", который сейчас активно продвигается Китаем. "Несомненно, это определённая конкуренция китайскому проекту Шёлкового пути. Сейчас ушли в прошлое время, когда между собой конкурировали близко расположенные европейские страны, такие как Франция и Германия, они сейчас стараются выступать единым фронтом против других участников экономической игры", - подчеркнул эксперт.
Однако, сложившаяся ситуация геополитической конкуренции между двумя ведущими азиатскими державами ставит под угрозу главную артерию транспортного пути, связывающего их с Европой – речь идёт о Южно-Китайском море. Пекин продолжает закрепляться на островах, суверенитет над которыми оспаривается сразу несколькими сопредельными государствами. Япония, к слову, именно в этом море никаких территориальных споров не имеет, но регулярно направляет туда для патрулирования ВМС своих Сил самообороны – в частности вертолётоносец "Идзумо", считающийся крупнейшим японским боевым кораблём со времени после Второй мировой войны. Недавно на вооружение принят второй корабль такого же типа. Абэ в Европе также договаривался о совместных учениях флота Страны Восходящего Солнца с ВМФ Франции и Великобритании. Очевидно желание Токио защитить интересы своего судоходства в этом регионе. Ведь островное государство является крупнейшим в мире импортёром сжиженного природного газа, значительная часть которого поступает морем через Малаккский пролив.
Новые договоренности неожиданно могут обусловить и сближение между Токио и Москвой. Китай страхуется на случай возможного обострения ситуации на судоходных маршрутах прокладкой сухопутных транспортных путей, так называемого "Шёлкового пути" и трубопроводов из России и Средней Азии. Возможно, что-то подобное придётся предпринимать и Японии. Неслучайно и с японской и с российской стороны в последнее время активизировались различные проекты сотрудничества – от газопровода с Сахалина до железнодорожного транспортного коридора, способного связать Токио и Лондон. В РЖД заявляли, что прорабатывают возможность транзита японских грузов в Европу через территорию РФ, для чего потребуется связать мостами или туннелями Сахалин с Хабаровским краем и японским островом Хоккайдо. Такой транспортный коридор, по оценкам ведомства, может быть создан в течение трёх - пяти лет. Ещё в конце 2016 г. в СМИ появлялись схемы сухопутного маршрута от Токио до Лондона, значительная часть которого пролегает через Транссиб. Не исключено, что Япония, как и Китай, захочет использовать Севморпуть как альтернативу традиционным маршрутам через Малаккский пролив и Суэцкий канал. В данном случае более высокая стоимость доставки компенсировалась бы геополитическими соображениями – исчезают риски в случае войны в Восточной Азии и, кроме того, таким способом, можно не допустить чрезмерного сближения Москвы и Пекина.