О нападках на "худсоветы" – ответ критикам
24 марта "Московский комсомолец" опубликовал статью, в которой журналист Марина Райкина обсуждает состав экспертной комиссии по театру, работающей в Общественном совете при Минкультуры РФ. Примечательно, что критикует "МК" не деятельность и тексты комиссии, а почти исключительно лица, в комиссию вошедшие. Такой подход типичен для данного издания, однако в данном случае без труда обнаруживается подоплека публикации. Автор обрушивается на председателя комиссии Николая Бурляева, пытаясь представить дело так, будто выдающийся актер не имеет отношения к театральному искусству. В действительности же, госпожу Райкину больше всего задела позиция Николая Петровича по вопросу о возвращении института художественных советов при театрах.
Итак, автор статьи в "МК" Марина Райкина не может скрыть своего негодования, видя состав экспертной комиссии по театру, созданной Общественным советом при Министерстве культуры РФ: "В нем, как в Ноевом ковчеге, каждого… деятеля по паре..." – искаженное не без умысла, знакомое всем библейское выражение "каждой твари по паре".
Неуважительно звучит и сетование критика о том, что в комиссии "широко представлена возрастная группа 75-80+". Разве возраст, опыт и заслуги могут быть вредны для театрального процесса? Опыт и заслуги перед театром и культурой народных артистов СССР и России Татьяны Дорониной, Юрия Соломина, Олега Басилашвили, Владимира Васильева, Валентины Талызиной, Рудольфа Фурманова, Николая Бурляева… Грешно не признавать роль старейшин в культуре и в жизни народа. Особенное неприятие автора статьи вызывает председатель экспертной комиссии по театру Николай Бурляев: "Почему кинодеятель возглавляет комиссию по вопросам театра?.. Ни одного спектакля за г-ном Бурляевым не числится… В театре он не играл…".
Во-первых, народный артист России Николай Бурляев является избранным на альтернативной основе заместителем председателя Общественного совета, курирующего вопросы театра. Во-вторых, нехорошо театроведу не ведать истории Российского театра. Впрочем, это немудрено, ведь Николай Бурляев стал артистом Академического театра имени Моссовета в 1961 году, когда его будущему "критику" было всего три года. Уже тогда Николай Бурляев работал в этом прославленном театре под руководством выдающегося режиссера Юрия Завадского, играл во многих спектаклях. Его партнерами и коллегами по театру были великие артисты Николай Мордвинов, Вера Марецкая, Любовь Орлова, Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Серафима Бирман. Напомним "театроведу", что Николай Бурляев – выпускник театрального училища имени Б.Щукина по специальности "артист театра и кино", кроме театра им. Моссовета, он был артистом театров Ленинского комсомола и ТЮЗа. В 1968 году Николай Бурляев стал самым молодым членом Всероссийского театрального общества (ныне СТД). Последние 15 лет является президентом Международного театрального форума "Золотой Витязь", одного из самых уважаемых театральных фестивалей России, неуклонно борющегося за сохранение Русского реалистического, психологического, репертуарного театра. Может быть, именно четкая позиция Бурляева неприемлема для "театроведа"?
Вынуждены поправить заявление автора статьи о том, что "этот Совет… ничего не решает…". Именно Общественный совет при Министерстве культуры РФ призван решать те спорные этические вопросы, которые не вправе решать Министерство культуры. Уставный документ вменяет в обязанность Общественному совету "осуществление общественного контроля за деятельностью Министерства культуры Российской Федерации, обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества, содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов", что Общественный совет успешно продемонстрировал в случае с прошлогодней провокационной антихристианской постановкой новосибирского "Тангейзера".
Г-жа Райкина особенно сетует на то, что "сутяги и скандалисты с Таганки стали экспертами Минкультуры". В экспертную комиссию Совета по театру вошли представители из двух десятков театров Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Калуги. В ее составе есть и представители прославленного Театра на Таганке. Те, кого г-жа Райкина называет "сутягами и скандалистами", – это заслуженные деятели театра, кто – 20 лет, кто – полвека вместе с Любимовым выковывавшие мировую славу "Таганки", те, кто и ныне не желает сдавать созданный их трудом и любовью театр внедренным в их родной коллектив проходимцам от театрального бизнеса и поп-культуры.
Весьма показательна "оговорка" Райкиной, ставящая точку над i. Критик, оказывается, не принимает позицию председателя комиссии Николая Бурляева и его коллег по одной простой причине: потому что все они "…так четко выражают свою идеологическую позицию, что она до неприличия подозрительно совпадает с идеологической доктриной нашей ведущей партии и власти".
Критик не ошиблась: позиция экспертного совета по театру действительно полностью совпадает с "позицией власти", с указом президента РФ об "Основах государственной культурной политики", укорененной на морально-этических нормах и традиционно-нравственных ценностях отечественной культуры. Неприятие критиком Государственной культурной политики России оставляем без комментария.
Пресс-центр экспертного совета по театру Общественного совета при Министерстве культуры РФ, подготовлено специально для Накануне.RU