"Праздничный" день, когда Россия потеряла Аляску
30 марта исполняется 150 лет со дня подписания договора о продаже Аляски США. В 1867 при императоре Александре Втором США за 7,2 млн долларов приобрели у России Аляску с Алеутскими островами. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров ранее заявил, что эту дату будут отмечать. Еще раньше Аляску в повестке укрепил глава Крыма Сергей Аксенов, немного перепутав, на радость критикам, русских императоров. В эфире "Первого Крымского" заявил, что Россия потеряла Аляску из-за того, что Николай Второй "поиграл в демократию". Если бы Аляска осталась у России, считает Аксенов, "это изменило бы геополитическую ситуацию во всем мире".
В материале Накануне.RU – мнения экспертов о том, как изменился бы мир и Россия, если б Аляска осталась у нас.
Глава экспертной группы "Крымский проект" Игорь Рябов предлагает вспомнить рок-оперу "Юнона и Авось" и то, что русские дошли не только до Аляски, но до Западного побережья Северной Америки.
Игорь Рябов: Я думаю, что ничего в целом бы не изменилось. Наверное, со мной поспорят все остальные эксперты. Но даже, скажем, тот фактор, что на Аляске есть свои углеводороды ничего особенно не меняет, потому что у нас собственных до сих пор неосвоенных еще много. Близость к границе Канады или США тоже не играет уже роли в современном мире, граница США, например, теперь уже для наших ракет находится очень близко. Да, был бы у нас еще один государственный язык – английский. Культурная взаимосвязь с американским континентом была бы более серьезной. Может быть, присутствие России давило бы на англо-саксонскую цивилизацию с северо-запада, меняло ее. Но это несущественно. Кстати, не надо забывать, что был еще период освоения Западной Америки – форт Росс. Русские же и туда добрались. Рок-опера Юнона и Авось – она же как раз про это. Ситуация действительно бы стала сложнее, если бы этот проект удался, но сама по себе Аляска ничего бы не изменила.
Писатель, лидер партии "ПВО" Николай Стариков считает, что главный урок истории о продажи Аляски – Россия не должна торговать своими территориями.
Николай Стариков: История не имеет сослагательного наклонения, но я думаю, что на самом деле не изменилось бы практически ничего. Продажа Аляски Александром Вторым преследовала исключительно геополитические цели. После Крымской войны наш государь император Александр Второй решил, что Россия не имеет возможность удержать заморские территории и в любом случае наши британские партнеры у нас эту территорию отнимут. Вот он и решил поссорить между собой англосаксов британских и американских. Это была основная идея, которую он преследовал. Из этого мы должны вынести самый главный урок: территория России никогда не должна быть продаваема. Это самый главный урок. А что касается той идеи, что если бы Александр Второй не совершил этой ошибки, то границы России были бы больше… Дело в том, что во время революции 1917 года США не мытьем, так катанием выкупили бы эту территорию у большевиков, либо захватили. Есть исторические закономерности, а есть государственные ошибки и не нужно путать одно с другим.
Историк Борис Юлин напоминает, что продажа Аляски была вынужденной мерой. Более того, подобные сделки тогда считались нормой: свои территории в США были даже у Швеции.
Борис Юлин: У российской империи были большие проблемы с удержанием своих владений, особенно после Крымской войны. Когда у нас готовились к войне с Турцией, то, в принципе, не могли обеспечить сохранность Аляски, например, от тех же англичан. Я напомню, что мы не единственная страна, которая, имея заморские владения, их лишились. В то время даже у Швеции были владения в США. Я считаю, что это был не самый приятный, но вынужденный ход. Обмен или продажа заморских владений – это была очень распространенная практика. Тем более Аляска - это была не русская земля, а колония, захваченные земли. Русских там практически не было. Аляска – земля индейцев и алеутов, да это, по сути, наши дальневосточные народности, но в те времена и они тоже жили, мягко говоря, не с гордо поднятой головой. Их обложили ясаком и данью, как колонизируемые народы. Так что продажа Аляски - это не тоже самое, что отдать сейчас Калининград или как в 1991-м году мы отдавали Крым.
Экс-руководитель гуманитарного управления Минобороны ЛНР Алексей Анпилогов не видит поводов отмечать потерю Аляски. Историческая дата напоминает нам проблемах Курил и Шпицбергена. И эксперт опасается, что этот сюжет может повториться.
Алексей Анпилогов: Продажа Аляски – билет в один конец. Аляска сейчас является самым северным штатом США, для России она утеряна навсегда, русской общины на Аляске не осталось, поэтому здесь мне кажется, что министр Лавров делает хорошую мину при плохой игре. К сожалению, сюжеты подобные продаже Аляски сейчас снова на повестке дня. Достаточно посмотреть на ситуацию вокруг Курил, чтобы понять, что история может повториться с теми территориями, которые уже минимум полвека являются российскими. Ведь ничего невозможного нет. Достаточно вспомнить, как при Медведеве была проведена делимитация морского дна в Баренцевом море. Россия тогда пошла на значительные уступки по отношению к Норвегии. Можно обратить внимание, как последовательно сейчас теряется российское влияние на Шпицбергене, вокруг которого в течение XX века шла борьба дипломатов СССР и Норвегии по удержанию этой территории. Сейчас же можно констатировать, что Шпицберген фактически полностью стал норвежским. Речь даже не столько о самой территории, где была разработка угля и других полезных ископаемых, но и о претензиях Норвегии к особой экономической зоне вокруг Шпицбергена, которые уже привели к скандалу вокруг задержания российского траулера "Электрон". Вот, что я могу сказать по поводу исторической с моей точки зрения даты, но отнюдь не праздничной.
Сами жители Аляски считают, что штат получил бы большее развитие под рукой Москвы. Как сообщил советник по арктической политике правительства штата Аляска Крейг Флинер, Москва, возможно, сосредоточилась бы на развитии полуострова с точки зрения обеспечения национальной безопасности, если бы не продала Аляску в конце XIX века. "Это бы в свою очередь привело к развитию нефти, газа и минеральных ресурсов. Поэтому, вполне возможно, что в отношении обеспечения безопасности страны регион был бы более развит", — отметил Флинер. Однако он считает, что возможностей возвращения Аляски России нет. "Я не думаю, что США бы нас отпустили. И я не думаю, что жители Аляски согласились бы на это", - отметил он.