Тюменцы сожгли мосты в Удмуртии
И за проваленную стройку глава республики получил "волчий билет"Один из крупнейших налогоплательщиков Тюменской области, строительная компания "Мостострой-12" оказалась втянута в коррупционный скандал в Удмуртии. Предприятие вместе с другими компаниями его владельцев – бизнесменов Александра Забарского и Сергея Полевикова – фигурируют в материалах уголовного дела в отношении экс-губернатора республики Александра Соловьева. "Мостострой-12" всегда был любим властями Тюменской области, например, депутаты отчаянно отстаивали права строителей в споре с "Корпорацией развития", который подрядчик строительства моста через Надым позднее выиграл в суде. Однако новости, связанные с "Мостостроем-12", все чаще имеют негативный фон: работники компании регулярно жалуются на задержки зарплаты, а между собственниками разгорается конфликт из-за одного из важнейших активов группы. "Удмуртское дело" нанесет еще больший урон репутации мостостроителей.
Накануне Басманный суд Москвы до 4 июня отправил под арест бывшего главу Удмуртии Александра Соловьева, который обвиняется в получении взяток на сумму более 140 млн руб. В ходе заседания стало известно и о других фигурантах, по уголовному делу проходит компания "Мостострой-12" и связанные с ней тюменские бизнесмены Александр Забарский и Сергей Полевиков (владелец 10% СП "Фоника" - учредителя "Мостостроя-12"). Кроме того, в материалах фигурируют связанные с предпринимателями компании – ООО "Региональная инвестиционная компания" (председатель совета директоров Забарский, экс-директор Полевиков) и "Удмуртстальмост" (гендиректор Полевиков).
Как известно, претензии силовиков возникли к мосту через Каму, который считается главной удмуртской стройкой, он имеет федеральное значение и существенно сокращает путь от Москвы до Уфы и Екатеринбурга. Однако его не смогли вовремя ввести в строй. В сентябре 2016 г. года на открытие моста приглашали Владимира Путина, президент приехал в республику, но объект был не готов. Глава государства на открытие так и не поехал, а сосредоточился на активах концерна "Калашников" и при этом и не удостоил Александра Соловьева личным общением. Возможно, именно тогда губернатор получил "волчий билет". В конце октября власти Удмуртии заявили, что достроят мост не раньше марта 2017-го. Но проблемы лишь накапливались.
"Мостострой-12" на основе ГЧП строил переходы через реку Кама и Буй у Камбарки. Концессионное соглашение (первая в России региональная концессия) о строительстве между правительством Удмуртии, банком ВТБ и ООО "Региональная инвестиционная компания" было подписано весной 2013 г. Подрядчиком стал "Мостострой-12". Инвестпроект оценивался в 14 млрд руб., из которых порядка 10 млрд руб. должен был вложить концессионер – ООО "РИК" с привлечением средств ВТБ.
На сайте "Мостостроя-12" последние отчеты о строительстве моста датированы маем 2016 г., власти Удмуртии заявили о недофинансировании объекта как раз осенью прошлого года. Выполнено и принято работ на 12,3 млрд руб., сам концессионер вложил 3,2 млрд, недофинансирование со стороны РИК - свыше 1,9 млрд руб, говорил на заседании Госсовета министр транспорта и дорожного хозяйства республики Виктор Вахромеев. При этом РИК накопил задолженность по зарплате перед студенческими отрядами и работниками компании - свыше 81 млн руб. "Отставание строительства прежде всего связано с отставанием финансирования за счет средств концессионера, а именно, ООО "РИК", – сказал Вахромеев, анонсировав совещание со всеми участниками строительства.
Но руководители "РИК" и "Мостостроя-12" на него не приехали, к концу 2016 г. работы по строительству моста остановились из-за финансовых проблем, после чего группа ВТБ взяла контроль над "РИК", сменила гендиректора и отказалась от услуг "Мостостроя-12".
Без проблем уйти тюменцам из Удмуртии не удалось. Еще до появления уголовного дела Соловьева в арбитражный суд с иском обратилось министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии. С "Мостостроя-12" взыскивают 75,5 млн руб. неустойки в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по государственному контракту. Кроме того, Вахромеев в интервью местным СМИ сообщал, что подрядчик из 620 млн руб., выделенных на ремонт и реконструкцию мостов, освоил лишь 13%, и республика потеряла почти полмиллиарда федеральных рублей.
Напомним, что совместное расследование СКР и ФСБ касается именно строительства мостовых переходов через Каму и Буй, где работали тюменцы. По версии следствия, в 2014-2016 гг. экс-глава получил от представителей организаций, осуществляющих строительство мостовых переходов, взятки на общую сумму 139 млн руб. за обеспечение "внеочередной и незамедлительной" оплаты работ из федерального бюджета, а также выделение лицензий для геологического изучения участка недр и на разведку, а также добычу песка и песчано-гравийной смеси. В беседе с Накануне.RU Сергей Полевиков заявил, что компания работала в Удмуртии "в рамках закона", а сам он узнал об уголовном деле из СМИ, сейчас бизнесмен находится в Казахстане.
"По мне, это слухи какие-то. Давайте дождемся каких-то официальных заявлений. Я так понимаю, СК занимается этим, у них есть какие-то оперативные разработки. Но там фигурирует масса других каких-то лиц, которые мне даже не знакомы. Я думаю, это больше не с нами связано, не с "Мостостроем-12", а с теми гражданами. Потому что в строительстве этого объекта, который фигурирует как основной, государственных денег – 25%, остальное – деньги инвестора. Получается, что инвестор и вкладывает, и взятки дает – это просто нелогично", – заявил Полевиков.
По его словам, "Удмуртстальмост" – еще одно предприятие группы, появилось в рамках расширения деятельности "Тюменьстальмоста", как выносная площадка для сборки мостовых конструкций. За счет создания компании планировалось снизить логистические расходы при выходе на рынки Приволжского ФО – Удмуртии, Башкирии.
"С точки зрения строительства "Удмуртстальмост" должен был выступать не как какой-то подрядчик, а как обыкновенный изготовитель. Поэтому я не понимаю, как он мог попасть в материалы дела. Я думаю, что это домыслы и надо дождаться официальных заявлений", – считает Полевиков.
Кажется, что в Тюменской области тоже не хотят верить в участие земляков в коррупционных схемах. Областные депутаты продолжают настаивать на непогрешимости "Мостостроя-12", депутат Михаил Селюков назвал появление в деле тюменских бизнесменов "догадками журналистского сообщества". Напомним, что областные парламентарии отстаивали интересы "Мостостроя-12" в деле "Корпорации развития" - когда последняя объявила о строительном браке на ямальском объекте, а затем отстранила строителей от работы. Депутаты защищают всех бизнесменов, которые работают на территории области, говорит Селюков, отвергая предположение об особом отношении парламентариев к мостостроителям.
"Мострострой-12" – это один из крупнейших налогоплательщиков на территории региона. У них очень серьезные мощности, в Тюмени – та же компания "Тюменьстальмост". Я считаю, что компании, которые имеют такой богатый опыт, должны развиваться и работать, в первую очередь, на территории домашнего региона. Нашему мощнейшему нефтегазвому комплексу нужны высокие специалисты. Что касается Удмуртии, думаю, это догадки все-таки журналистского сообщества, какой-то конкретизации от следственных органов по поводу этого происшествия мы пока не слышали. Когда пройдет следствие, тогда можно будет делать какие-то выводы. Но еще раз повторюсь, депутаты Тюменской областной думы должны защищать интересы производителей, которые работают на территории большой Тюменской области. Это одна из задач, для которой выбирают депутатов. Так как эти предприятия работают, дают рабочие места, улучшают социальную обстановку на территории, платят налоги, производят продукцию", – сказал он в беседе с Накануне.RU.
Бывший депутат облдумы, а ныне федеральный парламентарий от Тюменской области Владимир Сысоев также уверен, что нельзя обвинять строителей до выводов следствия, и напомнил о выигранном процессе против "КР".
"Следственные органы и суд разберутся в вопросах, связанных с обвинениями, которые были выдвинуты. Я думаю, что эта ситуация не возникла в один момент. Она явно носила продолжительный характер и я думаю, что в рамках этого эпизода и по другим "экс-губернаторским эпизодам" вскроются факты коррупционных проявлений. Но если говорить про компанию "Мостострой-12", то нужно вспомнить историю, которая возникла в рамках расследования деятельности организации "Урал промышленный - Урал Полярный" - "Корпорации развития". "Мостострой-12" вынужден был судиться с "КР" за выполненный объем работ по строительству моста через реку Надым. Конечно, мы поднимали эту тему, что нужно расследовать вопрос, судьбу этих 30 млрд руб., которые три субъекта вложили в уставный капитал. И ведь мы все реально понимаем, что мост через реку Надым до сих пор не завершен. То есть реализована только часть проекта. И, наверное, во многом здесь вина "Корпорации развития", - рассказал Накануне.RU Сысоев.
Получить комментарии по делу в "Мостострое-12" не удалось, телефоны компании не отвечали.
Добавим, что проблемы у "Мостостроя-12" есть не только в Удмуртии, но и в домашнем регионе. Компания регулярно фигурирует в жалобах Общественной палаты России в Генпрокуратуру из-за задержек зарплаты. Кроме того, в арбитраже готовится к рассмотрению иск "Сбербанка" к зависимым обществам группы о взыскании 627 млн руб., что может привести к банкротству "Тюменьстальмоста".
Ксения Теплякова, Алена Ласкутова