Православные патриоты создают собственный "антимайдан"
В инициативе увидели угрозу нового черносотенстваВсё чаще заявляют о себе малоизвестные организации, действующие якобы от имени верующих. После нашумевшего обращения к Наталье Поклонской от так называемого "Христианского государства - святая Русь" о запрещении фильма "Матильда", "Священная лига Святого Георгия" и "Народный профсоюз России" опубликовали декларацию, в которой говорят о необходимости обретения православными собственной политической субъектности. На 18 апреля анонсировано проведение в Москве совета православной патриотической общественности. Работу координируют протоиерей Всеволод Чаплин и лидер движения "Русский выбор" Виктор Аксючиц. В заседании, как ожидается, примут участие около полусотни общественных и культурных деятелей. Подробности - в материале Накануне.RU.
Еще 22 марта в Москве было объявлено о создании "Христианского народного профсоюза России", что стало первым шагом к созданию христианского политического движения в РФ. Распространенный среди патриотической общественности тезис "мы всегда за власть" делает невозможным позитивный перехват у либеральных манипуляторов лозунга борьбы с коррупцией, обрекая патриотическое движение на проигрышную перспективу – быть всегда в политическом арьергарде, в роли обороняющихся, а не инициаторов и лидеров процесса. В такой ситуации православной общественности необходимо преодолеть пассивность и разобщённость.
Основными темами заявленного на 18 апреля совета, помимо политической субъектности, как сообщается в декларации, станут обсуждение кардинальной ротации российских элит и противостояние "оранжевым технологиям". Для достижения этих целей совет намерен решить следующие задачи: "соборное осознание общественно-политической миссии, противостоящей разрушительным процессам в стране"; "консолидация общественности в деле спасения России".
Не обошлось и без традиционной для подобных движений националистической повестки. Авторы декларации считают русский вопрос одним из основных в современной России, несмотря на то, что его "слепо боятся признать" власти и элита. "Русский государствообразующий народ солидарно со всеми народами России создал и веками защищал российское государство. Русское национальное возрождение является сильнейшим мобилизационным ресурсом", - отмечается в документе.
Авторы декларации резко осуждают антиправославные кампании со стороны интеллигенции и некоторых высокопоставленных чиновников, примером которых является борьба против передачи РПЦ Исакиевского собора в Петербурге. Подобные кампании в документе называются ни много ни мало "самоубийственными".
Громко звучит требование кардинальной ротации нынешних элит. Например, в декларации есть тезис о том, что "национальный лидер должен осознать, что постепенный отказ от "чекизма" как основы элитогенеза и реальная опора на патриотическое гражданское общество – вопрос сохранения страны и его собственного выживания". Это соседствует с осуждением протестных движений, среди которых отдельно выделен ФБК, который, по мнению авторов декларации, профанирует саму идею антикоррупционных расследований. "Антикоррупционная деятельность верховной власти налицо, но она недостаточно освещается в СМИ. Складывается впечатление, что, расчищая для Навального "зеленую улицу", из медийного пространства убирают солидных профессионалов, и это не может быть сделано без ведома властей", - говорят активисты.
Политолог Константин Калачев относится к идее создания христианского политического движения скептически. Он подчеркнул, что создание партий по религиозному принципу запрещено законодательно, да и околополитические религиозные движения также не приветствуются. "Если кто-то думает, что возрождение каких-либо движений, которые можно рассматривать как правопреемников или аналоги черносотенцев и прочих, кто должен был "положить жизнь за царя", это лучший ответ на любые риски и угрозы, то надо просто вспомнить опыт 1917 г. Фактическая ориентация православного политического движения очевидна – это будет, безусловно, ультраконсерватизм", - говорит он.
"Давайте вспомним историю, помогло ли это в своё время? Нет, не помогло. С уважением отношусь к социальной доктрине православной церкви, но считаю, что Богу - Богово, а кесарю - кесарево, и каждый должен заниматься своим делом. Что же касается людей воцерковлённых, то у них есть возможность реализовать себя в широком спектре политических организаций", - отметил эксперт.
Также, по мнению Константина Калачева, данная инициатива представляет собой реакцию на актуальные политические процессы: "Я прекрасно помню Аксючица в 1990-е с его "Христианским демократическим движением". Оно даже в тех условиях приказало долго жить. Как приказал долго жить ХДС Огородникова. Последний больше склонялся в сторону протестантов, католиков и сторонников диалога между православием и остальными христианскими конфессиями, ХДД было более консервативно. Кстати, в этой организации поначалу состоял даже Борис Немцов. Но какова судьба всех политиков, продвигавших консервативную линию в девяностых? Куда избрался Аксючиц за последнее время? По-моему, никуда".
Сейчас же, по словам политолога, создавать что-то "только потому, что есть Навальный и есть его фонд", смешно. "Причина другая. Люди видят, что у власти есть запрос и что под это можно будет найти финансирование и реанимировать себя как политиков. Им кажется, что вместо того, чтобы вступать в уже существующую организацию, лучше создать что-то новое, авось заметят, поддержат, обеспечат работой и т.д. Я ко всему этому отношусь скептически. Откровенно говоря, это всё работает не на повышение авторитета православной церкви, а как раз наоборот. Церковь должна быть вне политики, на эту тему были опросы и так считает большинство россиян", - отмечает он.
Религиовед Роман Силантьев в беседе с Накануне.RU сообщил, что о таких организациях, как "Священная лига Святого Георгия" и "Народный профсоюз России", ему ничего неизвестно, и поэтому сложно судить о том, насколько они могут представлять и вообще быть связанными с Русской православной церковью.
"Сейчас, в течение буквально получаса, можно создать сотню организаций, особенно без образования юридического лица", - подчеркнул он. Что же касается позиции церкви, то она, по его словам, не очень поощряет создание православных политических движений, поскольку люди православные могут и по факту находятся в разных политических движениях.
"Православные сейчас могут быть коммунистами, сторонниками "Единой России", "Справедливой России", есть даже некоторое количество православных среди либералов. А создание именно православного движения как бы намекает, что все православные должны вступать туда. А те, кто не вступил, вроде как, ненастоящие. Именно поэтому церковь не поощряет это и считает, что её паства может находиться в разных политических движениях", - сказал религиовед.