Школа для элиты, элитная школа или всеобуч: каким путем пойти
Профессор Сергей Волков - о возможной реформе образования в РоссииПопытка реализовать господствующую в общественном сознании установку на то, чтобы дать одинаковое и качественное образование всем лицам определенного возраста, на практике неизбежно будет означать лишь безнадежную попытку "пересоздать" созданное природой.
Как весьма значительная дифференциация умственных способностей, так и разнонаправленность интересов и увлечений лиц даже примерно одинакового уровня способностей есть вещи, неустранимые никакими социально-политическими и административными мерами.
Настоятельные усилия в этом направлении — что в СССР, что на определенном этапе в США и ряде западных стран - вызвали к жизни лишь эффект "всеобщей полуграмотности". То есть формальной образованности при отсутствии реально усвоенных познаний и низком уровне общей культуры.
Следует заметить, что само понятие "культурности" в сознании как современного отечественного "массового человека", так и государственной образовательной (да и всякой вообще) администрации превратилось в чисто абстрактное и приложимое к чему угодно. Поэтому, когда им приходится слышать, что культурный уровень выпускника старой русской гимназии гораздо выше, чем таковой советского вуза, они не понимают, о чем идет речь, и не верят.
Точно так же их пониманию недоступно, например, почему власти Российской Империи обеспечивали преимущества (право поступать на службу уже сразу классным чином) выпускникам гимназий с древнегреческим языком — абсолютно "непрактичным" и неприменимым в государственном делопроизводстве.
Существует образовательная модель, которая свойственна европейскому типу образования и предполагает наличие средних учебных заведений, различающихся по ориентации своих выпускников на разные сферы деятельности и, соответственно, с разным набором и объемом изучаемых предметов. В старой России, как известно, набор таких учебных заведений был исключительно многообразен: помимо основных типов (классическая гимназия, реальное училище, кадетский корпус, духовная семинария, коммерческое училище) существовали и многие другие учебные заведения этого уровня образования.
В настоящее время, как показывает практика других стран, вполне могли бы существовать по крайней мере три типа средних учебных заведений. Это "преимущественно гуманитарное", "преимущественно естественно-математическое" и общее. "Общее" - это то, что дает основные знания без особой специализации и не имеет целью готовить своих выпускников к поступлению в вуз того или иного профиля.
При этом советская концепция среднего образования представляет собой полную и принципиальную противоположность русской, а "единая трудовая политехническая школа" ни в коем случае не является подобием не только классической гимназии, но и русского реального училища.
Если такая концепция чему-то и преемственна в старой России, то разве что той концепции единой школы, которая выдвигалась в 70-х годах XIX в. публицистами левацкого толка в целях разрушения современной им образовательной системы. Государство, элита которого не отличается по своим культурным запросам и интеллектуальному уровню от массы населения, может управляться только крайне неэффективно, с весьма низким КПД, бездарно растрачивая природные и людские ресурсы для достижения результата.
Всякая вменяемая власть (способная оценивать, "кто есть кто") заинтересована в обновлении своей элиты за счет талантливых людей, и образовательная система, воспитывая таких в высококачественных заведениях, в принципе призвана этому способствовать.
Вместе с тем процесс обновления элиты продуктивен только в рамках такой пропорции, которая позволяет навязывать "пополнению" интеллектуальные, культурные и поведенческие стандарты высших слоев, приобщая их к соответствующей культуре. В ином же случае (оказываясь в большинстве) "пополнение" способно утвердить для всей совокупности собственные нравы, и данная культура гибнет. Именно нечто подобное имело место в СССР.
С другой стороны, дети действующей элиты (как бы ни хотелось кому-то, чтобы некоторые из них шли "к станку") в любом случае останутся в ее составе. Пребывание в элитном учебном заведении тех из них, кто не способен справиться с его программой, способно угробить само такое заведение, вынудив его понижать планку требований.
Выход видится в создании параллельно элитных заведений несколько иного рода – престижных и максимально комфортных для пребывания, но с менее сложной программой, обеспечивающей лишь общекультурный уровень.
Думается, что на фоне догматических, идеалистических, а часто вовсе безумных ожиданий и пожеланий как "общественности", так и администрации такой подход является единственно трезвым.
Следует, однако, заметить, что в условиях "всеобуча" вопрос о роли средней школы в качестве "социального лифта" вообще не стоит. Если все получают (или якобы получают) одинаковое и обязательное образование, то ни о каких образовательных преимуществах речи быть не может. Процесс дифференциации осуществляется только на уровне высшей школы, если осуществляется вообще, т.к. тенденция к "всеобщему высшему" уже, кажется, недалека от осуществления.